Функции педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:46, контрольная работа

Краткое описание

Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы об

Оглавление

Описать предмет, объект, задачи и функции педагогики.
Основные понятия по педагогике.
Образовательная система в России.
Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания.
Функции и управленческая культура руководителя.
Когнитивные психические процессы, их свойства, виды и формы.

Файлы: 1 файл

психология и педагогика.docx

— 62.39 Кб (Скачать)

Учреждения дополнительного образования (художественные и музыкальные школы, дома детского творчества, центры профессиональной ориентации, курсы повышения квалификации и др.) предоставляют услуги в  сфере всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан  и организаций. Учреждения для детей  сирот (детские дома) решают задачи воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин. Дети из одной  семьи помещаются в один детский  дом, где создаются необходимые  условия для поддержания между  ними родственных отношений. Все  этапы системы образования обеспечивают в рамках социально принятого  педагогического процесса решение  основной задачи системы образования  по созданию социально приемлемой развитой личности. При этом через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи, реализуется  связь системы образования со всеми областями общественной жизни. Этим обусловливаются многообразные  функции системы образования, реализующиеся  как внутри самой системы образования  путем влияния на педагогический процесс, так и в осуществлении  связи системы образования с  другими социальными системами  общества. Реализация функций системы  образования в реальной жизни  происходит в процессе приобретения знаний и социального опыта, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот процесс и его результат  являются частью системы образования  и обеспечены методическими принципами и приемами педагогической системы.

 

4. Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания.

Большинство взрослых являются родителями и почти ежедневно, а порой  и ежечасно играют эту непростую  роль. Кому-то она нравится, кому-то — не очень, кто-то готовился к  ней не один год, кто-то узнал о  ней как о свершившемся факте  и вынужден был примириться с  новым положением.

Осознание себя родителем — процесс  сложный, требующий обычно пересмотра жизненных смыслов, ценностей, устремлений. Процесс осознавания себя в новом  статусе ведет, как правило, к  повышению ответственности и  личной включенности. Ведь появившийся  на свет ребенок настоятельно требует  заботы и во всем зависим от родителей. После шока первого телесного  контакта с новорожденным, когда  заботы о его физическом состоянии  становятся привычными, у родителей  возникают вопросы: «Каким он будет? Что мы можем для него сделать? Как его воспитывать?» Ответы на эти вопросы и реальное воспитание порой очень различны. Во многом это несоответствие напоминает процесс  рисования трехлетним ребенком, когда  замысел уже есть и он нравится малышу, но полученный результат —  рисунок не имеет ничего общего с  этим замыслом. Весь процесс рисования  — это полет фантазии, постоянно  меняющаяся череда образов, динамическое эмоциональное представление, когда  рисунок — лишь условный результат  творческого действия, потому что  от этого результата невозможно отделить калейдоскоп различных проявлений маленького творца (его речь, мимику, позу и т.д.). Так и в воспитании, несмотря на огромный научный и практический опыт, наличие стройных воспитательных систем, концепций и программ, каждая семья, каждый участник воспитательного  процесса — творец — динамическая система, находящаяся в динамических отношениях с другими динамическими  системами.

Родители выполняют разнообразные  воспитательные задачи, заменяя и  дополняя друг друга. Взаимодополняемость  связана со спецификой выполнения мужской  и женской социальных ролей в  семье. От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной  сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет  повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям. Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. 3. Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир мысли, созданные  человеческим трудом вещи, закон, порядок  и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развития. Отцы являются основными воспитателями  дисциплины и независимости. Отец  для ребенка — источник безопасности . Отсутствие мужчины в семье оказывает  негативное влияние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). Это может  проявиться в следующем:

• в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности  ребенка за счет способностей вербальных);

• в менее четком процессе половой  идентификации мальчиков и девочек;

• в затруднении обучения подростков навыкам общения с противоположным  полом;

• в возможной избыточной привязанности  к матери, поскольку отсутствует  член семьи, который мог бы «оторвать  ребенка от матери».

Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и неполноценности  вследствие неправильного поведения  матери в период развода (ребенок  может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи).

Любой человек для нормального  развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему  необходима справедливая оценка его  достоинства, он также нуждается  и в безусловном принятии и  понимании. Любой сдвиг в сторону  преобладания одного из видов любви  — отцовской или материнской  — обычно приводит к нарушению поведения. Колоссальное значение для развития как мальчика, так и девочки имеют отношения между отцом и матерью. Ребенок наблюдает панораму отношений между родителями, отношениям между мужчиной и женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу решаются конфликты, какие качества (доброта, грубость, хитрость, нежность и т.д.) больше всего ценятся. Он предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в дальнейшем, и чтобы разрушить этот сценарий, что бы понять, что жить можно по-другому, ему понадобятся большие усилия и большой опыт. По данным исследователей, занимающихся этим вопросом, воспитание ребенка в семье с устойчивыми супружескими отношениями способствует:

•  усвоению ребенком поведения, связанного со своим полом;

•   формированию у детей таких качеств, как общительность, дисциплинированность, активность, волевые компоненты.

