Методы работы с иллюстрацией к лирическому произведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Современная жизнь выдвигает новые требования к образованию. Системно–деятельностный подход в образовании, направленный на формирование у каждого ребенка умения учиться, является методологической основой ФГОС. Актуализация и развитие всех творческих способностей младших школьников невозможна без участия живого, яркого, поэтического слова с раскрытием его эмоционально-образной, номинативной и когнитивной сущности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы книжной иллюстрации……………………….6
1.1 Понятие и история искусства книжной иллюстрации……………………6
1.2 Особенности восприятия книжных иллюстраций младшими школьниками……………………………………………………………………..10
1.3 Формы и методы работы иллюстрирования литературных произведений на уроке, направленные на поддержание интереса к лирическим произведениям…………………………………………………………………...13
Глава II. Методика обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию……………………………………………………………….22
2.1Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..22
2.2 Реализация методики обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..25
2.3 Конспекты уроков…………………………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованной литературы …………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Курсовая изо ( К. О. А.).doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Называя в каждой теме несколько сюжетов, уточняются моменты  и эпизоды, которые хотят изобразить учащиеся, конкретизируется круг задач, стоящие перед ними. Это облегчает работу учащихся, дает возможность им яснее представить себе то, что они хотят изобразить, удачнее составить композицию.

Важнейшим и более  сложным этапом в работе школьников над иллюстрированием литературного произведения является компоновка изображаемых объектов. Процесс компоновки представляет основу сюжетного решения рисунка школьника. Выбрав сюжет, они должны продумать содержание рисунков, конкретизируя задачи.

Необходимо напомнить  о том, что эскиз строится с  общего наброска размещения всего изображаемого, в тесной связи с идейным замыслом раскрытия содержания. Каждый ученик должен подумать, что в его рисунке  должно быть главным, определить точку  зрения, с которой он будет рисовать все объекты. Когда ученики начнут прорисовку, строить и уточнять перспективу и пропорции, необходимо постоянно вести индивидуальную и фронтальную работу с учащимися.

Цветовое решение эскиза должно быть замышлено учениками  еще до начала работы во взаимосвязи с содержанием произведения. Когда композиция намечена в общих чертах карандашом, нужно сделать небольшой вспомогательный эскиз в цвете, наметив общее решение обобщенно, без лепки объемов предметов и без деталей, однако передать их освещение, т. к. оно является одним из главных элементов в цветовом решении иллюстрации. Исходя из тематической задачи, художник может передаваемое действие помещать в залитое ровным светом пространство или лучом света избирательно освещать нужные участки и группы. Падающие тени - дополнительный элемент для организации цельного цветового решения. При работе над освещенностью, обращаю внимание учащихся на силуэты композиции. Чтобы изображение легче читалось, следует темные объекты помещать на светлом фоне и наоборот.

К организованному распределению  светлых и темных пятен композиции надо отнестись с особым вниманием: они определяют декоративный строй, создают настроение - драматическое, напряженное или спокойно - уравновешенное. Светом можно выделить смысловой центр иллюстрации, В процессе объяснения можно показать специальные таблицы. Надо сделать, чтобы эскиз композиции в цвете давал решение сюжета, выявление замысла, композиционного центра, цельности и т. д. Только после решения поставленных задач в эскизе можно разрешать ученику приниматься за основной рисунок. В конце урока необходимо дать задание наблюдать и делать зарисовки отдельных фигур, людей, а также деревьев, домов и других объектов, намеченных в эскизах.

На втором этапе учащиеся преступают к выполнению основного рисунка, используя в качестве подсобного материала выполненный на пришлом уроке эскиз и наброски отдельных объектов с натуры или из исторических источников. Во время работы над основным рисунком, просматриваются сделанные наброски и делаются нужные замечания, Если ученики допустили общую ошибку, рисую на доске рисунок и сопровождаю его объяснением. Особое внимание нужно обратить на методику урока, когда ученики, имея удачные композиционные замыслы, затрудняются в конкретизации форм, в изображении тех или иных объектов. Здесь необходимо прервать работу и показать им на классной доске, выполнив быстрые рисунки, конструктивное построение объектов. Когда не выходит фигура человека, пусть позирует товарищ, у которого рисунок идет более успешно. Не менее важен момент завершения работы над композицией. Уточняя и конкретизируя форму отдельных предметов, ученик может потерять цельность рисунка, появится пестрота, тональная дисгармония. В этом случае, я использую дидактический материал о цветовом решении здания или репродукции и иллюстрации художников.

Если в конце урока  работа не закончена, то предложить по его желанию, завершить ее дома. В  конце урока организовать, обсуждение работ и делать это систематически, так как это одно из средств  обучения учащихся рисованию. При обсуждении обязательно выделяю хорошие и средние работы. В плохих работах отмечаю что-то хорошее, чтобы ученик не потерял веру в достижение положительных результатов и интереса к рисованию.

При анализе работ  дать ученикам возможность высказать свои мнения. По их ответам можно судить о степени усвоения данной темы и закрепления в памяти правил и законов композиции.

Наряду с общим объяснением  всему классу проводить индивидуальную работу с каждым учеником, в том  числе и с одаренными детьми.

Многообразие  видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес  к предмету образовательной области  «Искусство» и является необходимым  условием формирования личности ученика.

Так как литературное произведение дает общую тему, но при этом не диктует ее жестко. Здесь найдется место любителям свободной темы и для учеников, которые не могут придумать, что изобразить. Ученик находит нужную ему степень свободы,  при работе над иллюстрацией. Кроме, того рисуя иллюстрацию, ученики делятся впечатлениями о том, что прочитали. Получается, что рисуя, ученики реализуют потребность в общении. Работа над иллюстрацией к лирическому произведению требует от младших школьников  знаний, умений, времени, эмоциональных переживаний. Прежде необходимо « проживание» текста, очевидна связь с уроком художественного слова, ведь материалом является литературное произведение. Эту связь можно сделать прочнее, если изучение литературного произведения и изобразительного искусства проводить в параллели. Уроки изобразительного искусства помогают подкрепить интерес к тексту произведения, так как учащиеся при рисовании повторно изучают и осмысливают текс, сюжет произведения.

 Предмет  изобразительного искусства, в свою очередь, получает для иллюстрации произведения некоторые тонкости и особенности, которые возможно остались бы не заметными для юных художников, без изучения литературного произведения. Так  ученики  третьего класса при работе над иллюстрацией  к « Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина погрузились в мир Древней Руси с ее обрядами, природой, все то было востребовано учениками, прочувствовав с текстом, а затем передано в рисунках. Эта работа принесла ученикам, удовлетворение и обогатила их духовно, расширила кругозор читателя.  Следующим этапом  является  сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

Творческая  индивидуальная работа каждого подчиняется  общей цели  создания цикла иллюстраций, объединенных общей техникой, стилистикой  исполнения, форматом. Только при соблюдении этих условий может получиться целостный образ произведения. Коллективная в начале это работа проходит этап индивидуального создания иллюстраций и снова объединяется в конце.

1.Обсуждение  произведения, выбор темы для  иллюстрации, выбор техники исполнения. Поиск стилистики будущих работ. Это совместная работа ученика и учителя. Хорошо если на этом этапе подключается учитель художественного слова. Заканчивается разбором тем индивидуального исполнения. Задача учителя помочь в выборе . чтобы тема соответствовала возможностям ученика. При этом подчинялась общему замыслу.

2. Индивидуальная  работа. Сначала ведутся  поиски  композиционные, тональные, цветовые, вспомогательный материал, дополнительные  рисунки. После этого приходит  время исполнение самой иллюстрации.  Здесь необходимо соотнести работу каждого с общим замыслом, помогать индивидуальные работы в стилистическом и техническом единстве.

3.Общий просмотр, устраняются недочеты. Идет объединение  работ в единый цикл – образ  произведения.  

 

2.3 Конспекты уроков

Поскольку план-конспект урока изобразительного искусства составляется каждым учителем с учетом собственного опыта, то он является отражением творческого подхода учителя. План-конспект урока изобразительного искусства - это структурная модель, создаваемая для того, чтобы помочь ученикам развить творческое усвоение приемов. Школьный курс изобразительного искусства содержит достаточно большой объем приемов и методов рисования, поэтому план-конспект урока должен помочь учителю структурировать его в виде отдельных уроков.

План-конспект урока состоит из основных разделов, характерных для всех планов-конспектов. План-конспект урока содержит цели урока, оборудование, подробный ход урока и т.д. В расширенный план-конспект урока изобразительного искусства может входить также подробное описание того, что ученики должны делать на уроке по ходу урока. Зачастую план-конспект урока ИЗО не содержит домашнего задания, так как им обычно является задание закончить рисунок, начатый на уроке.

План-конспект урока изобразительного искусства отличается строгой структурой в отношении основных элементов. В остальном все зависит от методов преподавания конкретного учителя и его подхода к ученикам. План-конспект урока не допускает тезисной модели построения, так как она отсутствует на уроках изобразительного искусства.

Общая форма конспекта  должна быть удобной для учителя, но обязательно содержать все  основные элементы. При этом рекомендуется  добавлять рекомендации общего характера, касаемо методики преподавания изобразительного искусства. План-конспект урока должен иметь продуманную структуру изложения материала.

 

 

Тема урока:

"Люблю я Русь, за  осень золотую. Иллюстрирование лирических произведений".

Цели урока:

- обратить внимание  детей на особенности признаков  осени в природе, на красоту  форм и окраски растений;

- развивать у детей  умения писать кистью, пользуясь  разными приемами: широкими и  плавными мазками и линиями,  концом кисти, и мелкими мазками; 

- прививать навыки  пространственного расположения рисунка на месте;

- учить заполнять цветом  весь рисунок.

Оборудование для урока:

- репродукция картины И. Левитана "Золотая осень";

- иллюстрации художника  А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге "Уж небо осенью дышало";

- грамзапись "Октябрь" из детского альбома П. Чайковского "Времена года";

-большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.

Материал для учащихся:

- белая и цветная бумага (голубая, светло серая, желтоватая или бледно зеленая);

- краски;

- кисти и все необходимое для выполнения работы красками.

Уроку предшествует наблюдение учащимися за деревьями в школьном саду.

 

План урок

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Беседа.

4. Вопросы учителя.

5. Показ и объяснение  учителя.

6. Физкультминутка.

7. Самостоятельная работа  учащихся.

8. Выставка рисунков.

9. Итог урока. 

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

После проверки готовности класса к уроку учащимся

Учитель говорит, что  на уроке они будут рисовать осенние  деревья. Но сначала им необходимо вспомнить  свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки.

3. Беседа.

4. Вопросы учителя:

а) Какое время года?

б) Какие изменения  произошли осенью в жизни растений?

в) Чем деревья отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются:

- Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.

- Листва на деревьях  осенью очень разнообразна по  цвету. Она имеет зеленые, красные,  желтые и другие оттенки. Листьев  на деревьях становится все  меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.

- Мы наблюдаем за  деревьями различных пород. Они  отличаются друг от друга по  форме, цвету стволов и листьев.  Ветки у них тоже располагаются  не одинаково. Но у всех деревьев  стволы толще внизу и тоньше  к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.

- Работа с иллюстративным материалом.

Затем для создания иллюстрации внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана "Золотая осень".

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне  твоя прощальная краса;

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и  золото, одетые поля…

- Нравится ли эта  картина?

- Объясните почему?

- Как вы думаете,  почему художник так назвал  свою картину?

Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту  природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних  красок, с помощью которых отражена эта красота.

- Назовите деревья,  которые вы видите на картинке?

- Укажите, какие деревья  на переднем плане и объясните,  как они изображены на картине.

- Почему мы сразу  видим, какие деревья ближе  расположены к нам, какие дальше?

На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А. Белюкина на стихи А. Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне  твоя прощальная краса;

Люблю я пышное природы увяданье

Информация о работе Методы работы с иллюстрацией к лирическому произведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе