Сказка – как метод терапии в работе с дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенности формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….……3
1 Психологические особенности детей дошкольного возраста…………..............6
1.1 Психолого-педагогическое значение сказки……………………………….8
1.2 Развитие самосознания путем сказкотерапии……………..…………………………………………...……11
1.3 Этапы развития сказкотерапии…………………………………………….13
2 Сказка – как метод терапии в работе с дошкольниками……….......................17
2.1 Методы работы со сказкой………………………………………………...20
2.2 Классификация сказкотерапии……………………………………..….......32
2.3 Драматизация сказок. Творчество в двигательной активности детей…..36
3 Практическая часть………………….. ………………………………………….40
Список используемой литературы………………………………………………...

Файлы: 1 файл

reh.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

В практической части исследования мы наблюдали за детьми, проблемы и страхи которых являлось возможным преодолеть путем сказкотерапии. Проводили индивидуальную работу. В связи с этим ставили перед собой следующие задачи:

    • Преодоление страха перед темнотой;
    • Преодоление боязни Бабы-Яги;
    • Повышение самооценки, развитие воображения;
    • Проявление заботы к собственному здоровью и здоровью окружающих;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По мнению психологов, сказка – это прекрасная возможность помочь ребенку адаптироваться к реальному миру, научить его преодолевать трудности, возникающие в процессе общения с окружающими. Вспомните, что для достижения своих целей героям волшебных историй приходилось проявлять смекалку и изобретательность. Слушая страшные сказки, ребенок учится принимать на себя ответственность за свои поступки. Сказка не учит конкретным действиям, а дает ребенку информацию для размышления. Такой подход важен для растущего человека. Малыш осознает, что преодолевая жизненные трудности, герой приобретает необходимый жизненный опыт, становится духовно более сильным. Сказка учит ребенка стремиться к успеху, не бояться неудач, верить в собственные силы.

Сказка учит ребенка ненавязчиво, не напрямую. Она в интересной форме рассказывает о приключениях других людей или сказочных героев, а выводы малыш уже делает сам, соотнося получаемую информацию со своим жизненным опытом. Ребенок, отожествляя себя с героем, не только стремится быть добрым, умным, смелым и находчивым, но и учится переживать жизненные трагедии.

В сказках присутствуют разные страшные действующие лица: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, разного рода чудовища. Как это не покажется странным, такие образы помогают ребенку бороться с собственными проблемами. Метаморфозы и символы сказок включают глубинные механизмы бессознательного, помогая пережить важнейшие жизненные кризисы в развитии малыша. Сказки действуют не только напрямую, при идентификации ребенка с одним из главных героев, но и опосредованно, помогая сохранить психическую целостность человека путем воздействия на его бессознательное.

Именно сказка способствует обретению смысла: даёт пока ещё маленькому человечку возможность поверить в собственные силы и обрести уверенность.

Таким образом, сказкотерапия является важным методом нравственного воспитания. Ее метафоричный язык легко проникает в глубины подсознания; в нем заложена информация о соблюдении правил поведения, нормах морали, выработанных человечеством веками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Зинкевич, Т.Д. Михайлов, А.М. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоркекции. - Зинкевич, Т.Д. Михайлов, А.М. - Издательство «Смарт» Санкт – Петербург 1996.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – Т.Д Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: «Златоуст», 1998. – 352 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д.  Практикум по сказкотерапии. – Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: ООО Речь, 2000. - 310 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д.  Основы сказкотерапии. – Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: ООО Речь, 2006 - 171 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко – СПб.: Речь, 2003
  6. Ивановская, О.Г. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие - О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Савченко С.Ф. Николаева, – СПб.: КАРО, 2008, - 544 с.

 

  1. Ильина, М.В.  Развитие вербального воображения. – М.В. Ильина - М.: Прометей; Книголюб, 2003.
  2. Курочкина, Н.А. Знакомим со сказочно-былинной живописью. (Большое искусство – маленьким.) – Н.А. Курочкина – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 24 с.
  3. Панфилова, М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – Панфилова, М.А. – М.: ТЦ Сфера, 2002. 96 с.
  4. Побединская, Л.А. Жили-были сказки: Сценарии праздников. – Л.А. Побединская– М.: ТЦ Сфера, 2001. – 64 с.
  5. Пропп, В. Я. Морфология сказки. — 2-е изд. – В.Я. Пропп — М.: Наука, 1969.-168 с.
  6. Стрелкова, Л.П. Войди в Тридесятое царство: Учебно-методическое пособие для детских дошкольных учреждений и начальной школы. – Л.П. Стрелкова – М.: Новая школа, 1995.

 

  1. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Л.Б. Фесюкова – Харьков: Фолио, 1996. – 464 с.

Хозиев, В.Б.  Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников: Учеб. Пособие для студ. Психол. фак. высш. учеб. заведений. – В.Б. Хозиев – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

  1. Яничев, П.И. Психологические функции волшебной сказки: журнал практического психолога. – 1999, №10-11. С.27-37
  2. Вестник КАСУ №1 – 2008 (http://www.vestnik-kafu.info/journal/13/492/)

 

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказкотерапия / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева //

 

(http://skazkatera.kiev.ua/?tag=%d1%82-%d0%b7%d0%b8%d0%bd%d0%ba%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87-%d0%b5%d0%b2%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b3%d0%bd%d0%b5%d0%b5%d0%b2%d0%b0)

 

 

 

 

 


Информация о работе Сказка – как метод терапии в работе с дошкольниками