Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:31, доклад
Зрелище, представление, спектакль, игры, лицедейство. Драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, фарс, водевиль, пьеса, пантомима…
      Зрелище, сценическое представление - изображение некоторого действия в формах сценического искусства, рассчитанное на многочисленных зрителей…
      Тема: 
Развлекательные зрелища, танцы, народные 
праздники 
Зрелище, представление, спектакль, игры, лицедейство. Драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, фарс, водевиль, пьеса, пантомима…
Зрелище, сценическое представление - изображение некоторого действия в формах сценического искусства, рассчитанное на многочисленных зрителей…
Одним из интереснейших и важнейших моментов в истории русской зрелищной культуры являются народные увеселения ярмарок и городских гуляний России конца XVIII - начала XX века. Это увлекательные зрелища: "медвежья потеха", райка, искусство балаганных и карусельных дедов, так называемые раусы и кукольные представления. Иногда это развлекательные зрелища в честь того или иного времени года, связанные с изображением природы. В процессе труда, общение людей друг с другом музыка и танцевальные движения с обогащением звукового и пластического опыта сливались с поэтическим словом – возникали формы традиционных праздников, посвященных труду. В современных условиях сохранились темы и элементы танцев, связанных с природой. Например, одним из любимых таджикских праздников с древних времен является праздник весны, который справляется после сева и называется праздником “Лола” – тюльпана. В день этого праздника молодежь приносила гирлянды тюльпанов. Вокруг них начинались пляски, песни, выступления народных певцов, комиков. Коллективные изобразительные движения, связанные с посевом, ростом и сбором хлопка, отражаются в танце хлопка. Популярен литовский танец “Гайдис” – танец петуха.
Народный праздник - хорош не только как массовое уличное развлечение, но и как рациональная (разумная) организованная образовательная программа, так как отдельные ее ритуалы это уникальные (имеющие исторический возраст) тренинги нравственности, физической силы и культурной ориентированности людей.
      У 
любого народа и во все времена 
одним из самых любимых периодов 
календарного года, самым любимым развлечением 
и ритуальным занятием был и остается 
«праздник». В знаменитом сборнике «Пословиц 
русского народа» поэтому праздникам 
посвящено несколько десятков колоритных, 
емких крылатых высказываний: «У Бога 
всегда праздник», «Всякая душа празднику 
рада», «И дурак знает, что в Христов день 
– праздник»… (В. Даль). 
      Каждый 
народ, вместе с тем знает, что 
праздник – не только время отдыха 
и веселья. Это то, что в первую очередь 
связано с чем-то особенным, 
важным. Неслучайно с давних пор всякий 
народный праздник – не только 
«неработный день», но и день знаменательный, 
памятный, посвященный 
определенному событию. 
Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование народных праздников – дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.
Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей – основной, хотя и двойственный по природе, феномен народного праздника.
      На 
народном празднике, с одной стороны, 
можно развлечься, снять 
физическое и психическое напряжение, 
проявить себя как талант, а, с 
другой, осознать принадлежность к чему-то 
могучему, историческому, 
символичному и церемониальному. 
Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей. В подавляющем большинстве основные народные праздники всегда приурочивались к началу и завершению сельскохозяйственных работ, в которых принимал участие весь «мир».Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие - аграрным ожиданиям и достижениям, третьи – счастливым семейным датам и т. д., но все они – проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа.
Общенародные 
праздники для многих одаренных 
личностей - шанс творческой самореализации, 
самовыражения, позволяют личности испытать 
чувство собственной значимости, заслужить 
одобрение и признательность 
окружающих. Праздник древних афинян, 
например, предоставлял возможность реализации 
самодеятельного творчества лицам любого 
возраста, пола, сословия в формах нравственно 
- религиозной, обрядно - ритуальной, музыкально 
– песенной или спортивно – физической. 
Древним грекам праздник утверждал гражданские 
свободы и демократию, давал мощный толчок 
раскрытию духовных и физических потребностей, 
удовлетворению этих потребностей эстетическими 
средствами.
     Одним 
из известных зрелищных праздников 
считается Масленица. Наряду с пасхальными 
гуляниями, масленичные гулянья были самыми 
пышными и массовыми, они устраивались 
на льду рек на лугах и в др. местах за неделю 
до Великого поста, в последние дни зимы, 
что символизировало встречу весны. Масленичные 
гулянья имели языческие корни и делились 
на 3 части: встреча Масленицы (понедельник), 
"широкая Масленица" (четверг) и прощание 
с Масленицей (Прощеное воскресенье). Непременными 
атрибутами масленичных гуляний были 
блины, пряженицы на молоке и яйцах, которые 
пеклись на импровизированных жаровнях, 
горячий сбитень, сладости. Основные увеселения: 
катальные горы, балаганы, катание на санях, 
уличные карнавалы (ряжение в маски и "пугала" 
- страшные костюмы), кулачные бои. Все 
сооружения и сани украшались лентами, 
флажками, ярко раскрашивались, разрисовывались 
узорами. Веселье и пляски зачастую приводили 
к разгулу, нередко заканчивавшемся кутежом 
и драками. В Прощеное воскресенье гулявшие 
по-христиански целовались и просили друг 
у друга прощения за грехи. В масленичных 
гуляньях участвовали высшие сановники 
и члены императорской фамилии. Особое 
внимание публики привлекали "царские 
выезды" на санях, запряженных лошадьми 
или оленями (т. н. "кадрили"). При императрице 
Екатерине II для увеселения народа устраивались 
"карусели" с "кадрилями" – спортивные 
скачки на лошадях с участием высшей знати, 
которые собирали многотысячные толпы 
зевак. Иногда устраивались шуточные выезды 
с деревянной фигурой Масленицы при 12 
лошадях. Празднества длились с утра до 
наступления темноты. После масленичных 
гуляний горы и балаганы обычно не разбирались 
до Пасхи, наступавшей через 7 недель. В 
субботу первой недели поста ели постные 
блины ("тужилка по Масленице"). После 
октября 1917 масленичные гулянья были прекращены, 
а позднее возобновились снова. 
 
     Список 
литературы 
Информация о работе Развлекательные зрелища, танцы, народные праздники