Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 00:27, курсовая работа
Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенности формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.
Введение ……………………………………………………………………….……3
1 Психологические особенности детей дошкольного возраста…………..............6
1.1 Психолого-педагогическое значение сказки……………………………….8
1.2 Развитие самосознания путем сказкотерапии……………..…………………………………………...……11
1.3 Этапы развития сказкотерапии…………………………………………….13
2 Сказка – как метод терапии в работе с дошкольниками……….......................17
2.1 Методы работы со сказкой………………………………………………...20
2.2 Классификация сказкотерапии……………………………………..….......32
2.3 Драматизация сказок. Творчество в двигательной активности детей…..36
3 Практическая часть………………….. ………………………………………….40
Список используемой литературы………………………………………………...
Введение ……………………………………………………………………….……
1 Психологические особенности
детей дошкольного возраста…………
2 Сказка – как метод терапии в работе с дошкольниками………..............
2.1 Методы работы
со сказкой………………………………………………..
2.2 Классификация
сказкотерапии……………………………………..…
2.3 Драматизация сказок. Творчество в двигательной активности детей…..36
3 Практическая часть………………….. ………………………………………….40
Список используемой литературы………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенности формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.
Эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте дети испытывают различные трудности, такие, как страх, низкая самооценка, барьеры в общении со сверстниками. В результате чего появляется неуправляемость, агрессия, тревога, не умение сосредоточиться и т.д. Существует множество методик, направленных на решение данной проблемы, но сказкотерапия наиболее эффективна по мнению многих психологов и педагогов, таких как: Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева (доктор психологии, один из известнейших представителей института сказкотерапии в Санкт-Петербурге,) Л.Б. Фесюкова, В.Я.Пропп и др.
Актуальность данного метода заключается еще и в том, что он интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст. В основе метода сказкотерапии лежит феномен мифа, сказки, притчи, метафор. В этом ряду особое место занимают метафоры, которые позволяют расширить границы самосознания, а также затрагивают определенные слои подсознательного. Специфической особенностью метафор является то, что благодаря им человек получает возможность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы, имеющие личностно-значимую эмоциональную окраску.
Сказкотерапия является одним из новых методов в современной практической психологии. Это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром.
Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.
Сказкотерапия – это процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Занятия сказкотерапией направлены на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление страхов, барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое...
Цель исследования: теоретически обосновать роль сказкотерапии в развитии самосознания у детей дошкольного возраста.
Объект исследования является процесс развития самосознания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сказкотерапия как метод развития дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом в исследовании ставились следующие задачи:
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К концу дошкольного детства у детей уже относительно сформированы все анализаторы, на основе работы которых продолжают развиваться все виды чувствительности:
- улучшается острота зрения ребенка, повышается точность и тонкость цветоразличения; обнаружена зависимость уровня остроты зрения от условий деятельности;
- в этот период существенно
совершенствуется
- включение слова в процесс
восприятия, овладение самостоятельной
речью в значительной степени
способствуют формированию прос
- у старших дошкольников все чаще проявляется потребность разобраться во встречающихся формах;
- ориентировка во времени
Отличительной особенностью восприятия у старших дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Все стороны развития восприятия в этом возрасте включают использование наглядно - образного мышления, поэтому и само восприятие сливается с пониманием, определением значения воспринимаемых предметов и их свойств, их отношением к другим предметам и свойствам.
К моменту поступления в школу в психике ребенка появляется важное новообразование – дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память. Высокой степени развития достигает у шестилетнего ребенка эмоциональная память. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво, он уже имеет некоторый опыт управление вниманием, самостоятельной его организации. Внимание становиться более устойчивым и длительным, у детей развивается способность в известных пределах планировать свою деятельность, организовывать её.
Развивающаяся мыслительная активность изменяет и ориентировочные действия ребенка. Вместо беспорядочных они становятся организованными, исследовательскими, подлинно познавательными. Это новое качество действий ребенка проявляется как в обращении с вещами, так и в общении с людьми. Старшие дошкольники способны производить в образном плане различные преобразования, позволяющие им устанавливать сложные зависимости между объектами, предвосхищать результаты практических действий. Основными средствами решения познавательных задач становятся наглядные представления, в которых схематически отражаются (моделируются) отношения между реальными объектами. Особенно важно, что, усваивая при помощи образного мышления отвлеченные и обобщенные знания, дети самостоятельно применяют их в новых условиях. Они становятся способными анализировать поступки человека, видеть за ними мотивы, которые руководят ими, определять его поведение в других ситуациях.
