Методы работы с иллюстрацией к лирическому произведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Современная жизнь выдвигает новые требования к образованию. Системно–деятельностный подход в образовании, направленный на формирование у каждого ребенка умения учиться, является методологической основой ФГОС. Актуализация и развитие всех творческих способностей младших школьников невозможна без участия живого, яркого, поэтического слова с раскрытием его эмоционально-образной, номинативной и когнитивной сущности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы книжной иллюстрации……………………….6
1.1 Понятие и история искусства книжной иллюстрации……………………6
1.2 Особенности восприятия книжных иллюстраций младшими школьниками……………………………………………………………………..10
1.3 Формы и методы работы иллюстрирования литературных произведений на уроке, направленные на поддержание интереса к лирическим произведениям…………………………………………………………………...13
Глава II. Методика обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию……………………………………………………………….22
2.1Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..22
2.2 Реализация методики обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..25
2.3 Конспекты уроков…………………………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованной литературы …………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Курсовая изо ( К. О. А.).doc

— 221.00 Кб (Скачать)


                                       Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I. Теоретические основы книжной иллюстрации……………………….6

1.1   Понятие и  история искусства книжной иллюстрации……………………6

1.2 Особенности восприятия  книжных иллюстраций младшими школьниками……………………………………………………………………..10

1.3 Формы и методы работы иллюстрирования литературных произведений на уроке, направленные на поддержание интереса к лирическим произведениям…………………………………………………………………...13

Глава II. Методика обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию……………………………………………………………….22

2.1Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..22

2.2 Реализация методики обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..25

2.3 Конспекты  уроков…………………………………………………………...32

Заключение………………………………………………………………………46

Список использованной литературы …………………………………………..49

 

 

 

 

 

                                        

 

Введение

Актуальность исследования.  Современная жизнь выдвигает новые требования к образованию. Системно–деятельностный подход в образовании, направленный на формирование у каждого ребенка умения учиться, является методологической основой ФГОС. Актуализация и развитие всех творческих способностей младших школьников невозможна без участия живого, яркого, поэтического слова с раскрытием его эмоционально-образной, номинативной и когнитивной сущности. На уроках изобразительного искусства и технологии в начальной школе идет работа над художественными образами.  Через художественную метафору – к метафоре словесной и наоборот, обретение глубинного смысла слова с привлечением этимологии для того, чтобы образ проступил наиболее отчётливо. Он может стать частью целого, влиться,  в общий замысел коллективной композиции, но   неповторим. Открывая детям удивительный мир слова в поэтических метафорах, сравнениях, стихах и сказках, пробуждая интерес к происхождению и значению привычных, забытых или новых слов и терминов,  реализуются задачи на уроках искусства и технологии, цель которых, формирование культуры творческой личности. В изобразительной деятельности есть правила, но нет шаблонов. У слова есть значение и смысл, но в уме и душе каждого человека оно  оставляет место для индивидуального творческого восприятия.

На современном  этапе реформирования системы школьного  и образования ведётся поиск  новых форм и методов обучения. Важно решать эти проблемы в методике обучения изобразительному искусству  и, особенно, в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы мировоззрения и миропонимания детей.

Изобразительное искусство является доминантным  видом искусства для младших  школьников, приносящим  развивающий  и воспитательный эффект.  П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, В.С. Мухина, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинский, Е.М. Торшилова, Н.Н. Фомина, Л.В. Школяр, исследовали различные психологические и педагогические аспекты рассматриваемой проблемы. Они подчеркивали значимость изобразительного искусства для развития творческой деятельности учащихся. Один из специалистов в области детской книжной иллюстрации, Франтишек Холишевский сказал: "Если раньше иллюстрации лишь украшали книгу и сопровождали ее текст, то сегодня они связывают ее с изобразительным искусством и вводят в мир изобразительного искусства так же, как текст книги вводит в мир литературы". Но существует также "обратная связь" – привлечение к книге через иллюстрацию.

