Развлекательные зрелища, танцы, народные праздники

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:31, доклад

Краткое описание

Зрелище, представление, спектакль, игры, лицедейство. Драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, фарс, водевиль, пьеса, пантомима…
Зрелище, сценическое представление - изображение некоторого действия в формах сценического искусства, рассчитанное на многочисленных зрителей…

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

      Тема: Развлекательные зрелища, танцы, народные праздники 

      Зрелище, представление, спектакль, игры, лицедейство. Драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, фарс, водевиль, пьеса, пантомима…

      Зрелище, сценическое представление - изображение некоторого действия в формах сценического искусства, рассчитанное на многочисленных зрителей…

      Одним из интереснейших и важнейших моментов в истории русской зрелищной культуры являются народные увеселения ярмарок и городских гуляний России конца XVIII - начала XX века. Это увлекательные зрелища: "медвежья потеха", райка,  искусство балаганных и карусельных дедов, так называемые раусы и кукольные представления. Иногда это развлекательные зрелища в честь того или иного времени года, связанные с изображением природы. В процессе труда, общение людей друг с другом музыка и танцевальные движения с обогащением звукового и пластического опыта сливались с поэтическим словом – возникали формы традиционных праздников, посвященных труду. В современных условиях сохранились темы и элементы танцев, связанных с природой. Например, одним из любимых таджикских праздников с древних времен является праздник весны, который справляется после сева и называется праздником “Лола” – тюльпана. В день этого праздника молодежь приносила гирлянды тюльпанов. Вокруг них начинались пляски, песни, выступления народных певцов, комиков. Коллективные изобразительные движения, связанные с посевом, ростом и сбором хлопка, отражаются в танце хлопка. Популярен литовский танец “Гайдис” – танец петуха.

      Народный  праздник - хорош не только как массовое уличное развлечение, но и как рациональная (разумная) организованная образовательная программа, так как отдельные ее ритуалы это уникальные (имеющие исторический возраст) тренинги нравственности, физической силы и культурной ориентированности людей.

      У любого народа и во все времена  одним из самых любимых периодов 
календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». В знаменитом сборнике «Пословиц русского народа» поэтому праздникам посвящено несколько десятков колоритных, емких крылатых высказываний: «У Бога всегда праздник», «Всякая душа празднику рада», «И дурак знает, что в Христов день – праздник»… (В. Даль).

      Каждый  народ, вместе с тем знает, что  праздник – не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, 
важным. Неслучайно с давних пор всякий народный праздник – не только 
«неработный день», но и день знаменательный, памятный, посвященный 
определенному событию.

      Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование народных праздников – дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.

      Событийность  и свободное от определенной занятости  пространство людей – основной, хотя и двойственный по природе, феномен народного праздника.

      На  народном празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять 
физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с 
другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, 
символичному и церемониальному.

      Содержание  праздников основано на признанных или  признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей. В подавляющем большинстве основные народные праздники всегда приурочивались к началу и завершению сельскохозяйственных работ, в которых принимал участие весь «мир».Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие - аграрным ожиданиям и достижениям, третьи – счастливым семейным датам и т. д., но все они – проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа.

Общенародные  праздники для многих одаренных  личностей - шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность 
окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия в формах нравственно - религиозной, обрядно - ритуальной, музыкально – песенной или спортивно – физической. Древним грекам праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих потребностей эстетическими средствами.

     Одним из известных зрелищных праздников считается Масленица. Наряду с пасхальными гуляниями, масленичные гулянья были самыми пышными и массовыми, они устраивались на льду рек на лугах и в др. местах за неделю до Великого поста, в последние дни зимы, что символизировало встречу весны. Масленичные гулянья имели языческие корни и делились на 3 части: встреча Масленицы (понедельник), "широкая Масленица" (четверг) и прощание с Масленицей (Прощеное воскресенье). Непременными атрибутами масленичных гуляний были блины, пряженицы на молоке и яйцах, которые пеклись на импровизированных жаровнях, горячий сбитень, сладости. Основные увеселения: катальные горы, балаганы, катание на санях, уличные карнавалы (ряжение в маски и "пугала" - страшные костюмы), кулачные бои. Все сооружения и сани украшались лентами, флажками, ярко раскрашивались, разрисовывались узорами. Веселье и пляски зачастую приводили к разгулу, нередко заканчивавшемся кутежом и драками. В Прощеное воскресенье гулявшие по-христиански целовались и просили друг у друга прощения за грехи. В масленичных гуляньях участвовали высшие сановники и члены императорской фамилии. Особое внимание публики привлекали "царские выезды" на санях, запряженных лошадьми или оленями (т. н. "кадрили"). При императрице Екатерине II для увеселения народа устраивались "карусели" с "кадрилями" – спортивные скачки на лошадях с участием высшей знати, которые собирали многотысячные толпы зевак. Иногда устраивались шуточные выезды с деревянной фигурой Масленицы при 12 лошадях. Празднества длились с утра до наступления темноты. После масленичных гуляний горы и балаганы обычно не разбирались до Пасхи, наступавшей через 7 недель. В субботу первой недели поста ели постные блины ("тужилка по Масленице"). После октября 1917 масленичные гулянья были прекращены, а позднее возобновились снова. 
 

     Список  литературы 

  1. Некрылова А. Ф. Русские народные городские  праздники, увеселения и зрелища, конец XVIII - нач. XX в. 2-е изд., доп. Л., 1988.
  2. Конечный А. М. Петербургские народные гуляния на масленой и пасхальной неделях // Петербург и губерния: Ист.-этногр. исслед. Л., 1989. С. 21-52.
  3. Пронк В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
  4. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992. 167 с.
  5. Сахаров И.П. Народные праздники и обычаи. М., 1991. 

Информация о работе Развлекательные зрелища, танцы, народные праздники