Функции педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:46, контрольная работа

Краткое описание

Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы об

Оглавление

Описать предмет, объект, задачи и функции педагогики.
Основные понятия по педагогике.
Образовательная система в России.
Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания.
Функции и управленческая культура руководителя.
Когнитивные психические процессы, их свойства, виды и формы.

Файлы: 1 файл

психология и педагогика.docx

— 62.39 Кб (Скачать)

• организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

• по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;

• создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, для применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, для осуществления педагогических экспериментов;

• несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.

Управленческая культура руководителя.

Управленческая культура руководителя школы представляет собой творческую самореализацию личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на создание, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении школой. Компонентами управленческой культуры являются аксеологический, технологический и личностно-творческий компоненты.

Аксеологический компонент представлен группой управленческо-педагогических ценностей, которые имеют значение в руководстве современной школы. Имеющие большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей. Такими ценностями, в свою очередь, могут быть:

• ценности-цели, раскрывающие значение и смысл цели управления целостным педагогическим процессом на разных уровнях иерархии (цели управления системой образования, школой, педагогическим и ученическим коллективами, самовоспитанием и т.д.);

• ценности-знания, раскрывающие значение и смысл школоведческих знаний в сфере управления (знание основ управления, внутришкольного менеджмента, критерием эффективности управления педагогическим процессом и т.д.);

• ценности-отношения, которые раскрывают значимость взаимоотношений между участниками педагогического процесса, отношения к себе, к своей профессиональной деятельности, межличностных отношений в педагогическом коллективе, возможности его формирования и управления;

• ценности-качества, раскрывающие многообразие индивидуальных, личных, поведенческих качеств руководителя (способности прогнозировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, способности соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, способности к сотрудничеству и т.д.).

Технологический компонент управленческой культуры включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач. Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданной алгоритмичности управления деятельность руководителя является творческой. Осваивая ценности управления, руководитель-менеджер их преобразовывает в зависимости от личностных особенностей и особенностей объекта управления. То есть управление педагогическими системами выступает как область приложения и реализации способностей личности руководителя, сфера профессиональной и личностной самоактуализации.

6.Когнитивные процессы.

Ощущения и  восприятие. Классификация ощущений.

Ощущения - это наиболее элементарный психический процесс, заключающийся в отражении качеств и свойств предмета. Ранее уже говорилось о том, что ощущения появляются уже у простейших живых существ. В основе существующих классификаций ощущений лежат разные основания. Так, существуют контактные и дистантные ощущения. Контактные (вкусовой, тактильный) ощущения возникают только при непосредственном соприкосновении (контакте) с объектами внешнего мира, например, мы не можем ощутить вкус пищи или гладкость поверхности и температуру предмета, не прикоснувшись к нему. Дистантные, как видно из названия (зрение, слух, обоняние), позволяют оценить качества предмета на расстоянии — мы видим объекты, слышим звуки или улавливаем запахи иногда даже на значительных расстояниях от источника ощущения. Одним из оснований для классификации является расположение воспринимающих рецепторов: экстероцептивных (зрение, слух, запах, вкус, осязание), передающих информацию о внешнем мире; интерорецептивных, передающих информацию о состоянии внутренних органов, проприорецептивных, передающих информацию от мышц и сухожилий, позволяя определить перемещение тела в пространстве, его наклон и т.д. Еще одним важным основанием для классификации является генетический принцип, выделяющий старую (с точки зрения филогенеза) и новую чувствительность. Протопатическая (старая) чувствительность возникает на самых начальных этапах психического развития, это именно тот вид чувствительности, который существует уже у простейших. Эта информация связана с наиболее значимыми для жизни сигналами, например болевыми, сигналами о движении, свете, громкости звука. Эпикритическая (новая) чувствительность возникает уже на более высоких стадиях развития психики, прежде всего у животных. Этот вид ощущений более точно и полно передает информацию  о внешнем мире — не только о движении, но и о цвете и форме предметов, о звуковысотных отношениях, о характере поверхности и т.д. Почти в каждом анализаторе есть оба эти вида чувствительности. Так, на сетчатке глаза есть палочки (орган протопатической чувствительности), передающие сигнал о движении. Они находятся на периферии сетчатки, чтобы любой появившийся в поле зрения объект был оценен с точки зрения его возможного приближения к субъекту. Колбочки (орган эпикритической чувствительности) находятся в центральной части сетчатки, они передают более точную информацию о форме, цвете объекта, который представляет для нас определенный интерес. Эти два вида чувствительности работают совместно для того, чтобы помочь живому существу сориентироваться в окружающем: выделить движущиеся, потенциально угрожающие предметы и более отчетливо их оценить. Во внутренней, интерорецепторной чувствительности преобладает протопатическая часть, так как информация о состоянии организма была необходима уже на самых ранних этапах существования живого существа. По характеру информации, идущей от этих рецепторов, хорошо видно, что она весьма смутна и расплывчата, не дает возможности локализовать источник ощущения (например, боли). Важным моментом является и тесная связь этих сигналов с эмоциями. Так, ощущение боли, отражающее нарушение нормальной работы организма, всегда аффективно, но не всегда достаточно информативно.

