Сказка – как метод терапии в работе с дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенности формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….……3
1 Психологические особенности детей дошкольного возраста…………..............6
1.1 Психолого-педагогическое значение сказки……………………………….8
1.2 Развитие самосознания путем сказкотерапии……………..…………………………………………...……11
1.3 Этапы развития сказкотерапии…………………………………………….13
2 Сказка – как метод терапии в работе с дошкольниками……….......................17
2.1 Методы работы со сказкой………………………………………………...20
2.2 Классификация сказкотерапии……………………………………..….......32
2.3 Драматизация сказок. Творчество в двигательной активности детей…..36
3 Практическая часть………………….. ………………………………………….40
Список используемой литературы………………………………………………...

Файлы: 1 файл

reh.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Это важнейшее свойство сказки было замечено последователями различных направлений психоанализа, а индивидуальные проективные возможности трансформации (порождения) образов стали активно использоваться в различных видах психотерапии. На начальных этапах отработки и исследования этих методов получалось, что личностно значимое столкновение человека с культурным опытом человечества, наиболее последовательно и полно происходящее в сказке (при ее чтении, анализе, обсуждении, исполнении), знаменует не принятие, но противостояние индивидуального и социального. Сказка начинает рассматриваться как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Основой интеграции является сказочное моделирование, результатом которого должны быть последовательно созданные различные типы сказок, познанные типы человеческих отношений, сформированные средства общения и взаимодействия.

 

 

1.2 Развитие самосознания путем сказкотерапии

 

Сказка – это уникальное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии.

Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение им некоторого определенного уровня развития самосознания, то есть уровня знания о своем Я, отношение к своему Я и управление своим Я. Развитие самосознания ребенка осуществляется через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его собственной спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, возникает противоречие между Я – действующим и Я – отражённым, становящееся двигателем восхождения к  Я – творческому. Сказка является одним из сильных развивающих и психотерапевтических средств – прежде всего за счёт своей метафоричности.

Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются особенно ценными, терапевтическими. Именно они являются основой сказкотерапии. В обычаях, сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Главное – заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.

Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказку, девушки пряли кудель и рассказывали истории… И копились, копились истории в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня мы передаем детям знания о жизни, рассказывая сказки. Ошибочно полагать, что возраст сказок проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить осмысленно.

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает на бессознательном уровне некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Чтобы разгадывать сказочные уроки, взрослым не обязательно все знать заранее. «Разгадывание», «расшифровка» – это живой творческий процесс, совместная радость мышления и познания. Ведь на самом деле, именно сомышление, сопознание, сотворчество с взрослым является основной движущей силой развития ребенка. Поэтому сказкотерапия определятся как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, как процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

 

1.3 Этапы развития сказкотерапии

 

Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовал начало определенного процесса.

Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается по сей день.

Второй этап – собрание и исследование мифов и сказок. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именем К. Ю. Юнга.

Третий этап – психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова: терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и (или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Но сказка может быть использована и для того, чтобы:

1) предложить ребёнку  способы решения конкретной проблемы;

2) сказка даёт великолепный  общий язык для взрослого, работающего  с ребёнком. Обычно они разговаривают  на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их сближает;

3) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она  не выдаёт свои положения за  что–то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;

4) сказка способствует  пробуждению детских и творческих  сил в самом терапевте. Она  активизирует понимание и работу  на уровне интуиции, архетипов (формы  поведения, режим функционирования  душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и действиях), первого впечатления;

5) сказка несёт свободу;

6) важной чертою сказки  является то, что в ходе её  происходит трансформация. Некто  маленький и слабый вначале к концу превращается в сильную, значимую и во многом самодостаточную личность.

В последнее время термин «сказкотерапия» все чаще посещает специальные издания. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеется в ввиду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия – это процесс образования связи сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – это и процесс объективизации проблемных ситуации.

Сказкотерапия – процесс активизации потенциала личности.

Сказкотерапия – процесс всестороннего образования и воспитания.

Сказка – волшебство, а волшебство – это еще и превращение.

Волшебство происходит внутри, постепенно улучшая окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны…

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики и философии разных культур – все это приобретает сказочную форму и форму метафор.

Чтобы развивать познавательные процессы у детей, необходимо использовать специальные приемы, способы и упражнения, а также учитывать физические, психические и личностные особенности ребенка. 
2 СКАЗКА – КАК МЕТОД ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

 

 

При работе с детьми сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения. Так, например, малыш должен понимать, что сказочная действительность отличается от реальности жизни. Не смотря на то, что в каждом конкретном случае нужно учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, специалисты отмечают, что навык отличия сказки от реальности развивается у ребенка в возрасте 3,5-4 лет.

 

Обычно сказка выполняет три функции, а именно терапевтическую, прогностическую и диагностическую. Выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка предполагает диагностическая сказка. В данных случаях психологи просят сочинить либо любую сказку, либо сказку о мальчике пяти лет. После написания сказки психолог ее анализирует. С помощью анализа могут быть выявлены ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка, либо базовый жизненный сценарий. Выявлению состояния или отношений ребенка, о которых он не хочет говорить вслух, может способствовать диагностическая сказка.

 

Сказка, благодаря которой в состоянии и поведении ребенка происходят позитивные изменения, является терапевтической сказкой. Различными способами может быть произведена сказкотерапевтическая работа с ребенком:

 

- Сказку ребенок может сочинять  самостоятельно.

 

- Существующая авторская и народная  сказка, которые могут быть использованы  в работе с ребенком.

 

- Сказку могут вместе сочинять  ребенок и терапевт, при этом  они могут драматизировать как ее элементы, так и полностью всю.

Рассмотрим внимательнее методику под названием сказкотерапия. Сказкотерапия – это эклектический метод развития личности: он объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму. Формы работы со сказкой разнообразны как сама жизнь. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю и помогает использовать силу Волшебного Источника творчества.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Задачи сказкотерапии:

    1. Научиться тому, как учить;
    2. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;
    3. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос – это способ адаптации;
    4. Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей – персонажей и через построение сюжета.

Информация о работе Сказка – как метод терапии в работе с дошкольниками