Методы работы с иллюстрацией к лирическому произведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Современная жизнь выдвигает новые требования к образованию. Системно–деятельностный подход в образовании, направленный на формирование у каждого ребенка умения учиться, является методологической основой ФГОС. Актуализация и развитие всех творческих способностей младших школьников невозможна без участия живого, яркого, поэтического слова с раскрытием его эмоционально-образной, номинативной и когнитивной сущности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы книжной иллюстрации……………………….6
1.1 Понятие и история искусства книжной иллюстрации……………………6
1.2 Особенности восприятия книжных иллюстраций младшими школьниками……………………………………………………………………..10
1.3 Формы и методы работы иллюстрирования литературных произведений на уроке, направленные на поддержание интереса к лирическим произведениям…………………………………………………………………...13
Глава II. Методика обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию……………………………………………………………….22
2.1Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..22
2.2 Реализация методики обучения младших школьников искусству иллюстрации……………………………………………………………………..25
2.3 Конспекты уроков…………………………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованной литературы …………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Курсовая изо ( К. О. А.).doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Что же является основным в оценке рисунков учащихся? Прежде всего, всегда надо иметь в виду цели и задачи, поставленные на каждом этапе обучения учебной программы. Кроме того, учитель преследует определенные цели и задачи на каждом уроке, и оценка должна отражать, насколько успешно эти задачи были выполнены. Педагог должен учитывать применение в рисунках знаний, полученных учащимися раньше. Оценка рисунков всегда происходит по нескольким направлениям, кроме тех отдельных случаев, где перед учащимися ставятся узкие задачи, не затрагивающие другие стороны дела. В сюжетном карандашном рисунке учитывается перспективное, пропорционально - конструктивное, тональное и композиционное построение, выразительность рисунка, а также передача содержания отрывка, и пр. Если работа выполнена в цвете, то ко всем перечисленным задачам прибавляется оценка цветового решения. Здесь учитель сообразуется с программными установками для данного класса. Учитель должен также видеть индивидуальные особенности каждого ученика и принимать их во внимание при оценке рисунка. Это ведет к дифференцированию процесса обучения и стимулирует повышение качества работ учащихся. При оценке необходимо обращать внимание и на общее эстетическое впечатление от работы.

Уроки обучения школьников иллюстрированию литературных произведений могут проводиться по-разному, с  использованием современных технологий. Не редко учитель обращает внимание учащихся лишь на выполнение трех основных задач графической грамоты: перспективу, пропорциональное построение и цветовое решение. Недооценка возможностей композиционного построения сюжета резко снижает качество работы. Практика показывает, что, чем подробней разъясняется тема и сюжеты, тем лучше будут рисунки школьников. Однако есть ученики, которые с трудом справляются с заданием. У них слабо развито пространственное мышление и творческое воображение. Им трудно представить, а затем и изобразить при слабых навыках в рисовании то о чем они думают. Таким ученикам необходимо уделить большее внимание и возможно яснее раскрыть перед ними сюжет и смысл того, что им предстоит изобразить. Можно подготовить для них более простое задание, но дающее им возможность творчески его решить. Например, изобразить портреты любимых сказочных героев к литературному произведению Пушкина А. С. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

 В процессе практической  работы, учащиеся могут допустить  логические, конструктивные, композиционные и технические ошибки. Логические ошибки заключаются в неверном перспективном построении изображаемых объектов - ученик не знает законов линейной перспективы. Так называемые конструктивные ошибки в рисунках возникают из-за незнания учениками сущности построения того или иного предмета, механизма и т. д. Причиной этих ошибок является недостаточность знаний о предметах реального мира.

Композиционные ошибки вызываются недостаточным умением  рационально располагать изображаемые предметы на листе бумаги вследствие незнания законов композиции.

Технические ошибки связаны с отсутствием навыков и недостаточной аккуратности исполнения.