Свойства ощущений:

Среди основных свойств ощущений выделяют пороги. Абсолютный порог ощущений — это та минимальная интенсивность, при которой сигнал начинает осознаваться субъектом. Для разных видов ощущений существуют свои пороги, иногда значительно отличающиеся друг от друга. Относительный порог, выражаемый законом Вебера — Фехнера, показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение сигнала. Естественно, что чем больше исходный уровень, тем больше и порог. При тихом звуке достаточно слегка прибавить громкость, чтобы все ощутили разницу. Если же раздается громкая музыка или слышится сильный шум за окном, то незначительное их усиление нами не улавливается. Ведущими свойствами ощущений являются также адаптация, сенсибилизация и синестезия.

Адаптация - это способность органов  чувств приспосабливаться, привыкать к новому, или изменившему интенсивность, сигналу. Существуют, например, темновая и световая адаптация, адаптация к температуре или качеству поверхности. Некоторые из них мы довольно часто испытываем в повседневной жизни. Так, зайдя с солнечной улицы в темное помещение, мы в первый момент почти ничего не видим. Однако довольно быстро глаза привыкают (адаптируются) к полумраку, и мы начинаем различать окружающее, сначала смутно, а затем все более и более отчетливо. Точно так же, выйдя на яркий свет из темноты, мы в первый момент плохо различаем окружающее, а затем световая адаптация помогает нам увидеть предметы. Опуская руку в горячую воду, мы вначале чувствуем высокую температуру, однако постепенно рука привыкает и перестает ощущать воду как горячую (или чрезмерно голодную). Есть только два вида чувствительности, к которой не может привыкнуть живое существо — боль и слух. Это связано с биологической целесообразностью, так как, привыкая, например к боли, у живого существа снижается порог опасности и оно может погибнуть. Важно также и постоянно слышать звуки окружающего мира, так как (особенно на первых этапах филогенеза) опасность можно было точнее определить именно по звуку, сигнализирующему о ее приближении. У человека также речь (т.е. звук) содержит чрезвычайно важную для жизни информацию. К звуку можно постараться привыкнуть, не замечать его (как и боль), но стоит ослабить внимание — и звук или боль опять осознаются, в то время как воссоздать ощущения горячей воды или слепоты в темной комнате мы уже не сможем ни при каких условиях.

Сенсибилизация связана с повышением чувствительности, снижением ее порога. Это свойство возникает в связи с усилением мотивации или определенными условиями жизни, требованиями профессиональной деятельности. Так, при высокой заинтересованности мы можем услышать звуки, которых бы не услышали в обычной ситуации (например, вам хочется услышать тихую речь, зная, что разговор идет

именно о вас). Музыканты различают  обертоны в звуке, кажущемся непрофессионалам единым тоном. Точно так же художники видят разные оттенки в едином для других цвете. Повышению чувствительности способствуют и условия жизни, например северные народы выделяют несколько оттенков белого цвета (единого для остальных), так как от состояния снега зависит многое в их жизни.

Синестезия основана на совместной работе нескольких анализаторов. Так, мы можем связать цвет со звуком (например цветомузыка) или с температурными ощущениями (теплые или холодные тона) и т.д. Синестезия помогает компенсировать и недостатки деятельности какого-то анализатора, например плохо слышащие люди различают звуки по вибрации. В любом случае такое совместное ощущение более устойчиво и лучше сохраняется в памяти, чем обычное.

 

 

Виды восприятия:

У человека и высших животных ощущения тесно связаны с восприятием, т.е. с отражением целостного образа предмета в совокупности его свойств и качеств. Так как создание образа предмета является здесь единым процессом, то и классификация восприятия основывается на содержании воспринимаемых объектов (или выделении ведущего рецептора) — зрительное восприятие, слуховое, тактильное, восприятие пространства, движения, времени. Большинство свойств и законов восприятия было открыто и изучено гештальтпсихологами. Обращение гештальтпсихологии к проблеме восприятия не случайно. Тот факт, что они считали основой психики целостные структуры (гештальты), закономерно привел их к необходимости изучения связи этих гештальтов с процессами познания. При этом ведущим становится не мышление или память, но восприятие, отождествляемое с отражением гештальта, а мышление, память, воображение понимаются как этапы дальнейшей переработки образа-гештальта. В исследованиях гештальтпсихологов было впервые доказано, что целостный образ в развитии восприятия предшествует образу, в котором выделяются отдельные черты и детали предметов. То есть у низших животных формирование целостного образа происходит постепенно, так как он складывается из отдельных свойств предмета. У человека же и высших животных целостность образа задана изначально. Обосновывая ведущие законы восприятия, М. Вертгеймер в своей книге «Продуктивное мышление» писал, что «существуют связи, при которых то, что происходит в целом не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого». Наглядным доказательством того факта, что мы воспринимаем не отдельные предметы в ситуации, но всю ситуацию в целом, служат эксперименты Вертгеймера по исследованию зрительного восприятия. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениями был относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно, а при очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно. При экспонировании с оптимальным интервалом (около 60 м.с) у испытуемых возникало восприятие движения, т.е. им казалось, что один объект перемещается из одной точки в другую, в то время как им предъявлялось два объекта, размещенных в разных точках. В определенный момент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, т.е. осознавали, что движение происходит, но без перемещения объекта. Данное явление было названо фи-феноменом. Этот специальный термин был введен для того, чтобы выделить уникальность этого явления восприятия, его несводимость к сумме ощущений.

 

Свойства восприятия:

Доказательства изначальной целостности, нерасчлененности образа в процессе восприятия были получены и в работах гештальт-психологов по исследованию его развития у детей. Оказалось, что образ предмета, который видит ребенок, — это целостная структура, в которой еще плохо выделены' отдельные ее части: цвет, форма, размер и т.д. Поэтому маленький ребенок может не узнать один и тот же предмет, если он отдаляется и уменьшается в размере или поворачивается вокруг оси и меняет форму. Исследования К. Коффки показали, что ребенок рождается с набором смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Так, при рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и его голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок (1—2 мес.) может не узнать даже близкого взрослого, если он резко поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела и т.п. Эти исследования гештальтпсихологов имели большое значение для отечественных работ по исследованию зрительного восприятия в школе Запорожца и привели психологов этой школы (Запорожца, Венгера) к мысли о том, что в процессе восприятия существуют определенные образы — сенсорные эталоны, которые лежат в основе восприятия и узнавания предметов. Поэтому смутные или недорисованные образы мы узнаем, «дополняя фигуру до целого», т.е. до целостного, правильного образа.

