Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:51, курсовая работа
Актуальность исследования. Современная жизнь выдвигает новые требования к образованию. Системно–деятельностный подход в образовании, направленный на формирование у каждого ребенка умения учиться, является методологической основой ФГОС. Актуализация и развитие всех творческих способностей младших школьников невозможна без участия живого, яркого, поэтического слова с раскрытием его эмоционально-образной, номинативной и когнитивной сущности.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы книжной иллюстрации……………………….6
1.1 Понятие и история искусства книжной иллюстрации……………………6
1.2 Особенности восприятия книжных иллюстраций младшими школьниками……………………………………………………………………..10
1.3 Формы и методы работы иллюстрирования литературных произведений на уроке, направленные на поддержание интереса к лирическим произведениям…………………………………………………………………...13
Глава II. Методика обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию……………………………………………………………….22
2.1Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..22
2.2 Реализация методики обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..25
2.3 Конспекты уроков…………………………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованной литературы …………………………………………..49
В багрец и золото, одетые поля…
А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью.
Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются передать их в рисунке кистью и красками.
Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали.
5. Показ и объяснение учителя.
Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит ее цвет.
- Затем учитель показывает,
как с помощью цвета
- После просыхания
фона дети пишут деревья (
Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.
- Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.
- Потом рисуем ветки.
Располагаем их не симметрично,
- Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.
- Потом легкими плавными
линиями намечаем ветки,
- И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.
После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.
6. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
7. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся приступают к самостоятельной работе
Во время работы включается грамзапись пьесы "Октябрь" из альбома П.Чайковского "Времена года". Под звуки тихой музыки дети выполняют свои рисунки.
8. Выставка рисунков.
Проводится выставка работ и их анализ.
9. Итог урока. Чему учились на уроке?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- О чем вы расскажите дома?
Тема урока: «КРАСКИ ОСЕНИ»
Вид урока: урок формирования предметных умений и навыков.
Тип урока: урок - творчества.
Цель урока:
Создание коллективной работы, в которой воплотились представления об осени, обучение работе в коллективе.
Задачи урока:
- сформировать умение компоновки на листе бумаги композицию;
- развивать творческие способности учащихся, наблюдательность;
- воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу.
Методы:
1.На усвоение знаний:
--простота и доступность изложения материала;
- включение диалога «учитель – ученик».
2.На прочность знаний:
- применение наглядных пособий;
-применение ИКТ.
3.На повышение интереса к предмету:
- использование нетрадиционных форм урока;
- включение в ход урока музыкального сопровождения, метод создания художественных «композиций».
Оборудование для урока:
–компьютер, проектор, слайды с зарисовками об осени,
–стихи Пушкина А.С. «Осень», И.А. Бунина «Листопад»;
–слайд-фильм «Золотая осень», слайдовая презентация «Осень в произведениях великих художников»;
Чайковский П.И. цикл пьес Времена года Осенняя песнь «Октябрь»,
А. Вивальди "Времена года" (композиция "Осень").
– стихи Маргариты Алигер.
Материал для учащихся:
– листы бумаги формата А-2;
– карандаши, краски, гуашь, клей, кисть;
–рисунки учащихся на тему «Осень»;
–стенд с рисунками детей;
–осенние листья, гербарий;
–шаблоны;
–осенний букет из осенних листьев и поздних цветов.
Подготовительная работа к уроку:
–деление класса на группы;
– рисунки учащихся.
План урока
1.Организационный момент.
Приветствие .
2.Активизация и постановка познавательной
задачи, определение целей и задач урока.
3.Основной этап урока:
а) Осень в литературе: прослушивание стихотворений.
б) Осень в изобразительном
искусстве: знакомство с творчеством художников
– пейзажистов, просмотр их работ.
в) Осень в музыке: прослушивание музыки.
4.Практическая часть
урока: работа в мастерских.
5.Рефлексия
6.Домашнее задание
Ход урока:
1. Организационный момент
–приветствие;
–проверка явки учащихся;
–проверка готовности учащихся к уроку;
–настрой учащихся на работу
Учитель: Здравствуйте! Прошу вас сесть.Слайд №2
Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой - где позолоту,
Кое-где уронила багрец
И замешкалась, будто решая,
Приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
И в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
Все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
Обретет величавый покой.
И тогда уж, сорвав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести!
2. Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока. Слайд№3
В этом стихотворении Маргарита Алигер сравнивает осень с художницей, которая ищет все новые и новые краски для своей осенней картины.
И тема нашего урока сегодня «Краски осени».
Слайд № 4
Целью нашего урока является создание единого, коллективного представления об осени.
Помогут нам в творческом процессе прекрасные произведения об осени поэтов, художников и композиторов. Вместе с ними мы совершим осеннюю прогулку, своеобразное путешествие в Осень. Готовы?
3. Основной этап
Осень в музыке
Учитель: Листья, как ноты, роняет кудесница – осень. А музыка у осени проста... Мелодия воздушна и легка. В ней шорохи опавшего листа.
Твоя осень - музыкальна! Ты вслушиваешься в шум дождя за окном, шорох листьев под ногами, музыка осени - музыка твоего сердца!
Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Шопен и другие.
Осень в поэзии
Вокруг нас красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковёр, нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. В нашем лесу тёплый и солнечный день. Именно про такой осенний день и написал своё стихотворение «Листопад» русский поэт Иван Бунин:
Слайд № 5
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.
Слайд №6
Осень. Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Надоедливый дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче, холодно по вечерам, поздно светает утром. Да, всё так! Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть.
Слайд №7
Этим временем года восхищались многие поэты, художники, скульпторы, композиторы, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.
Слайд №8
Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.
Слайд №9
Слайд №10
Осень - самое плодотворное время года в творчестве А.С.Пушкина. И только осень действительно мила его сердцу:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Слайд №11
Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется.
А вы, ребята, знаете стихи об осени? (5 мастерских цепочкой читают)
Осень в живописи
Учитель: А можно ли проиллюстрировать природу? (Да).
Как называется картина, на которой изображена природа? (Пейзаж).
Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слова.
Учитель: давайте посмотрим, как осень изображают художники.
Слайд № 12
Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.
Слайд №13
Ярким примером
передачи настроения, красоты осеннего
пейзажа с помощью цвета
Слайд №14
В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. Левитан - создатель так называемого "пейзажа настроения".
Слайд №15
Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
Слайд №16-23
Художники Поленов, Куинджи, Клод Моне понимали осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом.
Слайд №24-32
Осеннее настроение навеивают и представленные перед вами натюрморты.
Слайд № 33-41
Беседа учителя с учащимися:
1. Внимательно
посмотрите на репродукции,
2. Какими чувствами наполнены картины?
3. Какое настроение передают авторы картин? (Ответы детей).
Учитель: “Что же дарит осень”?
Слайд №42
Ходит
осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки
Бусы красные – рябине
Фартук розовый – осине
Зонтик желтый – тополям.
Учитель: А нам осень подарила красивый букет! Посмотрите на него очень внимательно, и сейчас в группах вы будете делать совместную творческую работу «Осенний букет».
Во время практической части вам поможет ваша память, фантазия, воображение и наблюдательность.
4. Практическая работа учащихся и индивидуальная работа учителя
Сегодня мы будем работать в группах - каждая группа- творческая мастерская. В ней вы творите вместе, создаете коллективное произведение «Осенний букет».
Каждая мастерская
выполняет задание в
1. Мастерская выполняет в технике «Набрызги».
2. «Эстамп» и «Монотипия».
3. Элементы графики.
4 «Аппликации».
5 «Коллаж».
Слайд №43
Техника «Набрызги»
Слайд №44
«Эстамп»
Слайд № 45
«Монотипия»
Слайд №46
Живопись и графика
Слайд №47
«Аппликации»
Слайд №48-54
«Коллаж»
Слайд №55-57
Заключительная часть урока
Учитель:
Когда вы создавали свои полотна, то я опять вспомнила строки из стихотворения М. Алигер:
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести!
И, вы, ребята, как осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили немного усилий, чтобы получились такие удивительные работы. Каждая мастерская выполнила работу в разной технике, и каждая настолько хороша и необычна, что, действительно, трудно от них отвести взгляд! Вы настоящие художники Осени.