К концу дошкольного возраста наряду с образными формами познания все большую роль начинает играть логическое мышление. У детей 6-7 лет рассуждения имеют сложный и совершенный характер: параллельно с суждениями об отдельных явлениях идет своеобразный анализ самих понятий, ребенок не только создает обобщения, но и исправляет, совершенствует их. При этом мышление дошкольника отличается выраженным эгоцентризмом, ребенку сложно представить, что может быть другая точка зрения на предметы или явления, кроме его собственной. Исследования Ж.Пиаже показали отсутствие у детей 6-7 лет представления о постоянстве основных свойств вещей, величины, высоты, ширины. Вместе с этим, по Пиаже, мышление дошкольника отличается необратимостью, что означает неспособность детей мысленно возвращаться к исходному пункту своих размышлений.
Организация детской деятельности так или иначе связанная с восприятием художественной литературы и устного народного творчества, способствует развитию у детей мышления, речи, воображения и чувственной сферы, остается и на сегодняшний день актуальным вопросом, требующим дальнейшего изучения.
Сказочный мир замечательно
приспособлен для таких игр. Само
творение сказки, ее композиция,
яркое противопоставление
П.И.Яничев выделил триаду тенденций или потребностей:
1) Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2) Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3) Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне, порождается другими персонажами [14].
Предположим, что содержание и форма сказки стоят выше по своим эстетическим, литературным, нравственным и психолого-педагогическим показателям, нежели любые иные произведения для детей. Это, однако, не означает, что толстовская библия для детей, остеровские "вредные советы" или рассказы В. В. Бианки должны отойти на второй план, уступив место сказочному порабощению. Напротив, варьирование литературных произведений по принципу контраста, наличие обратимости как противоположности сюжетов и стилистических средств, возможность выбора, а самое главное — преемственность — все это делает сказку центральным звеном в ряду иных литературных жанров, отнюдь не закрывая пространства остальным жанрам. Подобное положение аналогичным образом занимается сказкой и в диапазоне игровых средств и форм.
Здесь вполне закономерен очевидный вопрос: а не станет ли человек, выросший на сказках, впоследствии столь же инфантильным и наивным, как и освоенные им мифологемы? Здесь уместно было бы заметить, что, во-первых, проигрывание и творческое осмысление (моделирование) сказочного опыта неминуемо поднимают человека на высоту преодоления ограниченности сказочной формы. Яркий пример — литературная, театрально-кинематографическая и просто житейская судьба сказок Е. Л. Шварца, в которых именно следствие сказочного становления человека находилось в центре драматургической интриги. Кроме того, обращение к российской литературной музе дает нам широчайший список примеров мастеров пера, буквально "вскормленных" сказочным материалом в детстве. На их авторитет имеет смысл положиться, учитывая также и весь спектр психолого-педагогических обстоятельств. Вообще, психологический радикал будет сопровождать все методические обоснования проекта, поскольку сказка для ребенка — это не просто сказка, не только литературное произведение, подлежащее освоению, не просто игра, это — жизнь, и потому прочь присущий методическим рекомендациям дидактизм! Свойственное традиционной школе заигрывание с иррациональной сущностью сказки доводит школьную жизнь до крайней степени психологической деградации. Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное — тяжеловесному, как естественное — противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас — труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка не просто игра, не просто пьеса и костюмированный бал, это — приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, выстраданная культурой десятков поколений и народов конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
Психологически сказка необыкновенно привлекательна для образовательных задач своей проективной нечеткостью образных границ (заданностью амплуа, но открытостью "характерности" — возможности наполнения образа желаемыми чертами), которую ребенок легко (с помощью взрослого или самостоятельно) может конкретизировать. Так могут появиться не только "злой волк", "сердитый мишка", "добрый волшебник", но и "добрый волк", "бедный мишка", "злой волшебник" и т.д. Оксюморон становится нормой детского мышления, и это — настоящая революция в развитии детского сознания. Подвижность детского нравственно-художественного идеала, его относительность — важные элементы познавательной и личностной децентрации, без которых жизненный путь начинает напоминать непрерывную борьбу с собой и жизненным окружением. Сказка, таким образом, есть психологически не просто ощущение свободы, она сама есть свобода.
Информация о работе Сказка – как метод терапии в работе с дошкольниками