Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:31, доклад
Зрелище, представление, спектакль, игры, лицедейство. Драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, фарс, водевиль, пьеса, пантомима…
Зрелище, сценическое представление - изображение некоторого действия в формах сценического искусства, рассчитанное на многочисленных зрителей…
Тема:
Развлекательные зрелища, танцы, народные
праздники
Зрелище, представление, спектакль, игры, лицедейство. Драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, фарс, водевиль, пьеса, пантомима…
Зрелище, сценическое представление - изображение некоторого действия в формах сценического искусства, рассчитанное на многочисленных зрителей…
Одним из интереснейших и важнейших моментов в истории русской зрелищной культуры являются народные увеселения ярмарок и городских гуляний России конца XVIII - начала XX века. Это увлекательные зрелища: "медвежья потеха", райка, искусство балаганных и карусельных дедов, так называемые раусы и кукольные представления. Иногда это развлекательные зрелища в честь того или иного времени года, связанные с изображением природы. В процессе труда, общение людей друг с другом музыка и танцевальные движения с обогащением звукового и пластического опыта сливались с поэтическим словом – возникали формы традиционных праздников, посвященных труду. В современных условиях сохранились темы и элементы танцев, связанных с природой. Например, одним из любимых таджикских праздников с древних времен является праздник весны, который справляется после сева и называется праздником “Лола” – тюльпана. В день этого праздника молодежь приносила гирлянды тюльпанов. Вокруг них начинались пляски, песни, выступления народных певцов, комиков. Коллективные изобразительные движения, связанные с посевом, ростом и сбором хлопка, отражаются в танце хлопка. Популярен литовский танец “Гайдис” – танец петуха.
Народный праздник - хорош не только как массовое уличное развлечение, но и как рациональная (разумная) организованная образовательная программа, так как отдельные ее ритуалы это уникальные (имеющие исторический возраст) тренинги нравственности, физической силы и культурной ориентированности людей.
У
любого народа и во все времена
одним из самых любимых периодов
календарного года, самым любимым развлечением
и ритуальным занятием был и остается
«праздник». В знаменитом сборнике «Пословиц
русского народа» поэтому праздникам
посвящено несколько десятков колоритных,
емких крылатых высказываний: «У Бога
всегда праздник», «Всякая душа празднику
рада», «И дурак знает, что в Христов день
– праздник»… (В. Даль).
Каждый
народ, вместе с тем знает, что
праздник – не только время отдыха
и веселья. Это то, что в первую очередь
связано с чем-то особенным,
важным. Неслучайно с давних пор всякий
народный праздник – не только
«неработный день», но и день знаменательный,
памятный, посвященный
определенному событию.
Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование народных праздников – дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.
Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей – основной, хотя и двойственный по природе, феномен народного праздника.
На
народном празднике, с одной стороны,
можно развлечься, снять
физическое и психическое напряжение,
проявить себя как талант, а, с
другой, осознать принадлежность к чему-то
могучему, историческому,
символичному и церемониальному.
Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей. В подавляющем большинстве основные народные праздники всегда приурочивались к началу и завершению сельскохозяйственных работ, в которых принимал участие весь «мир».Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие - аграрным ожиданиям и достижениям, третьи – счастливым семейным датам и т. д., но все они – проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа.
Общенародные
праздники для многих одаренных
личностей - шанс творческой самореализации,
самовыражения, позволяют личности испытать
чувство собственной значимости, заслужить
одобрение и признательность
окружающих. Праздник древних афинян,
например, предоставлял возможность реализации
самодеятельного творчества лицам любого
возраста, пола, сословия в формах нравственно
- религиозной, обрядно - ритуальной, музыкально
– песенной или спортивно – физической.
Древним грекам праздник утверждал гражданские
свободы и демократию, давал мощный толчок
раскрытию духовных и физических потребностей,
удовлетворению этих потребностей эстетическими
средствами.
Одним
из известных зрелищных праздников
считается Масленица. Наряду с пасхальными
гуляниями, масленичные гулянья были самыми
пышными и массовыми, они устраивались
на льду рек на лугах и в др. местах за неделю
до Великого поста, в последние дни зимы,
что символизировало встречу весны. Масленичные
гулянья имели языческие корни и делились
на 3 части: встреча Масленицы (понедельник),
"широкая Масленица" (четверг) и прощание
с Масленицей (Прощеное воскресенье). Непременными
атрибутами масленичных гуляний были
блины, пряженицы на молоке и яйцах, которые
пеклись на импровизированных жаровнях,
горячий сбитень, сладости. Основные увеселения:
катальные горы, балаганы, катание на санях,
уличные карнавалы (ряжение в маски и "пугала"
- страшные костюмы), кулачные бои. Все
сооружения и сани украшались лентами,
флажками, ярко раскрашивались, разрисовывались
узорами. Веселье и пляски зачастую приводили
к разгулу, нередко заканчивавшемся кутежом
и драками. В Прощеное воскресенье гулявшие
по-христиански целовались и просили друг
у друга прощения за грехи. В масленичных
гуляньях участвовали высшие сановники
и члены императорской фамилии. Особое
внимание публики привлекали "царские
выезды" на санях, запряженных лошадьми
или оленями (т. н. "кадрили"). При императрице
Екатерине II для увеселения народа устраивались
"карусели" с "кадрилями" – спортивные
скачки на лошадях с участием высшей знати,
которые собирали многотысячные толпы
зевак. Иногда устраивались шуточные выезды
с деревянной фигурой Масленицы при 12
лошадях. Празднества длились с утра до
наступления темноты. После масленичных
гуляний горы и балаганы обычно не разбирались
до Пасхи, наступавшей через 7 недель. В
субботу первой недели поста ели постные
блины ("тужилка по Масленице"). После
октября 1917 масленичные гулянья были прекращены,
а позднее возобновились снова.
Список
литературы
Информация о работе Развлекательные зрелища, танцы, народные праздники