Правильная заточка и длинная
оправа позволяют на разных
этапах работы держать карандаш
то тремя пальцами, то всей
кистью руки, чтобы извлечь все
заложенные в нем изобразительные
возможности.
Карандаш цветной. Цветные
карандаши имеют толстые стержни,
в состав которых входят жировые
частицы. При сильном нажиме
стержни сильно крошатся и
ломаются, жирный, блестящий след
их прочно соединяется с бумагой,
поэтому плохо удаляется резинкой
и слабо воспринимает повторную
прокладку другим цветом. Следовательно,
деревянную оправу цветных карандашей
надо считывать на меньшую
длину, чем у простых, и слабо нажимать
на оправу.
Химический карандаш в рисовании
не применяется, так как он
дает бледные серые линии, которые
плохо исправляются резинкой
и изменяют свой цвет.
Уголь. Уголь для рисования
представляет собой круглый стерженек
длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм.
Этот мягкий, ломкий, крошащийся
материал плохо соединяется с
бумагой, осыпается. Однако уголь
дает глубокий матово-черный след,
хорошо видимый на расстоянии.
Он легко смахивается сухой
тряпкой и стирается резинкой.
Им можно рисовать разнообразные
линии, выполнять любую штриховку
и тушевку как концом, так и плашмя.
Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей
угольную пыль, - обойной, газетной, оберточной
и рисовальной.
Мел. Применяется для рисования
на классной доске, позволяет
выполнять линейные рисунки, а
также штриховку и тушевку.
Для стирания нужно иметь две
тряпки – сухую и слегка
увлажненную: сухой устраняют
ошибки и наносят тушевку растиркой
меловой пыли; влажной освежают
наиболее темные места и начисто
стирают рисунок с доски.
Существенные затруднения могут
возникнуть при выполнении мелового
изображения из-за его негативности:
все темное в натуре становится
в рисунке белым, а светлое
– темным. Преодолеть помеху в
некоторой степени помогает цветной
мел.
Пастель – толстые стерженьки
разного цвета в бумажной облатке,
напоминающие цветные мелки. Пастелью
работают на шероховатой бумаге
как цветными карандашами, нанося
штрихи и полосы, которые можно
растушевать пальцем или растушкой
– бумажной или замшевой палочкой. Дает
матовый, слегка блеклый, красочный слой.
Как и уголь, пастель плохо соединяется
с бумагой и осыпается.
Акварель – самая распространенная
водяная краска; приготовляется из
тончайшего красочного порошка, частицы
которого связываются клеящим веществом
(гуммиарабиком, вишневым клеем), растворяющимся
в воде. Для работы краску обильно смачивают
водой и, когда она размягчится, концом
чистой кисти переносят на палитру или
на пробный лист бумаги с отогнутыми краями.
Здесь к красочной массе добавляют нужное
количество чистой воды и тщательно перемешивают
для получения однородной смеси определенной
густоты и цвета. Жидкую красочную смесь
обычно готовят для окраски больших фигур
и светлых частей предмета, а густую –
при завершении работы для обводки, усиления
цвета и изображения затененных частей
предмета. Говоря о густоте краски, следует,
однако, подчеркнуть основное свойство
акварели – ее прозрачность. Светоносная
поверхность белой бумаги пронизывает
своими отраженными лучами тонкий красочный
слой и насыщает его светом и трепетом.
Густой красочный слой, закрывая путь
световым лучам к бумаге, выглядит глухим,
мрачноватым. Злоупотребление густыми
красками приводит к появлению серости
и цветового однообразия.
В учебном рисовании применяют
наборы в 10-16 красок, в которые
входят следующие цвета: черный,
фиолетовый, пурпурный, красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий и коричневый.
Гуашь. В отличие от акварели
содержит белила, которые лишают
краску прозрачности, делают ее
плотной, непроницаемой, или, как
говорят, кроющей. Гуашь разводится
водой, наносится тонким слоем
и по высыхании светлеет. В
силу кроющей способности гуашь
позволяет вносить различного
рода исправления. Она незаменима для
работы в сфере изобразительной деятельности
детей.
