Изобразительно-выразительные средства в рисование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдения педагогической практики в средней группе показали, что дети очень любят рисовать, заниматься рисованием с большим удовольствием, а вот техническое и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено

Оглавление

Введение
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
1. Понятие «графика». Ее характеристика и виды
2. Рисунок – основа графического искусства. Виды рисунка
3. Материально-технические средства рисования
4. Изобразительные средства в рисовании графическими материалами
Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
1. Процесс создания рисунка графическими материалами
2. Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста
3. Требования программ по рисованию
4. Разработка занятий занимательного характера по рисованию с графическими материалами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 70.17 Кб (Скачать)

                                         Оглавление

Введение 

Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

1. Понятие «графика». Ее характеристика  и виды

2. Рисунок – основа графического  искусства. Виды рисунка

3. Материально-технические средства  рисования

4. Изобразительные средства в  рисовании графическими материалами

Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ  ЗАНЯТИЙ  РИСОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА  ДЕТЕЙ

1. Процесс создания рисунка графическими  материалами

2. Рисование как вид творческой  деятельности детей дошкольного   возраста

3. Требования программ по рисованию

4. Разработка занятий занимательного  характера по рисованию с графическими  материалами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ВВЕДЕНИЕ

Изобразительная деятельность имеет  большое значение в решении задач  эстетического воспитания, так как  по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий  изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей  эмоционально-эстетического отношения  к действительности.

Каждый вид изобразительной  деятельности, кроме общего эстетического  влияния, имеет свое специфическое  воздействие на ребенка.

Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей  дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических  и эстетических возможностей. В современных  педагогических и психологических  исследованиях доказывается необходимость  занятий изобразительным творчеством  для умственного, эстетического  развития детей в дошкольном возрасте. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и рисования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.  Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость  занятий не только изобразительным  искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том  числе и рисованием.

Эта проблема актуальна на сегодняшний  день. Это подтверждается тем, что  работа по рисованию в современных  условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной  деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей  основных ЗУН по рисованию.

 

Наблюдения педагогической практики в средней группе показали, что  дети очень любят рисовать, заниматься рисованием с большим удовольствием, а вот техническое и изобразительные  навыки детей по рисованию оцениваются  на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском  саду не уделяется  должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.

Задачами курсовой работы являются:

1. Изучение научной литературы  по проблеме организации и  проведения работы по развитию  изобразительного творчества в  процессе рисования.

2. Проведение исследовательской  работы в средней группе по  выявлению уровня сформированности ЗУН по рисованию.

3. Проектирование работы по развитию  творчества средствами интересных, занимательных занятий по рисованию  с детьми средней группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ  ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

1. Понятие «графика». Ее характеристика  и виды

 Графика (от гр. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств – графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления: печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое. Термин «графика» первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX - начале XX  вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.

 Язык графики и главные  его выразительные средства –  это линия, штрих, контур, пятно  и тон. Активно участвует в  создании общего впечатления  от произведения графики белый  лист бумаги. Добиться выразительного  рисунка можно даже при использовании  только черного цвета. Именно  поэтому графику часто называют  искусством черного и белого. Однако это не исключает применение  в графике цвета.

 Границы между графикой и  живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда  и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства,  в зависимости от того, в какой  степени используется цвет, что  преобладает в произведении –  линия или пятно, каково его  назначение.

 Одним из отличительных признаков  графики является особое отношение  изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не  занятый изображениями, и даже  проступающий под красочным слоем  фон бумаги условно воспринимаются  как пространство. Особенно наглядно  это можно увидеть в книжной  графике, когда изображение, помещенное  на чистую страницу, воспринимается  расположенным в пространстве  интерьера, улицы, пейзажа в  соответствии с текстом.

Художественно-выразительные достоинства  графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и  строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек  на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

 В этой связи не только  тщательно прорисованные графические  листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции  имеют самостоятельную художественную  ценность. Графике доступны разнообразные  жанры (портрет, пейзаж, натюрморт,  исторический жанр и др.) и практические  неограниченные возможности для  изображения и образного истолкования  мира.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.

2. Рисунок – основа графического  искусства. Виды рисунка

В основе всех видов изобразительного искусства, в том числе и графики, лежит рисунок. Слово «рисунок»  пришло на смену старославянским  словам «знамя», «знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С XVIII века  слово «рисунок»  стало термином, обозначающим изображение  как создание образа с помощью  линий, черт, важных для узнавания  признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Простота приемов рисования  линий и универсальность принципов  построения формы сделали рисунок  основой графики и других видов  искусства. При сравнении рисунка, например, с чертежом становятся очевидными его замечательные особенности. Во-первых, рисунок выполняют от руки. Это ускоряет выполнение изображения  и, следовательно, дает возможность  быстро откликаться на различные  события текущей жизни. Во-вторых, рисунок делают на глаз, запечатлевая предмет не только как он есть, но и как кажется. Этот зримый образ  понятен и доступен всем. В-третьих, рисунок нагляден; он иллюзорно передает основные внешние признаки предмета, его материальность, объем, освещенность, пространственное расположение и пр. В-четвертых, рисунок не только изображает многообразные внешние признаки предмета и среды, но через их отношения выражает внутреннее содержание этого предмета и среды и вызывает у зрителя определенные мысли и чувства.

Для более полного изучения особенностей рисунка условно выделяют несколько  видов, отличающихся по изобразительным, материально-техническим средствам  и по назначению.

  По использованию изобразительных  средств рисунки бывают линейными  и тоновыми. Линейный рисунок  бывает, как правило, светлым,  легким, обобщенным. Линиями создается  художественный образ, выполняются  таблицы, схемы, рисунки на  классной доске. 

Рисунки тоном дают более полную характеристику предмета и среды  передачей объемности, освещенности, материальности и пространственных отношений. Такие рисунки называют светотеневыми и тоновыми или тональными.

В массе и контуре некоторых  предметов очень ярко выражается характер, движение и другие свойства. Поэтому для их изображения избирают иногда простейший вид тонового рисунка  – силуэт – контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном.

  По технике выполнения рисунки  бывают оригинальные и печатные. Оригинальные рисунки выполняются  художником от руки в одном  экземпляре. Печатные делают с  клише оттиском на бумаге  и  называют эстампами. Существует  несколько разновидностей эстампа.  Основными считают гравюру (на  дереве – ксилография, на линолеуме  – линогравюра, на металле  – офорт) и литографию (оттиск  с литографского камня, на котором  сделан рисунок литографским  карандашом и травлением кислотами).

  По целевому назначению различают  академические  рисунки и творческие. Академический рисунок – это  длительный рисунок, выполняемый  с целью обучения рисованию,  освоению приемов изображения  и изучения различных форм  и признаков. Ему свойственна  фиксация всех главных черт, определяющих  внешний облик предмета изображения.  Творческий рисунок – это произведение  изобразительного искусства, образно  выражающее мысли, чувства и  миропонимание художника.

 

  В учебной и творческой  работе широко применяют набросок, этюд, эскиз. Наброском называют  краткосрочный рисунок. Основным  средством выполнения наброска  служит линия, дополняемая редкой  штриховкой или ее растиркой.  Подробное изучение предмета  изображения или его части  осуществляется через этюд. В  нем прослеживаются и отмечаются  в течение сравнительно длительного  времени важнейшие внешние и  внутренние свойства и признаки  объекта. Изученный в этюдах  и набросках живой материал  действительности используется  для создания творческого рисунка  или картины, сочинение которых  начинается с предварительного  рисунка – эскизов.

3. Материально-технические средства  рисовании.

  К материально-техническим средствам относятся бумага, карандаши, резинка, уголь, мел, пастель, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра и другие материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность.

  Бумага. В процессе обучения  рисованию применяют газетную, обойную, рисовальную, чертежную бумагу, стараясь умело использовать свойства каждой. Газетная, обойная и оберточная бумага имеет мелкозернистую, рыхлую, ворсистую поверхность, способную хорошо удерживать сыпучее красящее вещество. Поэтому ее применяют для работы углем и пастелью. Рисовальная и чертежная бумага плотная, белая с гладкой и шероховатой поверхностью. На гладкой бумаге работают пером и карандашом, на шероховатой – карандашом, углем и краской. Шероховатая поверхность не только хорошо сохраняет красящее вещество, но и выдерживает длительную работу на ней. Это позволяет считать рисовальную и чертежную бумагу наилучшей для учебных целей.

  На каждом листе бумаги, предварительно  оформленном необходимыми надписями,  можно рисовать только на одной  стороне. Во время работы бумага  должна лежать неподвижно и  прямо, то есть так, чтобы  ее края были параллельны краям  крышки стола.

  Карандаш простой. Для рисования  применяют графитовый карандаш, преимущественно граненой формы,  среднее мягкости – М и 2М.  Острием графита рисуют тонкие  линии и штрихи, а его боковой  частью проводят более толстые  линии и выполняют тушевку.  Готовя карандаш к работе, острым ножом стачивают деревянную оправу на 25-30 мм и обнажают графит на 8-10 мм, заостряя его конец, чтобы он покалывал как иголочка.

  В процессе работы карандаш  держат за середину оправы  и время от времени повертывают  в руке, чтобы рисовать острой  частью графита. Притупившийся  графит вновь заостряют ножом  или наждачной бумагой.

Информация о работе Изобразительно-выразительные средства в рисование