Необходимо также остановиться еще на одном факторе, оказывающем  большое влияние на развитие личности ребенка, — это наличие в семье  других детей. Эксперименты показывают, что дети, выросшие в одной семье  и, казалось бы, имеющие одинаковую среду для развития личности, оказываются  на практике абсолютно разными. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть каждого ребенка  в отдельности. Первый ребенок до появления второго был единственным. Для своих родителей он был  чем-то новым, непознанным, вызывал  большую неуверенность, тревогу. Поэтому  такой ребенок испытывал со стороны  родителей безраздельную любовь и заботу. Первые дети часто занимают такую позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают на меня внимание и заботятся обо мне». Эта позиция  может привести к негативным последствиям в виде инфантильности ребенка, эгоизма, несамостоятельности и др.

Второй ребенок не был единственным никогда и жил в семье, где  кроме него и родителей всегда жил еще один ребенок. Этот ребенок  рождается в более спокойной  обстановке (мать уже имеет опыт общения с детьми). Исследования показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше занимается. Частично это восполняет старший  ребенок. Очень часто между первым и вторым ребенком наблюдается

конкуренция. Особенно остро она  проявляется, если разница в возрасте составляет 1—2 года: старший старается  превзойти младшего

и наоборот — младший стремится  догнать и перегнать старшего. Если младший в чем-то обойдет  старшего, для последнего это будет  тяжелым испытанием. Причиной такой  конкуренции является обыкновенная ревность. Последствиями могут оказаться: инфантильность одного из малышей, чувство  неуверенности в себе, проявления агрессивности по отношению к  брату или сестре, чувство неполноценности  и т.д.

Стили общения в семье.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит  в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и  осознавать свое место в нем, это  порождает новые типы мотивов  поведения, под влиянием которых  ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона — это  развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его определенную независимость  от изменения внешних обстоятельств. Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация  усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти  нормы усваиваются ребенком под  влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей  служат, прежде всего, сами взрослые —  их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие на ребенка  оказывает поведение людей, непосредственно  его окружающих, прежде всего —  его родителей.

Одним из важнейших факторов, формирующих  гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей  — это характер эмоционального отношения  отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений  родителей к ребенку с точки  зрения дистанции между

ними.

1. «Оптимальная дистанция» («уважение») — эмоционально уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родители воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания.

2. «Сокращенная дистанция» («слияние») — концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем:

а) чрезмерная уступчивость;

б) неадекватность понимания личности ребенка;

в) отношение с ребенком как с  младенцем (не учитывая его возрастные особенности);

г) неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка;

д) неумение руководить детьми;

е) духовная отдаленность отца и матери от ребенка.

3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение») — эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения). Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от детей — редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка управу», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения. Согласно другой, более традиционной классификации, существует два стиля семейных взаимоотношений — авторитарный и демократический. Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослых. В большей мере это слепое послушание, основанное на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество.

При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами  семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и  заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим  стилем общения деятельными участниками  жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются лучше познать  своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряют его инициативу. Демократический  стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания  в таких семьях обычно не применяются  — достаточно порицания или огорчения  родителей. Дети из семей с демократическим  стилем воспитания, как правило, более  раскованны и непосредственны в  общении, чем их сверстники из семей  с авторитарным стилем.

 

 

 

 

 

5. Функции и управленческая культура руководителя.

К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят:

• информационно-аналитическую;

• мотивационно-целевую;

• планово-прогностическую;

• организационно-исполнительскую;

• контрольно-диагностическую;

• регулятивно-коррекционную.

Эти функции в управлении общеобразовательным учебным заведением реализуются директором и его заместителями. На качество функционирования учебного заведения влияет способность всех членов управленческого аппарата выполнять свои функциональные обязанности и согласованность действий при реализации управленческих стратегий.

Функциональные обязанности директора  общеобразовательного учебного заведения:

• несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

• представляет интересы учебного заведения  в государственных и общественных органах;

• создает необходимые условия  для организации внешкольной и внеклассной работы;

• проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся, родителей, назначает классных руководителей;

• принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;

Информация о работе Функции педагогики