Исследования Коффки показали, что так же развивается и восприятие цвета. В начале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное — как фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, а в окружающем дети выделяют уже несколько наборов фигура — фон. Это неокрашенное — окрашенное теплое, неокрашенное — окрашенное холодное, которые воспринимаются как несколькоразных образов, например: окрашенное холодное (фон) — окрашенное теплое (фигура) или окрашенное теплое (фон) — окрашенное холодное (фигура). Таким образом, единый прежде гештальт превращается в четыре, уже более точно отражающие цвет. Со временем и эти образы дробятся, так как в теплом выделяются  желтый и красный цвета, а в холодном — зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение длительного времени, пока наконец ребенок не начинает правильно воспринимать все цвета. На основании этих экспериментальных данных Коффка показал, что основные свойства восприятия (структурность, константность, правильность, осмысленность, транспозиция) появляются постепенно. Исследование транспозиции проводилось в экспериментах Коффки и Келера. Ими было доказано, что развитие цветового зрения основывается на восприятии сочетания фигура — фон, на их контрасте, т.е. люди воспринимают не сами цвета, но их отношения. Так, в опыте Коффки детям предлагалось найти конфетку, которая была в одной из двух прикрытых цветными картонками чашек. Конфетка всегда лежала в чашке, которая была закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной конфетки никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было сделать выбор не между черной и темно-серой крышкой, как они привыкли, но между темно;серой и светло-серой. В том случае, если бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную темно-серую крышку, однако дети выбирали светло-серую, так как ориентировались не на чистый цвет, а на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опыт был проведен и с курами, которые также воспринимали только сочетания цветов, а не сам цвет. Кроме целостности и транспозиции существует еще несколько важных свойств восприятия — структурность, константность, осмысленность, предметность. Тот факт, что воспринимающий субъект (человек, высшее животное) видит мир не как хаотический набор смутных образований, но как систему, состоящую из четких образов, объясняется структурностью восприятия. Структурность помогает нам разглядеть какую-то форму даже в неопределенных очертаниях окружающего. Так, в рассыпанных по листу бумаги точках, мы видим не беспорядочный набор, но структуру, состоящую из вертикальных или горизонтальных линий, очерченных точками. Кто-то может увидеть квадраты из точек, кто-то систематизирует по другим признакам, но в любом случае мы видим упорядоченную систему знаков, помогающую нам лучше ориентироваться в окружающем .Структурность тесно связана с такими свойствами восприятия, как правильность (прегнантность) и константность, которые также объясняют способность человека классифицировать поступающую из внешнего мира информацию. Так, мы можем увидеть профиль человека в бесформенном облаке или корне дерева, узнать в наборе теней квадрат или круг, угадать в незаконченной фигуре треугольник — этому помогает «правильность» восприятия, его свойство увидеть хорошую, четкую форму в неопределенном образе. Константность - это постоянство восприятия формы, размера и цвета предметов окружающего мира. Благодаря константности мы узнаем предметы при изменении освещения, их удалении от нас, изменении их положения на сетчатке глаза. Так, наше понимание местоположения окружающих предметов не изменится, если мы наклоним голову, хотя их изображения на сетчатке будут другими. Даже если мы увидим наклоненную тарелку или освещенный красной лампой лист белой бумаги, мы не решим, что тарелка из круглой превратилась в овальную, а бумага стала розовой. Именно в этих феноменах и проявляется действие константности формы и цвета. Постоянство размера проявляется в том, что при взгляде на картинку, на которой человек выше дома, мы понимаем, что это связано с расстоянием (человек близко, а дом далеко), но не с реальными размерами этих объектов. При удалении объектов мы всегда можем оценить их реальные размеры, понимая, что самолет не стал меньше от того, что поднялся в небо. Как уже отмечалось, эти свойства восприятия не даны от рождения, но развиваются в процессе жизни и взаимодействия с предметами окружающего мира, т.е. они являются производными от главного свойства восприятия — его осмысленности и отнесенности к предметам (эталонам). В процессе манипулирования с объектами внешнего мира ребенок осмысляет их функции, соотнося свойства предмета с его внешним видом. Зависимость константности и правильности восприятия от его предметности была доказана и экспериментально. Испытуемому предлагалось посмотреть в щелку на предмет, оценив его цвет. Щель была такая узкая, что испытуемый не мог видеть предмет целиком, не мог понять, что именно перед ним. Поэтому при освещении куска мела белым светом, он опознавался как белый, красным — как розовый, синим — как голубой. В другой серии экспериментов, когда испытуемые могли увидеть предмет целиком, цвет мела не изменялся ни при каком освещении. Точно так же при восприятии лужи на дороге ее форма изменялась в зависимости от того, под каким углом она предъявлялась испытуемому, превращаясь то в круг, то в различные овалы. В то же время форма мячика не изменялась ни при каком предъявлении. Таким образом, было подтверждено, что осмысленность, т.е. отнесение образа к определенной группе предметов (эталонов), дает возможность сохранить его правильное и постоянное восприятие в любых условиях. Восприятие пространства, движения и времени основываются на работе ведущих анализаторов — зрительного (пространство и движение) и слухового (время). Существуют два механизма восприятия пространства. Первый из них связан с тем, что при удалении или приближении объектов изменяется кривизна хрусталика глаза. Мышцы, изменяющие форму хрусталика, посылают сигналы в наш мозг, позволяя оценить глубину предмета. Например, при изменении кривизны в процессе разглядывания передней и боковой сторон дома мы понимаем, что он не одномерный, но объемный. При рассматривании картинки — изображения того же дома изменения кривизны хрусталика не возникает, а потому мы оцениваем этот предмет как плоский. Вторым механизмом восприятия пространства является расхождение между информацией, которую нам посылает правый и левый глаз. Образ внешнего мира на центральной части сетчаток двух глаз совпадает, поэтому изображение не двоится. Но на периферии, недалеко от слепого пятна (места, где зрительный нерв входит в сетчатку), образ объемного предмета не совпадает, эти точки посылают в мозг различные сведения. Это расхождение в сигналах, поступающих от разных глаз, и воспринимается нами как информация об объеме предмета. Этот феномен можно легко наблюдать, положив любой предмет прямо перед собой и рассматривая его, поочередно закрывая то один, то другой глаз. Вы увидите, что самые крайние точки предмета, с левой и правой сторон, видятся по-разному. Вы не видите правым глазом левого края предмета, а левым — правого. Это и есть тот механизм, который позволяет судить об объеме предмета. На его работе основано действие стереоскопов, в которых картинки, попадающие на правый и левый глаз, не совпадают, а потому перед нами предстает объемное изображение. Восприятие движения также связано с работой двух механизмов: изображение — сетчатка и глаз — голова. При движении предмет перемещается по сетчатке, попадая на разные ее точки. Информация о перемещении объекта от разных нейронов сетчатки и воспринимается нами как сигнал о движении предмета. Для лучшего обзора субъект стремится к тому, чтобы предмет попадал в центр зрения, а не на периферию, а потому прослеживает взором за движущимся предметом. Умение не терять предмет из поля зрения, поворачивая голову вслед за его движением, появляется уже у грудных детей. Мышцы глаза, отвечающие за эти движения, а также мышцы, осуществляющие поворот головы, сигнализируют об этом движении, которое также оценивается и осознается как движение объекта. Как правило, эти два механизма работают совместно: изображение движется по сетчатке, а движения головы и глаз фиксирует его в центральной области зрения, не позволяя смещаться на периферию. Рассогласование их деятельности может вызывать иллюзии движения, например при оценке движения двух стоящих рядом поездов. Анализ восприятия сложных предметов показывает, что это процесс активный, в котором рецепторы и мышцы (сенсорика и моторика) действуют совместно. Без ощупывающих движений руки и «ощупывания» глазами мы не смогли бы увидеть и узнать ни один, даже самый простой предмет. Так, закрыв глаза и положив палец на карандаш или очки, мы можем осознать лишь какое-то одно качество этого предмета (например, гладкость). Но для того, чтобы сказать, что это такое, мы должны провести рукой, ощупать весь предмет. Точно так же действует и наш глаз, совершая «ощупывающие» движения, неосознаваемые нами. Эксперименты Кравкова, Ярбуса и других ученых, записавших эти движения, подтвердили, что глаз, как и рука, рассматривает предмет, оглядывая его по контуру, а затем обозревая детали. Этот характер движений также подтверждает, что целостность (контур) воспринимается раньше, чем детали. При восприятии нового, незнакомого предмета движения могут быть хаотическими, развернутыми, а потому процесс восприятия и отнесения предмета к какому-то классу (эталону) может занять длительное время. При восприятии же знакомых предметов, глаз как бы знает, куда смотреть — на наиболее информативные точки объекта, а потому мы узнаем его мгновенно. Исследования ученых также показали, что изображение на сетчатке неподвижного глаза пропадает, т.е. без активности, без движения восприятие невозможно. Если в восприятии пространства и движения ведущим является зрительный анализатор, то в восприятии времени — слуховой. Это связано с тем, что слух и время протяженны, а не мгновенны, для их осознания нужен определенный интервал, в течение которого мы собираем звуки в слово и предложение или оцениваем длительность в определенных мерах времени — минута, час, день и т.д. Биологический и культурный уровни, которые выделяются во всех психических процессах, особенно отчетливо видны в восприятии времени. Биологические часы — это наша оценка времени по внутреннему состоянию, по интервалам между актуализацией биологических потребностей в еде, питье, сне. В то же время существуют и заданные культурой эталоны оценки времени — секунда, час и т.д. Для того чтобы оценить временной интервал с этой точки зрения, ребенку надо научиться пользоваться этими эталонами, знать, например, отличие минуты от часа, понимать, сколько минут в одном часе, и т.д. Существует и субъективная длительность времени, например, при ожидании минута может быть оценена как 10 или 15 минут, а в том случае, если нам надо сделать много дел одновременно, мы не замечаем, как пролетели полчаса. Такая субъективность существует и в остальных видах восприятия, на которые оказывает существенное влияние установка, т.е. бессознательная предрасположенность субъекта действовать определенным образом и в определенном направлении. С этим понятием мы будем еще неоднократно встречаться, так как установка влияет на протекание всех познавательных процессов. Например, при чтении книги мы почти никогда не видим опечатки (установка на смысл), в то время как корректор видит именно их, но может не уловить смысл прочитанного (установка на ошибки). Голодный человек может слово «обувь» прочитать как «обед», а тревожный подозревает, что все говорят именно о нем. Искажают наше восприятие и иллюзии, которые имеют много причин, в частности рассогласование отдельных сторон и механизмов восприятия между собой, например иллюзии движения, о которых говорилось ранее. Некоторые иллюзии (например, стрелы, шпалы и т.д.) связаны с тем, что мы часто плоские предметы видим как объемные и наоборот. Анализ иллюзий показывает и роль привычек, культурных норм, индивидуальных отличий, которые накладывают отпечаток на протекание процесса восприятия. Анализ процесса восприятия показывает, что его содержание определяется всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурой всей ситуации в целом, которая и дает возможность соотнести и систематизировать отдельные образы, сохраняя их базовую форму. При этом соотношение образов предметов в сознании не является статичным, неподвижным, но Определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются в процессе познания. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Важным моментом является и то, что восприятие не может рассматриваться как отдельный, независимый от памяти, мышления и внимания процесс. Как будет наглядно показано далее, познание не может пониматься как набор последовательно проходящих актов — сначала восприятие, образы которого сохраняются памятью и перерабатываются мышлением и воображением. Все эти процессы действуют одновременно, так как образы систематизируются в классы и категории (эталоны), с которыми соотносится новый образ, т.е. в течение восприятия встраиваются мышление и память (узнавание). Внимание и мышление помогают отобрать из всей поступающей в процессе восприятия информации ту, которая должна храниться длительное время или только определенный период, отсеивая ненужную.       

Информация о работе Функции педагогики