Кисть. По форме волоса
кисти делят на плоские и
круглые, по сорту – на щетинные,
колонковые, беличьи и другие, по
размеру – на тонкие, средние
и толстые. Для изучения техники
акварели нужна круглая мягкая
колонковая или беличья средних
размеров кисть (№ 11-14). Ее гибкий
волос образует коническую форму
с острым концом. Такой кистью
можно окрашивать большие фигуры,
работая всей массой волоса, и
изображать маленькие детали
концом кисти. Прерывая работу,
кисть кладут на специальную
подставку или на край стола,
чтобы не загрязнить рабочее
место. Категорически запрещается
оставлять кисть в банке с
водой, где волос загибается
и расходится в разные стороны,
теряя коническую форму. По
окончании работы кисть следует
тщательно вымыть, волос отжать
и пригладить пальцами, чтобы
придать ему заостренную коническую
форму.
Палитра. Палитра – это
пластинка, дощечка, на которой
художник проверяет цвет взятой
краски, смешивает краски для
получения нужного оттенка, чтобы
затем перенести их на рисунок.
В акварельной живописи применяют
палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые
и жестяные, покрытые белой краской,
на которой хорошо видны тончайшие
оттенки цвета. На палитре краски
располагают в небольших углублениях,
а смешивают их на большей
ее части, ровной и гладкой.
По краям возвышается невысокий
бортик, препятствующий стеканию
красок. Некоторые палитры имеют
овальное отверстие для надевания
на большой палец левой руки.
После работы палитра очищается
от красок губкой или тряпкой,
смоченной водой. У акварельных
красок, расфасованных в железные
коробки, крышка имеет углубления
для красок и их смешивания
и поэтому используется в качестве
палитры.
Палитру часто заменяют листом
белой бумаги такого же сорта,
как и для рисунка. Края листа
и уголки загибают внутрь, что
превращает палитру в своеобразную
ванночку, удобную для работы
краской.
4. Изобразительные средства в
рисовании графическими материалами
К изобразительным средствам
относятся точка, штрих, линия,
тон и цвет.
Точка. Получают точку прикосновением
острия карандаша, кисти, мела
к изобразительной плоскости
или путем пересечения штрихов
и линий. В рисунке точка
участвует в изображении светотени
и линейном построении формы
в качестве опоры, поэтому такую
точку называют опорной.
Положение точки на плоскости
определяется координатами. В рисовании
чаще всего применяют координаты
длины и высоты, то есть расстояния
от вертикальной и горизонтальной
линии контура, от вспомогательных,
специально для этих целей
проведенных, или от краев листа
до изображаемой точки. Проверка
положения точки сводится к
проверке соотношения координатных
величин, которые замеряются карандашом
в полном соответствии с принятой
системой координат.
Штрих – черта, короткая
линия. В рисовании штрихами
пользуются значительно чаще, нежели
точкой. Ими отмечают размеры,
контуры предмета, светлоту поверхностей
и объемность его формы. Штрихи
вместе с точками, заменяя однообразно
ровную линию контура, делают
ее динамичной, а форму – живой
и связанной с окружающей средой.
Штрихи, как и точки, бывают
опорными, например при делении линии
на части, при откладывании размеров.
Мазок – изобразительное
средство кистевой техники. Форма
мазка зависит от формы волоса
кисти, от густоты и способа
нанесения краски. Концом круглой
кисти можно сделать мазок-точку,
мазок-штрих и мазок-линию, применяемые
при обводке контуров и прорисовке
деталей. Вся масса волоса кисти
дает широкий мазок-полоску, употребляемый
для окраски больших фигур.
Плоская кисть дает мазки прямоугольной
формы. Прикладыванием (примакиванием)
кисти к бумаге получают мазок-отпечаток,
повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное
движение кисти образует прямые линии
и полосы, криволинейное – кривые линии,
полосы и мазки сложной формы с росчерком.
Раздельными и слитными мазками можно
передать светлоту и цвет любого предмета.
Линия – наиболее популярное
изобразительное средство. Она изображается
всеми материально-техническими
средствами: резцом, пером, карандашом
и кистью. По характеру линии
бывают прямые и кривые.
Тон. Поверхность каждого
предмета обладает своим тоном
или видимой светлотой. Светлоту
– тон передают штриховкой, тушевкой
и окраской.
Штриховка – это прием
нанесения тона штрихами. Острием
карандаша, удерживаемого тремя
пальцами, быстро наносят близко
друг от друга раздельные или
соединенные в зигзаг тонкими
волосными линиями штрихи. Направление
этих штрихов (вертикальное, горизонтальное
и наклонное) определяется движением
поверхности изображаемого предмета,
ее структурой, формой, размерами
и пр. Направление штрихов служит
активным элементом изображения:
оно может зрительно изменить
размеры и форму предмета.
Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ
РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
ДЕТЕЙ
1. Процесс создания рисунка графическими
материалами.
Процесс создания рисунка
предполагает установление постоянных
и очень тонких связей между
рисующим и предметом изображения,
между рисующим и рисунком, между
всеми элементами натуры и
рисунка. Эти связи устанавливаются
знанием всего процесса рисования
– способов рисования, сторон
процесса рисования, принципов
рисования и решения учебных
задач.
Способы рисования. Действительность,
воздействуя на сознание человека,
формирует в его восприятия
и представлениях образы этой действительности.
В силу различия между образом реального
предмета, сложившимся в процессе зрительного
восприятия, и образом, сохранившимся
в памяти в виде представления, существует
и разница в способах их изображения. Эти
способы называют рисованием по восприятию
и рисованием по представлению.
Рисование по восприятию
характеризуется тем, что объект
изображения в течение всей
работы находится перед рисующим.
Внимательно наблюдая с определенного
места за типичными для данного предмета
признаками и частями, рисующий переносит
наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить
все как есть на самом деле и как видит
его глаз, то есть зрительно похожим. Такой
способ рисования называют также рисованием
с натуры. Латинское слово «натура» переводится
как «природа», «реальная действительность».
Натурой – предметом изображения может
быть все сущее, то есть все, что имеет
свою форму и свое содержание.
Рисование с натуры, оставляя
человека с глазу на глаз
с предметом изображения, заставляет
задуматься над его формой
и содержанием, определить его
признаки и свойства, осмыслить
их отношения – словом, досконально
изучить предмет; одновременно
рисование с натуры воспитывает
внимание и наблюдательность, учит
правильно видеть и мыслить.
Работа с натуры не только
расширяет круг знаний о реальной
действительности – она позволяет
изобразительными средствами закрепить
образы понятых вещей и явлений,
их сущность и красоту. Эти
замечательные качества дали возможность
рисованию с натуры стать одним из главных
способов обучения изображению.
В старой русской школе
на первых этапах обучения
рисованию часто заменяли живую
натуру рисунком-оригиналом, сделанным
хорошим художником. В этом оригинале
все изобразительные задачи были
образцово решены. Учащиеся, копируя
оригинал, подражали мастерам, учились
правильно пользоваться материально-изобразительными
средствами и усваивали «образцовые»
приемы изображения. Такой способ
рисования по оригиналам имеет
место и в практике обучения
воспитателей не только как
наглядное средство освоения
технических приемов изображения
и решения учебных задач, но
и как средство, помогающее созданию
всевозможных таблиц и карточек, необходимых
для проведения занятий с детьми.
Рисование по представлению
характеризуется тем, что объект
изображения отсутствует, не находится
перед глазами рисующего. Некогда
сформированный в его сознании
образ рисующий воссоздает по
памяти, описанию или воображению.
Ясно, что образы представлений
менее конкретны и полны, чем
образы восприятий, а потому и
рисунки, сделанные по представлению,
имеют несколько обобщенный характер.
Их содержание и своеобразие
зависят от условий формирования
образа. Рисование по представлению
развивает зрительную память, насыщает
мышление яркими образами и
способствует развитию творческого
воображения.