Чтобы свести к минимуму разнообразные ошибки учащихся, необходимо организовывать учебный процесс  в форме единой системы. Только при условии успешного усвоения учениками всех основных понятий и приобретения ими нужных навыков по всем разделам предмета можно успешно обучать их технике и грамотному исполнению рисунка к литературному произведению. Развитие технических навыков играет очень важную роль в процесс обучения учащихся рисованию. Не обладая достаточными навыками, школьники испытывают большие трудности в исполнении рисунков, из-за чего у них может пропасть и интерес к рисованию.

Выводы по первой главе:

Младшие школьники с большим интересом иллюстрируют и произведения, которые заучиваются наизусть на уроках чтения, поскольку в основе иллюстративного рисования лежат образы воссоздающего воображения. Они возникают в процессе чтения литературного произведения, поэтому нужно читать произведение медленно, многократно и целенаправленно. Литературное чтение дает пищу для детской фантазии, а иллюстрации конкретизируют литературные образы. Это единство учебного материала обогащает творческую работу детей в изобразительной деятельности, помогает активизировать восприятие читаемого текста и облегчает запоминание его содержания [28;115].

Иллюстрирование литературных лирических произведений как часть  тематического рисования является важным разделом школьной программы  по изобразительному искусству. Рисование иллюстраций к  произведениям дает школьникам возможность внимательно вчитываться в содержание текста, заставляет образно и  ассоциативно мыслить.  В процессе рисования иллюстраций ученик испытывает эмоциональное воздействие и  двойное переживание содержания текста. Все это непременно способствует воспитанию эмоционально-чувственной сферы, развитию способности творческого самовыражения.

 

Глава II. Методика обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию

2.1 Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации

Методика обучения младших школьников искусству иллюстрации  как предмет исследования рассматривает  особенности работы педагога с учащимися.

Под словом методика понимается, прежде всего, совокупность рациональных (эффективных) методов и приемов обучения и воспитания.

I. этап: Констатирующий  эксперимент (выявление уровней обучения младших школьников иллюстрированию).

II. этап: Преобразующий  эксперимент (реализация методики  обучения младших школьников иллюстрированию).

III. этап: Контрольный  эксперимент (контрольный срез  и анализ результатов).

Констатирующий  эксперимент имеет своей целью:

1. Выявление  уровня знаний и представлений  учащихся о творчестве художников-иллюстраторов:

а) знаний об особенностях творчества и фактах из биографии художников-иллюстраторов;

б) знаний о материалах и инструментах, которые использует художник-иллюстратор.

2. Выявление  уровня знаний детей о средствах  художественной выразительности:

а) знаний об особенностях книжной иллюстрации как вида изобразительного искусства (отличается от других видов или нет);

б) каковы представления  об особенностях книжных иллюстраций (средства художественной выразительности).

3. Выявление  знаний учащихся о последовательности  процесса иллюстрирования и умений  выполнять иллюстрации.

4. Выявление  уровня знаний и представлений  родителей об особенностях искусства  иллюстрации (при помощи анкет).

Кроме того используются  методы: диагностика, беседы с детьми, анкетирование родителей, математическая обработка результатов.

Проблема разработки критериев является наиболее дискуссионной. В своих крайних формах, как  считал Б. М. Неменский, «математизация»  гуманитарных наук (в точности изображаемого искусства) может противоречить самой сути и принципам гуманитарного образования. Поэтому нельзя не учитывать и субъективный элемент в самом предмете исследования[24;48]. По  исследованиям Н.М.Зубаревой, А.А. Люблинской,  выделяются следующие критерии и показатели уровней обучения учащихся искусству иллюстрации.

Таблица №2 Критерии и показатели уровней обучения

Критерии

Показатели

1

Отзывчивость  учащихся на красоту искусства иллюстрации:

а) эмоциональность;

б) заинтересованность.

2

Содержательность знаний:

а) знания о творчестве художников-иллюстраторов;

б) знания о средствах  художественной выразительности;

в) знания об инструментах и материалах, используемых художниками-иллюстраторами.

3

Осознанность  значимости результатов художественного  творчества иллюстраторов:

а) глубокая;

б) неглубокая.


 

На основе данных критериев и показателей  характеризуются  уровни обучения младших школьников искусству иллюстрации следующим образом:

Уровень

Описание 

Высокий уровень (В)

Учащийся проявляет  эмоциональную отзывчивость и заинтересованность при восприятии иллюстраций, глубоко осознает значимость результатов творчества художников-иллюстраторов, владеет знаниями о творчестве художника-иллюстратора, об инструментах и материалах, используемых ими, о средствах художественной выразительности иллюстраций. Ребенок дает правильные ответы на вопросы диагностики (см. далее), но, возможно, не отвечает или отвечает неверно на 1-2 из вопросов, выполняет отличную иллюстрацию.

Средний уровень (С)

Учащийся проявляет  эмоциональную отзывчивость и заинтересованность при восприятии иллюстраций, но, возможно, не глубоко осознает значимость результатов творчества художников-иллюстраторов, владеет минимальными знаниями о творчестве художника-иллюстратора, о средствах художественной выразительности иллюстраций, материалах и инструментах, которые используют художники; учащийся дает правильные ответы на большинство вопросов, но, возможно, не отвечает или отвечает не верно не более, чем на 3 вопроса, выполняет хорошую иллюстрацию.

Низкий уровень (Н)

Учащийся не проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, не осознает значимость результатов творчества художников-иллюстраторов, не владеет  знаниями, необходимыми в искусстве  иллюстрации: не может ответить или  отвечает неверно на 4 и более вопросов, выполняет плохую иллюстрацию.


 

 

2.2 Реализация методики обучения  младших школьников искусству  иллюстрации

Преобразующий эксперимент осуществлялся в  двух направлениях:

1. Ознакомление младших  школьников со средствами художественной выразительности.

2. Ознакомление учащихся  со спецификой деятельности художника-иллюстратора.

Первое направление имеет следующие задачи:

1. Дополнение и систематизация учащихся о средствах художественной выразительности иллюстраций, о материалах и инструментах, которые используют художники-иллюстраторы.

2. Формирование у детей умения выделять средства художественной выразительности.

3. Воспитание эстетического вкуса и эмоционального отношения к творчеству художников-иллюстраторов.

В соответствии с программными требованиями необходимо  рассмотреть следующие средства художественной выразительности: образная выразительность,

– формат;

– линия;

– пятно;

– ритм;

– контраст;

– симметрия и асимметрия;

– пропорции;

– тон;

–светотень;

–штрих;

–контур;

–силуэт;

–цвет (колорит);

–точка зрения в композиции.

Данное направление может быть реализовано посредством бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество, а также практических работ учащихся.

Кроме, того используется и метод «вариативности впечатления» - названное средство художественной выразительности связано с тем или иным художественным образом, что способствует правильному пониманию младшими школьниками выразительных возможностей каждого средства.

Беседы необходимо сопровождать  демонстрацией наглядных материалов (иллюстраций), отбором.   

 Порядок подготовки выполнения учащимися рисунка к литературному произведению и последовательности процесса работы над композицией на заданную тему можно рекомендовать следующие:

–выбор сюжета;

–компоновка;

–наблюдение окружающей жизни в связи темой литературного произведения,

–целенаправленное наблюдение животных, птиц, деревьев, зданий, движение фигур людей и др.

–наброски с натуры в связи с темой литературного произведения (в карандаше или в цвете), выполняемые классе, на улице, дома;

–выполнение эскиза (в карандаше и в цвете) и использование натурного материала в композиции;

–выполнение окончательного рисунка в карандаше и в цвете с использованием всего подготовительного материала в композиции.

В конце необходимо организовать экспресс - выставку и обсуждение выполненных работ.

При объяснении новой  темы необходимо углублять знания учеников по основным разделам, связанным с  грамотным выполнением сюжетной композиции. Раскрывая тему, обязательно  следует обратить внимание учащихся на идейный смысл литературного произведения, подвести ребят к тому, что основной их задачей в данной работе является передача характерных черт героев и их окружения.

Информация о работе Методы работы с иллюстрацией к лирическому произведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе