Методы работы с иллюстрацией к лирическому произведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Современная жизнь выдвигает новые требования к образованию. Системно–деятельностный подход в образовании, направленный на формирование у каждого ребенка умения учиться, является методологической основой ФГОС. Актуализация и развитие всех творческих способностей младших школьников невозможна без участия живого, яркого, поэтического слова с раскрытием его эмоционально-образной, номинативной и когнитивной сущности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы книжной иллюстрации……………………….6
1.1 Понятие и история искусства книжной иллюстрации……………………6
1.2 Особенности восприятия книжных иллюстраций младшими школьниками……………………………………………………………………..10
1.3 Формы и методы работы иллюстрирования литературных произведений на уроке, направленные на поддержание интереса к лирическим произведениям…………………………………………………………………...13
Глава II. Методика обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию……………………………………………………………….22
2.1Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..22
2.2 Реализация методики обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..25
2.3 Конспекты уроков…………………………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованной литературы …………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Курсовая изо ( К. О. А.).doc

— 221.00 Кб (Скачать)

(Выставка работ).

5. Рефлексия:

Учитель: А вам нравятся эти работы?

В чем, на ваш  взгляд, особенности каждой осенней  картины? (ответы)

А мне на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, зеленый лист — мне немного грустно. Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру. Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем.

Спасибо за внимание и за работу.

6.Домашнее задание: принести цветные газеты, журналы, клей (коллаж).

 

Выводы по второй главе.

 

Работая с иллюстрацией к лирическим произведениям на уроках изобразительного  искусства в начальной школе, необходимо  поддерживаться следующих методов и приемов:

1. Учитываются возрастные особенности младших школьников, а также уровни их знаний и представлений об искусстве иллюстрации.

2. Работа организуется с учетом ниже перечисленных звеньев:

а) знакомство учащихся с творчеством ведущих иллюстраторов  детской книги;

б) стимулирование детей к высказыванию впечатлений, полученных от восприятия иллюстраций  художников, к анализу средств  художественной выразительности увиденных рисунков;

в) создание у  младших школьников эмоциональной  заинтересованности в выполнении собственных иллюстраций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

                                        

 

 

 Заключение

Методика обучения школьников иллюстрированию литературных произведений требует от педагога живого, эмоционального, творческого подхода  к делу. Даже тогда, когда найден удачный педагогический прием, его  нужно разнообразить. Методика как  искусство преподавания состоит в том, чтобы вовремя оказать помощь ученику, объяснить материал просто и понятно, наладить с ним психологический контакт

Иллюстрация – наглядное изобразительное средство, (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и т.п.), поясняющее или дополняющее какой-либо текст.

Иллюстрирование литературных лирических произведений как часть тематического рисования  является важным разделом школьной программы  по изобразительному искусству. Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:

–вариативный подход к постановке и решению художественно-творческих задач;

–национально ориентированное обучение изобразительному искусству;

–стимулирование самостоятельности младших школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов;

–стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др.

Иллюстрирование, в основе которого лежит оперирование наглядными художественными образами, представляет собой сложную деятельность и опирается на чувственный опыт (зрительные ощущения и восприятия). Благодаря ему младший школьник познает особенности, а затем в процессе мыслительной деятельности – и законченности предметов и явлений действительности, которые составляют основу процесса иллюстрирования.

Важным фактором, определяющим роль чувств в изобразительной  деятельности, является эмоциональное  переживание ребенком в процессе иллюстрирования, включающие в себя три наиболее существенных компонента:

1) Эмоциональное переживание от объекта изображения.

2) Эмоциональное переживание от самого процесса иллюстрирования.

3) Общее эмоциональное состояние ребенка.

Рисование иллюстраций  к литературным произведениям дает  младшим школьникам возможность внимательно вчитываться в содержание текста, заставляет образно и  ассоциативно мыслить.  В процессе рисования иллюстраций ученик испытывает эмоциональное воздействие и  двойное переживание содержания текста. Все это непременно способствует воспитанию эмоционально-чувственной сферы, развитию способности творческого самовыражения. Важным компонентом развития творчества детей является композиционное мышление.

Каждый учитель  изобразительного искусства стремится развивать у ребенка художественно – образное мышление, воображение и фантазию.

К особенностям знаний и  представлений учащихся об искусстве  иллюстрации можно отнести: дети, как правило, отличают иллюстрированные произведения от произведений других видов искусств, не называя их авторов. В целом чувствуют настроение автора иллюстраций, отражаемое в их сюжетах. Детям доступны некоторые средства художественной выразительности иллюстраций, но в словарном запасе младших школьников практически отсутствуют названия ведущих средств художественной выразительности и представления о них. Дети редко имеют представления об особенностях творчества художников-иллюстраторов. Что существенно сказывается на практических умениях школьников в изображении иллюстраций. Называя в каждой теме несколько сюжетов, уточняются моменты и эпизоды, которые хотят изобразить учащиеся, конкретизируется круг задач, стоящие перед ними. Это облегчает работу учащихся, дает возможность им яснее представить себе то, что они хотят изобразить, удачнее составить композицию.

Важнейшим и более  сложным этапом в работе школьников над иллюстрированием литературного  произведения является компоновка изображаемых объектов. Процесс компоновки представляет основу сюжетного решения рисунка  школьника. Выбрав сюжет, они должны продумать содержание рисунков, конкретизируя задачи.

Использование иллюстративного  материала играет особую роль в обучении детей младшего школьного возраста, т.к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействие на органы чувств (зрительные, слуховые) обеспечивает разностороннее, полное формирование какого – либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию различных взаимосвязей исторических событий и реальной жизни.

Работа с иллюстративным материалом содействует выработке у учащихся эмоционально – оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребенка. Как бы глубоко ученик не прочувствовал литературное произведение, как бы ясно не представлял себе литературных персонажей, он не сможет правильно изобразить героев, если у него нет навыков рисования , если он не освоил законов перспективы, светотени, цвета, элементарные правила изображения человека. Определенных успехов ученик может достичь, лишь в том случае, если учитель правильно выстроит свою работу на принципах учебной программы «Изобразительное искусство». Последовательно организуя выполнение тем и указанных в них задач уроков мы, обеспечиваем художественное поступательное развитие ребенка. Формируем умение использовать полученные знания и навыки на практике: самостоятельно иллюстрировать и выражать глубинные смыслы литературного произведения.

 

                     

      

 

  Список использованной литературы

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический   очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.

2. Герчук, Ю.Л. Художественные миры книги. – М.: Просвещение, 1989.

3. Гончаров, А.А. Об искусстве графики. – М.: Молодая гвардия, 1960.

4. Дворниченко, Т. Т. Друг ребят и зверей. // Дошкольное воспитание – 1989. - № 2. – с.38.

5. Елисеев, А. О сказке, сказочном и современном. Записки художника. // Детская литература – 1993. - № 5. – с.50.

6. Иванов, Н.М. Очень разные, но любимые. // Юный художник. – 2000. - № 10. – с.23.

7. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – Изд.2-ое, доп., - М.: Просвещение,1961.

8. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1998. – с.239.

9. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. - М.: Академия психологических и социальных наук, 2006. – с.631.

10. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. – с.320.

11.Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1969.-150с.

12.Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с.

13.Краевский, В.В. Методология педагогической науки [текст]: пособие для науч. работников в области образования, учителей, аспирантов, студентов педагогических вузов / В. В. Краевский; В. В. Кравский; Рос. акад. образования.– М.: Центр «Шк. кн.», 2001. – 248 c.

14. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1984.-190с.

15. Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 1-2 классы: Учебное пособие для общеобразовательных заведений. В 2-х ч. Ч.1: «Учись рисовать». – М.: Дрофа, 1997.

16. Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 1-2 классы: Учебное пособие для общеобразовательных заведений. В 2-х ч. Ч.II:«Волшебный мир». – М.: Дрофа, 1997.

17. Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 3-4 классы: Учебное пособие для общеобразовательных заведений. В 2-х ч. Ч.1: «Учись рисовать». – М.: Дрофа, 1997.

18. Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах: Учебное пособие для общеобразовательных заведений. В 2-х ч. Ч.II:«Волшебный мир». – М.: Дрофа, 1997.

19. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х. т. /Под ред. В. В. Давыдова и др.- М.: Просвещение, 1985.-175с.

20. Люблинская,  А.А. Очерки психического развития ребенка . 2-е изд. – М.:   просвещение , 1965. - 162с.

21. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981.-96с.

22. Мелик-Пашаев, А.А., Навлянская, З.М. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей. - М.: Педагогика, 1981.-185с.

23. Мухина, В.С. Проблема генезиса личности. - М.: МГПИ, 1985.-102с.

24. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя [Текст] / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1981. – 192с.

25 .Ненашев, М. Ф. Книга в нашей жизни. Ж., «Юный художник» № 11 1988 г. Панов, В.П.

26. Пеленков, А.И. Обучение младших школьников изобразительному искусству: Учебно-методическое пособие для студентов/2000, М: Прометей.

27.Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. 2000 г.

28. Сатарова, Л.А. Изобразительное искусство как средство формирования образного мышления школьников: монография. Астрахань, 2004.-215c.

29. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Рад. - Школа, 1988. - 272с.

30. Торшилова, Е.М., Морозова, Т.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: Искусство, 1993.-225с.

31.Шорохов, Е.В. Тематическое рисование в школе. М. Просвещение, 1970 г. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». Под руководством Неменского, Б.М. М., «Просвещение», 2007 г.

32.Шпикалова, Т.Я. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I – IV кл. / Науч. рук. Т. Я. Шпикалова. — М.: Просвещение, 1992. — 78 с.


Информация о работе Методы работы с иллюстрацией к лирическому произведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе