Изобразительно-выразительные средства в рисование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдения педагогической практики в средней группе показали, что дети очень любят рисовать, заниматься рисованием с большим удовольствием, а вот техническое и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено

Оглавление

Введение
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
1. Понятие «графика». Ее характеристика и виды
2. Рисунок – основа графического искусства. Виды рисунка
3. Материально-технические средства рисования
4. Изобразительные средства в рисовании графическими материалами
Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
1. Процесс создания рисунка графическими материалами
2. Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста
3. Требования программ по рисованию
4. Разработка занятий занимательного характера по рисованию с графическими материалами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 70.17 Кб (Скачать)

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании  сложных предметов (кукла, зайчик и  др.) и соотносить их по величине.

Задачи обучения рисованию в  старшей группе.

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений. Обращать внимание детей  на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Учить передавать положение предметов  в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что  предметы могут по-разному располагаться  на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, деревья в ветреный день – наклоняться и т.д.). Учить  передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными  умениями, способами и приемами рисования  различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные  кисти и т.п.).

Вырабатывать навыки рисования  контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы  при последующем закрашивании изображения  не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих  рисунок.

Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой: прозрачностью и  легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой.

Учить детей рисовать кистью разными  способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти  мелкие пятнышки.

Закреплять знания об уже известных  цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.

Задачи обучения рисованию в  подготовительной группе.

Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать  наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов  и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе  бумаги).

Продолжать учить детей сюжетному  рисованию: размещать изображения  на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, ближе к нижнему  краю листа или дальше от него); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек  маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение составлять композицию рисунка; передавать движения людей  и животных.

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и  одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая  и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью – до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при  выполнении линейного рисунка, учить  плавным поворотам руки при рисовании  округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки  и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить  осуществлять движение всей рукой при  рисовании длинных линий, крупных  форм, одними пальцами – при рисовании  небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Учить видеть красоту созданного изображения  и в передаче формы, плавности, слитности  линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий  и пятен, равномерности закрашивания рисунка;  чувствовать плавные  переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и  регулировании нажима на карандаш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; обучать созданию цветов и оттенков.

Постепенно подводить детей  к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать внимание детей на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие – красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Учить детей определять названия цветов, различать оттенки и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся  листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков  и их темно-зеленые листья и т.п.)

4. Разработка занятий занимательного  характера по рисованию с

графическими материалами

Для детей средней группы был  разработан цикл занятий развлекательного характера с использованием графического материала.

  Знакомя детей с той или  иной темой, можно использовать  приемы театрализации, что помогает  ребенку постичь объект изображения.  Этим самым у детей раскрываются  артистические способности детей.  Предложенные занятия снабжают  ребенка большим объемом доступной  информации, обогащают его словарный  запас терминами и понятиями,  побуждают ребенка к рассуждениям, способствуя развитию у него  логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Рисование – одно из самых  интересных для детей дошкольного  возраста видов изобразительного  творчества. Ведь не случайно, ребенок,  как писала Надежда Константиновна  Крупская, очень рано начинает  стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, отмечала она, расширить область выражения складывающихся у него образов. Материал для рисования: карандаши и бумага, всякий материал для построек, научить, как общаться с этим материалом.

  Материальное выражение сложившихся  образов служит прекрасным средством  проверки и обогащения их. Надо  всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не  выразилось.

  Как правило, дети любят  рисовать. Тем самым они получают  возможность передавать то, что  их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес.  А это, в свою очередь, создает  условия для всестороннего воспитания  и развития детей.

  Рисование – это специфическое  образное познание действительности. И как всякая познавательная  деятельность имеет большое значение  для умственного воспитания детей.  Владение умением изображать  невозможно без развития целенаправленного  восприятия – наблюдения.

  Для того, чтобы нарисовать какой либо предмет предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.

  Дети воспроизводят в рисунке  то, что восприняли ранее, с  чем уже знакомы. Большей частью  они создают рисунки и другие  работы по представлению или  по памяти.

  Занимаясь рисованием, дети  знакомятся с материалами (бумага, краски), с их свойствами, выразительными  возможностями, приобретают навыки  работы.

  Дети осваивают так же  опыт работы с некоторыми орудиями  человеческой деятельности (карандаш, кисть). Овладение этими действиями  способствует их умственному  развитию.

  На занятиях по рисованию  развивается речь детей: усвоение  названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует  обогащению словаря.

  На занятиях рисованием у  детей развивается мелкая мускулатура  рук, пальцев; дети приобретают  опыт использования простейших  орудий: карандаша, кисти, усваивают  их специфику; узнают свойства  различных материалов: краски, гуаши  и др.; возможности и особенности  работы с ними.

  Рисование должно быть использовано  для воспитания у детей доброты,  справедливости, для углубления  благородных чувств, которые возникают  у них.

  Рисование в детском саду  направлено на обучение художественно-творческой  деятельности в изделиях, доступных  детям дошкольного возраста. Большая роль отводится умению правильно держать карандаш и пользоваться им. Необходимо систематически приучать ребенка к правильному держанию карандаша между пальцами, без чего не представляется возможности следить за первоначальными фазами развития детского рисунка, т.к. при более  позднем обучении ребенка держанию карандаша, первоначальное развитие детского рисования не может быть прослежено с достаточной полнотой.

  Овладение разнообразными движениями  рук, способами действия с различными  инструментами имеет важное значение не только для развития изображения действительности ребенка, но и для психического развития. В изображении действительности развиваются движения руки, связанные с процессом создания изображения.

  Так ребенок в детском  саду овладевает сложными и  тонко дифференцированными навыками  и умениями, связанными с употреблением  некоторых орудий и инструментов, требующими точной координации  движений под углом зрения.

  Особенность рисования заключается  в том, что для ее осуществления  важно не только развитие руки, а совместное развитие руки  и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных  изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).

 

  Основными свойствами движения, пишет С.Л. Рубинштейн, является:

1.          скорость (быстрота прохождения траектории);

2.          сила;

3.          темп (количество движений за определенный  промежуток времени, зависящий  не только от скорости, но и  от интервалов между движениями);

4.          ритм (временной, пространственный, силовой);

5.          координированность;

6.          точность  и меткость;

7.          размах;

8.          пластичность  и ловкость.

В отношении детей старших возрастов  неоднократно указывается на необходимость  развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а  также ритмичности движений, питательности  штриховки, что в дальнейшем поможет  освоению навыков письма.

 

                                  

                                ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 1997.

2. Донин А. Введение в искусствознание. - Н. Новгород, 1998.

3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова  Е.М. и др. Рисование с детьми  дошкольного возраста: нетрадиционные  техники, планирование, конспекты  занятий. - М.: Сфера, 2005.

4. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Комарова С. Как научить  ребенка рисовать. - М., 1998.

6. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. - М., 1998.

7. Костерин Н. Учебное рисование. - М., 1980.

8. Котляр В. Изобразительная  деятельность дошкольников. - Киев, 1986.

9.Программа воспитания и обучения  в детском саду. / Под ред. В.И.Васильевой. - М.: Академия, 2005.

10. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени  творчества. - М., 1987.     

11.Пластические искусства: Краткий  терминологический словарь. - М., 1995.

12. Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.

13. Степанов С. Диагностика интеллекта  методом рисунчатого теста. - М., 1996.

14. Столяр А. Происхождение изобразительного  искусства. - М., 1985.

15. Субботина Л. Развитие воображения  у детей. - Ярославль, 1998.

 

 

 

 

                                            Занятие № 1.

Информация о работе Изобразительно-выразительные средства в рисование