Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:46, контрольная работа
Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы об
Описать предмет, объект, задачи и функции педагогики.
Основные понятия по педагогике.
Образовательная система в России.
Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания.
Функции и управленческая культура руководителя.
Когнитивные психические процессы, их свойства, виды и формы.
Учреждения дополнительного
4. Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания.
Большинство взрослых являются родителями и почти ежедневно, а порой и ежечасно играют эту непростую роль. Кому-то она нравится, кому-то — не очень, кто-то готовился к ней не один год, кто-то узнал о ней как о свершившемся факте и вынужден был примириться с новым положением.
Осознание себя родителем — процесс
сложный, требующий обычно пересмотра
жизненных смыслов, ценностей, устремлений.
Процесс осознавания себя в новом
статусе ведет, как правило, к
повышению ответственности и
личной включенности. Ведь появившийся
на свет ребенок настоятельно требует
заботы и во всем зависим от родителей.
После шока первого телесного
контакта с новорожденным, когда
заботы о его физическом состоянии
становятся привычными, у родителей
возникают вопросы: «Каким он будет?
Что мы можем для него сделать?
Как его воспитывать?» Ответы
на эти вопросы и реальное воспитание
порой очень различны. Во многом
это несоответствие напоминает процесс
рисования трехлетним ребенком, когда
замысел уже есть и он нравится
малышу, но полученный результат —
рисунок не имеет ничего общего с
этим замыслом. Весь процесс рисования
— это полет фантазии, постоянно
меняющаяся череда образов, динамическое
эмоциональное представление, когда
рисунок — лишь условный результат
творческого действия, потому что
от этого результата невозможно отделить
калейдоскоп различных
Родители выполняют
• в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных);
• в менее четком процессе половой
идентификации мальчиков и
• в затруднении обучения подростков
навыкам общения с
• в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».
Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и неполноценности вследствие неправильного поведения матери в период развода (ребенок может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи).
Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви — отцовской или материнской — обычно приводит к нарушению поведения. Колоссальное значение для развития как мальчика, так и девочки имеют отношения между отцом и матерью. Ребенок наблюдает панораму отношений между родителями, отношениям между мужчиной и женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу решаются конфликты, какие качества (доброта, грубость, хитрость, нежность и т.д.) больше всего ценятся. Он предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в дальнейшем, и чтобы разрушить этот сценарий, что бы понять, что жить можно по-другому, ему понадобятся большие усилия и большой опыт. По данным исследователей, занимающихся этим вопросом, воспитание ребенка в семье с устойчивыми супружескими отношениями способствует:
• усвоению ребенком поведения, связанного со своим полом;
• формированию у детей таких качеств, как общительность, дисциплинированность, активность, волевые компоненты.
Необходимо также остановиться
еще на одном факторе, оказывающем
большое влияние на развитие личности
ребенка, — это наличие в семье
других детей. Эксперименты показывают,
что дети, выросшие в одной семье
и, казалось бы, имеющие одинаковую
среду для развития личности, оказываются
на практике абсолютно разными. Почему?
Для ответа на этот вопрос необходимо
рассмотреть каждого ребенка
в отдельности. Первый ребенок до
появления второго был
Второй ребенок не был единственным никогда и жил в семье, где кроме него и родителей всегда жил еще один ребенок. Этот ребенок рождается в более спокойной обстановке (мать уже имеет опыт общения с детьми). Исследования показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше занимается. Частично это восполняет старший ребенок. Очень часто между первым и вторым ребенком наблюдается
конкуренция. Особенно остро она проявляется, если разница в возрасте составляет 1—2 года: старший старается превзойти младшего
и наоборот — младший стремится догнать и перегнать старшего. Если младший в чем-то обойдет старшего, для последнего это будет тяжелым испытанием. Причиной такой конкуренции является обыкновенная ревность. Последствиями могут оказаться: инфантильность одного из малышей, чувство неуверенности в себе, проявления агрессивности по отношению к брату или сестре, чувство неполноценности и т.д.
Стили общения в семье.
Развитие личности ребенка включает
две стороны. Одна из них состоит
в том, что ребенок постепенно
начинает понимать окружающий мир и
осознавать свое место в нем, это
порождает новые типы мотивов
поведения, под влиянием которых
ребенок совершает те или иные
поступки. Другая сторона — это
развитие чувств и воли. Они обеспечивают
действенность этих мотивов, устойчивость
поведения, его определенную независимость
от изменения внешних
Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей — это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между
ними.
1. «Оптимальная дистанция» («уважение») — эмоционально уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родители воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания.
2. «Сокращенная дистанция» («слияние») — концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем:
а) чрезмерная уступчивость;
б) неадекватность понимания личности ребенка;
в) отношение с ребенком как с младенцем (не учитывая его возрастные особенности);
г) неспособность адекватно
д) неумение руководить детьми;
е) духовная отдаленность отца и матери от ребенка.
3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение») — эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения). Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от детей — редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка управу», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения. Согласно другой, более традиционной классификации, существует два стиля семейных взаимоотношений — авторитарный и демократический. Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослых. В большей мере это слепое послушание, основанное на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество.
При демократическом стиле
5. Функции и управленческая культура руководителя.
К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят:
• информационно-аналитическую;
• мотивационно-целевую;
• планово-прогностическую;
• организационно-
• контрольно-диагностическую;
• регулятивно-коррекционную.
Эти функции в управлении общеобразовательным учебным заведением реализуются директором и его заместителями. На качество функционирования учебного заведения влияет способность всех членов управленческого аппарата выполнять свои функциональные обязанности и согласованность действий при реализации управленческих стратегий.
Функциональные обязанности
• несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;
• представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;
• создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;
• проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся, родителей, назначает классных руководителей;
• принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;