Изобразительно-выразительные средства в рисование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдения педагогической практики в средней группе показали, что дети очень любят рисовать, заниматься рисованием с большим удовольствием, а вот техническое и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено

Оглавление

Введение
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
1. Понятие «графика». Ее характеристика и виды
2. Рисунок – основа графического искусства. Виды рисунка
3. Материально-технические средства рисования
4. Изобразительные средства в рисовании графическими материалами
Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
1. Процесс создания рисунка графическими материалами
2. Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста
3. Требования программ по рисованию
4. Разработка занятий занимательного характера по рисованию с графическими материалами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 70.17 Кб (Скачать)

  Правильная заточка и длинная  оправа позволяют на разных  этапах работы держать карандаш  то тремя пальцами, то всей  кистью руки, чтобы извлечь все  заложенные в нем изобразительные  возможности.

  Карандаш цветной. Цветные  карандаши имеют толстые стержни,  в состав которых входят жировые  частицы. При сильном нажиме  стержни сильно крошатся и  ломаются, жирный, блестящий след  их прочно соединяется с бумагой,  поэтому плохо удаляется резинкой  и слабо воспринимает повторную  прокладку другим цветом. Следовательно,  деревянную оправу цветных карандашей  надо считывать на меньшую  длину, чем у простых, и слабо нажимать на оправу.

  Химический карандаш в рисовании  не применяется, так как он  дает бледные серые линии, которые  плохо исправляются резинкой  и изменяют свой цвет.

  Уголь. Уголь для рисования  представляет собой круглый стерженек  длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм. Этот мягкий, ломкий, крошащийся  материал плохо соединяется с  бумагой, осыпается. Однако уголь  дает глубокий матово-черный след, хорошо видимый на расстоянии. Он легко смахивается сухой  тряпкой и стирается резинкой. Им можно рисовать разнообразные  линии, выполнять любую штриховку  и тушевку как концом, так и плашмя. Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль, - обойной, газетной, оберточной и рисовальной.

  Мел. Применяется для рисования  на классной доске, позволяет  выполнять линейные рисунки, а  также  штриховку и тушевку.  Для стирания нужно иметь две  тряпки – сухую и слегка  увлажненную: сухой устраняют  ошибки и наносят тушевку растиркой  меловой пыли; влажной освежают  наиболее темные места и начисто  стирают рисунок с доски.

 

  Существенные затруднения могут  возникнуть при выполнении мелового  изображения из-за его негативности: все темное в натуре становится  в рисунке белым, а светлое  – темным. Преодолеть помеху в  некоторой степени помогает цветной  мел.

  Пастель – толстые стерженьки  разного цвета в бумажной облатке,  напоминающие цветные мелки. Пастелью  работают на шероховатой бумаге  как цветными карандашами, нанося  штрихи и полосы, которые можно  растушевать пальцем или растушкой – бумажной или замшевой палочкой. Дает матовый, слегка блеклый, красочный слой. Как и уголь, пастель плохо соединяется с бумагой и осыпается.

  Акварель – самая распространенная  водяная краска; приготовляется из тончайшего красочного порошка, частицы которого связываются клеящим веществом (гуммиарабиком, вишневым клеем), растворяющимся в воде. Для работы краску обильно смачивают водой и, когда она размягчится, концом чистой кисти переносят на палитру или на пробный лист бумаги с отогнутыми краями. Здесь к красочной массе добавляют нужное количество чистой воды и тщательно перемешивают для получения однородной смеси определенной густоты и цвета. Жидкую красочную смесь обычно готовят для окраски больших фигур и светлых частей предмета, а густую – при завершении работы для обводки, усиления цвета и изображения затененных частей предмета. Говоря о густоте краски, следует, однако, подчеркнуть основное свойство акварели – ее прозрачность. Светоносная поверхность белой бумаги пронизывает своими отраженными лучами тонкий красочный слой и насыщает его светом и трепетом. Густой красочный слой, закрывая путь световым лучам к бумаге, выглядит глухим, мрачноватым. Злоупотребление густыми красками приводит к появлению серости и цветового однообразия.

  В учебном рисовании применяют  наборы в 10-16 красок, в которые  входят следующие цвета: черный, фиолетовый, пурпурный, красный,  оранжевый, желтый, зеленый, голубой,  синий и коричневый.

  Гуашь. В отличие от акварели  содержит белила, которые лишают  краску прозрачности, делают ее  плотной, непроницаемой, или, как  говорят, кроющей. Гуашь разводится  водой, наносится тонким слоем  и по высыхании светлеет. В  силу кроющей способности гуашь  позволяет вносить различного  рода исправления. Она незаменима для работы в  сфере изобразительной деятельности детей.

  Кисть. По форме волоса  кисти делят на плоские и  круглые, по сорту – на щетинные, колонковые, беличьи и другие, по  размеру – на тонкие, средние  и толстые. Для изучения техники  акварели нужна круглая мягкая  колонковая или беличья средних  размеров кисть (№ 11-14). Ее гибкий  волос образует коническую форму  с острым концом. Такой кистью  можно окрашивать большие фигуры, работая всей массой волоса, и  изображать маленькие детали  концом кисти. Прерывая работу, кисть кладут на специальную  подставку или на край стола,  чтобы не загрязнить рабочее  место. Категорически запрещается  оставлять кисть в банке с  водой, где волос загибается  и расходится в разные стороны,  теряя коническую форму. По  окончании работы кисть следует  тщательно вымыть, волос отжать  и пригладить пальцами, чтобы  придать ему заостренную коническую  форму.

  Палитра. Палитра – это  пластинка, дощечка, на которой  художник проверяет цвет взятой  краски, смешивает краски для  получения нужного оттенка, чтобы  затем перенести их на рисунок.  В акварельной живописи применяют  палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые  и жестяные, покрытые белой краской,  на которой хорошо видны тончайшие  оттенки цвета. На палитре краски  располагают  в небольших углублениях,  а смешивают их на большей  ее части, ровной и гладкой.  По краям возвышается невысокий  бортик, препятствующий стеканию  красок. Некоторые палитры имеют  овальное отверстие для надевания  на большой палец левой руки. После работы палитра очищается  от красок губкой или тряпкой,  смоченной водой. У акварельных  красок, расфасованных  в железные  коробки, крышка имеет углубления  для красок и их смешивания  и поэтому используется в качестве палитры.

  Палитру часто заменяют листом  белой бумаги такого же сорта,  как и для рисунка. Края листа  и уголки загибают внутрь, что  превращает палитру в своеобразную  ванночку, удобную для работы  краской.

4. Изобразительные средства в  рисовании графическими материалами

  К изобразительным средствам  относятся точка, штрих, линия,  тон и цвет.

 

  Точка. Получают точку прикосновением  острия карандаша, кисти, мела  к изобразительной плоскости  или путем пересечения штрихов  и линий. В рисунке точка  участвует в изображении светотени  и линейном построении формы  в качестве опоры, поэтому такую  точку называют опорной.

  Положение точки на плоскости  определяется координатами. В рисовании  чаще всего применяют координаты  длины и высоты, то есть расстояния  от вертикальной и горизонтальной  линии контура, от вспомогательных,  специально для этих целей  проведенных, или от краев листа  до изображаемой точки. Проверка  положения точки сводится к  проверке соотношения координатных  величин, которые замеряются карандашом  в полном соответствии с принятой  системой координат.

  Штрих – черта, короткая  линия. В рисовании штрихами  пользуются значительно чаще, нежели  точкой. Ими отмечают размеры,  контуры предмета, светлоту поверхностей  и объемность его формы. Штрихи  вместе с точками, заменяя однообразно  ровную линию контура, делают  ее динамичной, а форму – живой  и связанной с окружающей средой. Штрихи, как и точки, бывают  опорными, например при делении линии на части, при откладывании размеров.

  Мазок – изобразительное  средство кистевой техники. Форма  мазка зависит от формы волоса  кисти, от густоты и способа  нанесения краски. Концом круглой  кисти можно сделать мазок-точку,  мазок-штрих и мазок-линию, применяемые  при обводке контуров и прорисовке  деталей. Вся масса волоса кисти  дает широкий мазок-полоску, употребляемый  для окраски больших фигур.  Плоская кисть дает мазки прямоугольной  формы. Прикладыванием (примакиванием) кисти к бумаге получают мазок-отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное – кривые линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и слитными мазками можно передать светлоту и цвет любого предмета.

  Линия – наиболее популярное  изобразительное средство. Она изображается  всеми материально-техническими  средствами: резцом, пером, карандашом  и кистью. По характеру линии  бывают прямые и кривые.

 

  Тон. Поверхность каждого  предмета обладает своим тоном  или видимой светлотой. Светлоту  – тон передают штриховкой, тушевкой  и окраской.

  Штриховка – это прием  нанесения тона штрихами. Острием  карандаша, удерживаемого тремя  пальцами, быстро наносят близко  друг от друга раздельные или  соединенные в зигзаг тонкими  волосными линиями штрихи. Направление  этих штрихов (вертикальное, горизонтальное  и наклонное) определяется движением  поверхности изображаемого предмета, ее структурой, формой, размерами  и пр. Направление штрихов служит  активным элементом изображения:  оно может зрительно изменить  размеры и форму предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ  ЗАНЯТИЙ  РИСОВАНИЕМ  В  ПРОЦЕССЕ  РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА  ДЕТЕЙ

1. Процесс создания рисунка графическими  материалами.

  Процесс создания рисунка  предполагает установление постоянных  и очень тонких связей между  рисующим и предметом изображения,  между рисующим и рисунком, между  всеми элементами натуры и  рисунка. Эти связи устанавливаются  знанием всего процесса рисования  – способов рисования, сторон  процесса рисования, принципов  рисования и решения учебных  задач.

  Способы рисования. Действительность,  воздействуя на сознание человека, формирует в его восприятия  и представлениях образы этой действительности. В силу различия между образом реального предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, существует и разница в способах их изображения. Эти способы называют рисованием по восприятию и рисованием по представлению.

  Рисование по восприятию  характеризуется тем, что объект  изображения в течение всей  работы находится перед рисующим. Внимательно наблюдая с определенного места за типичными для данного предмета признаками и частями, рисующий переносит наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить все как есть на самом деле и как видит его глаз, то есть зрительно похожим. Такой способ рисования называют также рисованием с натуры. Латинское слово «натура» переводится как «природа», «реальная действительность». Натурой – предметом изображения может быть все сущее, то есть все, что имеет свою форму и свое содержание.

  Рисование с натуры, оставляя  человека с глазу на глаз  с предметом изображения, заставляет  задуматься над его формой  и содержанием, определить его  признаки и свойства, осмыслить  их отношения – словом, досконально  изучить предмет; одновременно  рисование с натуры воспитывает  внимание и наблюдательность, учит  правильно видеть и мыслить.

  Работа с натуры не только  расширяет круг знаний о реальной  действительности – она позволяет  изобразительными средствами закрепить  образы понятых вещей и явлений,  их сущность и красоту. Эти  замечательные качества дали возможность рисованию с натуры стать одним из главных способов обучения изображению.

  В старой русской школе  на первых этапах обучения  рисованию часто заменяли живую  натуру рисунком-оригиналом, сделанным  хорошим художником. В этом оригинале  все изобразительные задачи были  образцово решены. Учащиеся, копируя  оригинал, подражали мастерам, учились  правильно пользоваться материально-изобразительными  средствами и усваивали «образцовые»  приемы изображения. Такой способ  рисования по оригиналам имеет  место и в практике обучения  воспитателей не только как  наглядное средство освоения  технических приемов изображения  и решения учебных задач, но  и как средство, помогающее созданию всевозможных таблиц и карточек, необходимых для проведения занятий с детьми.

  Рисование по представлению  характеризуется тем, что объект  изображения отсутствует, не находится  перед глазами рисующего. Некогда  сформированный в его сознании  образ рисующий воссоздает по  памяти, описанию или воображению.  Ясно, что образы представлений  менее конкретны и полны, чем  образы восприятий, а потому и  рисунки, сделанные по представлению,  имеют несколько обобщенный характер. Их содержание и своеобразие  зависят от условий формирования  образа. Рисование по представлению  развивает зрительную память, насыщает  мышление яркими образами и  способствует развитию творческого  воображения.

Информация о работе Изобразительно-выразительные средства в рисование