Обучение младших  школьников иллюстрированию является предметом изучения таких наук как психология, педагогика и др. Психологические аспекты представлены в трудах В.С.Мухиной, Е.И. Игнатьева, Г.Г. Виноградовой и др.

Педагогической  проблемой, изучением которой занимались Е.В. Шорохов, В.С. Кузин, Р.И. Коргузанова, В.А. Ромашко, Н.М. Сокольникова, Е.Е. Рожкова.

В практике работы школьных учреждений иллюстрации как  произведения особой области искусства  используются сравнительно редко. Учителя  зачастую испытывают затруднения в  определении доступного для младших  школьников содержания знаний об иллюстрации и иллюстрировании, выборе форм и методов ознакомления детей с данным видом искусства.

Тема исследования: «Методы работы с иллюстрацией к лирическому произведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе».

Цель исследования - теоретическое обоснование эффективности методики ознакомления младших школьников искусству иллюстрации лирических произведений.

В соответствии с целью определены задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую  литературу по теме.

2. На основании изученной литературы рассмотреть специфику иллюстрации, и ее педагогические возможности при изучении младшими школьниками лирического произведения.

3. Выявить критерии  и показатели уровней обучения  детей младшего школьного возраста  иллюстрированию.

4. Рассмотреть  эффективность методики обучения  младших школьников искусству  иллюстрации лирических произведений.

Объект исследования – процесс обучения изобразительному искусству иллюстрации младших школьников.

Предмет исследования – методика обучения изобразительному искусству через технологии для развития творческих способностей младшего школьника и активизации его творческой деятельности

Теоретико - методологическую основу исследования составили концепции известных ученых по важнейшим проблемам культурно - исторического развития (Л. С. Выготский), личностно - развивающего обучения, (В. В. Давыдов, Б. Д. Эльконин), психолого - педагогическая концепция игры (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. А Короткова, А. П. Усова, С. А. Шмакова, Д. Б. Эльконин), исследования психологов и педагогов об особенностях развития детской изобразительной деятельности (Н. А. Ветлугина, Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина), основополагающие идеи,  раскрывающие сущность творческих способностей и креативности личности (Д. Б. Богоявлинская, Д. Гилфорд, В. Н. Дружинин, И. Я. Лернер, Я. А. Понаморев, А. И. Савенков), теория об интеграции в художественной педагогике (Л. Г. Савенковой, Б. П. Юсова), психолого - педагогические исследования, посвященные проблеме языка изобразительного искусства (А. Д. Алехин, В. И. Костин, Н. Л. Стариченко, В. А. Юматов, Б. П. Юсов), теория критического мышления (В. Н. Брюшинкин, В. А. Шамис, А. В. Бутенко, Е. А. Ходос, Р. Бустром, О. Варшавер).

Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа  проводилась  на  базе 1- 4 х классов средней школы № 159 города Новосибирска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы книжной иллюстрации.

1.1 Понятие и история  искусства книжной иллюстрации.

 Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа. Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, например рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова.

 В узком,  смысле  иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия  в определенном единстве с  текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Они должны соответствовать содержанию литературного произведения.  От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал видимыми идеи и образы писателя, помогая понять содержание,  быт, окружение героев произведения. Иллюстрации подразделяются на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Могут быть пояснительным изображением к тексту.

В зависимости от размера  и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю  страницу), разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.

По характеру иллюстрации  и их связи с литературным текстом, можно выделить следующие:

 Повествовательные  иллюстрации - раскрывающие содержание в многолистных сериях. Это  портреты, иллюстрации предметно-познавательные или обстановочные, иллюстрации действия, психологические, дающие характеристику героев через их взаимоотношения, поступки, жесты, мимику и т. п.

Метафорические - обобщающие мысли автора в символической форме, остро выражающие смысл всего произведения или его части. Среди них можно выделить такие виды иллюстраций:

а) настроения или состояния - их воздействие эмоциональное, подобное музыке; такие иллюстрации часто  выполняют к стихотворениям;

б) аллегорические - к сказкам, басням, эпосу, передающие аллегорические мысли автора иносказательно или конкретно;

в) синтетические - иллюстрации, представляющие собой соединение разновременных моментов одной композиции и др.

Все виды иллюстраций  могут совмещаться и переплетаться, это способствует более полному раскрытию литературного содержания, повышает его художественно-образную выразительность.

История иллюстрации  уходит далеко вглубь веков. В Древнем  Египте иллюстрации сопровождали написанные на папирусах заклинания и гимны. Сохранились античные образцы первых веков нашей эры в рукописях "Илиады", "Энеиды", а также иллюстрации в византийских, средневековых рукописях.

В Древней Руси уже  в XI веке создавались иллюстрации  к рукописным книгам ("Остромирово  евангелие", "Изборник Святослава"). Они были цветными, украшались золотом, исполнялись тонко. Такие книги делались в одном экземпляре, высоко ценились и стоили очень дорого. Они были недоступны людям, имевшим ограниченные средства, а потребность в книге становилась все более и более насущной. И тогда возникла мысль о печатной книге. Изобретение книгопечатания в Европе относится к концу XIV - началу XV века.

В середине XV века И. Гутенберг  в Германии разрабатывает новый  способ печатания. Он создает металлические наборные литеры (буквы), из которых набирались слова, строки. В России Иван Федоров в 1564 году напечатал первую книгу "Апостол",  разработав процесс книгопечатания.

Изобретение печати с  литографского камня в 1798 году не только удешевило печатание книг, но и дало возможность передавать живой рисунок. В это же время создается так называемая торцовая тоновая репродукционная гравюра, применявшаяся в печати до начала XX века.

С изобретением в 1837 году фотографии начинается воспроизведение  иллюстраций с помощью фотомеханических процессов.

Первой же иллюстрированной детской книгой в России был знаменитый "Букварь" Кариона Истомина, целиком  вместе с текстом гравированный  на меди Леонтием Буниным, вышедший в  Москве в 1692 и 1694 годах. В нем имелись  прекрасные рисунки, которые сопровождали текст.

С изобретением в XIX веке фотомеханического способа печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую  живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло  и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы. Например, иллюстрации к детской книге "Усатый полосатый" выполнены цветными карандашами, которые наилучшим способом передают мягкую шерстку главного героя - котенка. А.П. Пластов многие иллюстрации выполнял в технике масляной живописи.

Для детской иллюстрированной книги работали известные писатели, выдающиеся живописцы и графики. В конце XIX века к иллюстрированию  книг для детей обратились выдающиеся живописцы В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, И. Е.Репин, В. И. Суриков, М. В.Нестеров и др. Они создали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.

Детская книга отделилась от взрослой книги, приобрела свой индивидуальный облик, особую структуру. Отличительными особенностями книг для детей стало обилие иллюстраций, которые раскрывали  события произведения, и обилие цвета, ставшего одним из основных выразительных средств.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге - о событиях и действиях, а также об общей идее, которая побудила автора написать книгу.

Книжная иллюстрация - это  жанр графического искусства. Изобразительный  язык иллюстрации зависит от времени  ее создания.

Формирование понимания  искусства иллюстрации как формы  взаимосвязи слова с изображением осуществляется с опорой на опыт известных иллюстраторов книги В. Фаворского, Д. Шмаринова, Н. Куприянова, С. Косенкова, А. Владимирского, а также О. Домье, Г. Доре. Учащиеся получают представление о роли творческой индивидуальности художника в передаче глубинного смысла литературного произведения и стилем автора. Изучают настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. В процессе беседы у школьников воспитывается любовь и интерес к изобразительному творчеству и к литературе. Выполняя практические задания, учащиеся получают творческий опыт в построении композиции, эмоциональной выразительности, стилистического соответствия духу литературного произведения, изображаемой эпохе, развивают образное мышление, формируют свою авторскую позицию, определяют способ ее выражения. Таким образом, они получают навыки соотнесения собственных переживаний с контекстом художественной культуры в целом.

Информация о работе Методы работы с иллюстрацией к лирическому произведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе