Изобразительно-выразительные средства в рисование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдения педагогической практики в средней группе показали, что дети очень любят рисовать, заниматься рисованием с большим удовольствием, а вот техническое и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено

Оглавление

Введение
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
1. Понятие «графика». Ее характеристика и виды
2. Рисунок – основа графического искусства. Виды рисунка
3. Материально-технические средства рисования
4. Изобразительные средства в рисовании графическими материалами
Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
1. Процесс создания рисунка графическими материалами
2. Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста
3. Требования программ по рисованию
4. Разработка занятий занимательного характера по рисованию с графическими материалами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 70.17 Кб (Скачать)

 

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ДОЖДИ

 

Цель. Знакомства с вертикальным направлением листа.

 

Тип. Комплексный, обучающий.

 

Вид. Информативно-репродуктивная деятельность с поисковыми элементами.

 

Задачи.

 

На основе словесных объяснений педагога сформировать у детей образы явлений природы. Подкрепить их мимикой  и жестикуляцией. Найти адекватные образам изобразительные линейные средства.

 

Развить внимание и наблюдательность.

 

Переключать детей с одного вида деятельности на другой.

 

Развить ассоциативное мышление, образное восприятие.

 

Развить движения рук от грубой моторики до тонких, напоминающих письмо.

 

Обучить ориентации на листе «верх - низ» (вертикальное или горизонтальное направление листа ребенок выбирает по своему ус­мотрению).

 

Материалы к занятию.

 

Иллюстрации: репродукции с картин И. И. Левитана «Перед грозой», К. А. Сомова «Радуга».

 

Музыка: ноктюрн К. Дебюсси «Облака» (из триптиха для оркестра «Три ноктюрна»), «Сказка про дождик и тучу» Л. Шестаковой (фрагменты).

 

Литература: стихи А. Н. Майкова «Летний дождь», Ф. И. Тютчева «Как неожиданно и ярко...» (первая строфа), «Неохотно и несмело...». Народные заклички, песни, загадки про дождь, облака, тучи и радугу.

 

Оборудование: бумага, цветные карандаши, фломастеры или шариковые ручки.

 

Подготовка

 

Помещение оформляется облаками разного  формата и цвета, белыми, серыми, черными, вырезанными из бумаги. По одну сторону доски вешается репродукция  с картины И. И. Левитана, по другую - с картины К. А. Сомова.

 

Ход занятия

 

Этап I. Тихо звучит музыка К. Дебюсси.

 

Этап П. Педагог предлагает загадку:

 

Без рук, без ног 

 

По свету рыщет,

 

Дует, свищет,

 

Калитку открывает,

 

Деревья наклоняет.

 

Дети отгадывают загадку и показывают, как дует ветер.

 

Педагог:

 

- Ветер гонит белые, пушистые.... Что?

Дети:

 

- Облака.

Педагог:

 

Пушистая вата

 

Плывет куда-то.

 

Чем вата ниже,

 

Тем дождик ближе.

 

Педагог предлагает детям продирижировать музыкой сонаты Дебюсси, показать руками, как образуются облака, как они клубятся, какие формы принимают. Дети выполняют упражнение. Педагог выключает музыку и вместе с детьми произносит народную закличку:

 

                                  Тучи, тучи,

 

                                  Набегайте в кучу!

 

                                 Солнышко заволоките,

 

                                 Дождем землю примочите!

 

Педагог обращает внимание детей на репродукцию с картины И. И. Левитана:

 

- Как любое явление дождь  имеет начало и конец. Вначале  дождик робкий.

 

Педагог предлагает детям пальцами показать, как дождь капает, голосом  сопроводить движения: «Кап, кап, кап», отстукать ручками ритм падающих капель. Затем педагог и дети рисуют тучу и капли на доске, а освоив движения, делают изображения туч  на своих листах синим цветом.

 

Педагог продолжает:

 

- Дождь становится грозным.

 

Дети топотом и хлопками по сигналу  педагога могут показать сильно идущий дождь и гром.

 

Синим или черным цветом дети рисуют тучу, прямыми линиями сверху вниз показывают дождь.

 

Педагог:

 

- Дождик может быть и не  грозным, а веселым.

 

Дети пальцами по столам отбивают веселый ритм, одновременно произнося  закличку:

 

Дождик, дождик, сильно лей,

 

Ты воды не жалей,

 

Дождик, дождик, пуще,

 

Дам тебе гущи,

 

Хлеба каравай,

 

Целый день поливай!

 

Рядом с грозной тучей голубым  цветом дети рисуют доброе облако, из которого идет веселый дождь. Дождь дети изображают штрих-пунктирными линиями.

 

Педагог:

 

- Стихающий дождик похож на  начинающийся, это редкие капельки,

падающие из небольшого облака, которое  освещает солнышко.

 

Дети желтым цветом рисуют маленькое  облако и редкие капельки. Пальцами показывают формы капель, карандашами (фломастерами и пр.) выстукивают  ритм стихающего дождя, мимикой и  жестами рас­сказывают о дожде (движение капель могут показать прыжками).

 

После раскрытия характера образов  идут поиски графических средств для передачи облаков, туч, начинающего дождя, грозного дождя, веселого и стихающего дождя.

 

На каждый поворот сюжета можно  давать музыкальные фрагменты.

 

Педагог:

 

- После того, как прошел дождь и земля напилась благодатной влаги, стали быстро расти травы и цветы.

 

Движением фломастера снизу вверх, штриховыми линиями дети изображают травы, цветы.

 

Педагог:

 

- Еще после дождя бывает чудо!

 

Цветное коромысло

 

На небе повисло,

 

Все его видят,

 

А достать не могут.

 

Педагог указывает на репродукцию  с картины К. А. Сомова. Радугу дети рисуют по желанию. Цвета радуги они  вспоминают самостоятельно — это  способ проверить их знания цветов. Педагог рассказывает о чудесном крошечном зернышке, которое лежало в земле и после дождя, обогретое  солнцем, проросло. Вскоре оно превратилось в чудесный голубой цветок.

 

Через движения и жесты показывается, как цветок рос и распускался. Затем педагог на доске, а дети на листах рисуют голубой цветок. Что  за чудесный голубой цветок, дети узнают на другом занятии.

 

Этап III. Выставка рисунков и придумывание названий к ним.

 

К графически неудачной работе надо придумать такое название, чтобы  образ композиции получил логическое обоснование и у ребенка не возникло чувство неудовлетворенности от работы по теме.

 

Этап IV. Педагог и дети исполняют  хореографические миниатюры на сюжет  занятия. Или педагог читает стихи  А. Н. Майкова и Ф. И. Тютчева, а дети иллюстрируют их пантомимой.

 

Педагогические рекомендации

 

Через некоторое время или на следующий день педагог знакомит детей с другими закличками о дожде, туче и радуге. Хлопая в ладони и топая ногами, дети передают ритм и характер веселого, грозного, грустного, стихающего дождя.

 

Педагог читает стихи Ф. И. Тютчева. «Летний дождь» А. Н. Майкова дети выучивают наизусть.

 

Педагог предлагает детям нарисовать дождь, который им больше всего понравился.

 

Анализируя детскую работу, следует  обращать внимание на соблю­дение вертикального направления линий, на их характер, на интен­сивность заполнения листа, на использование цвета и нажим на инст­румент не для того, чтобы сделать замечание ребенку, а для того, чтобы на следующем занятии помочь ему справиться с трудностями.

 

       Занятие №  2.

 

ПАУЧОК-ДОМОВИЧОК

 

Цель. Работа над центричной спиралевидной композицией с ду­гообразными линиями.

 

Тип. Комплексный, развивающий и  закрепляющий графические навыки.

 

Вид. Репродуктивная деятельность с  поисковыми и творческими элементами.

 

Задачи.

 

Установить у детей ассоциативные  связи природных явлений и  образов народного творчества с  естественнонаучными данными. Содействовать  осмыслению основ орнаментальной композиции, отражающей явления окружающего  мира.

 

Развить навыки работы над центричной композицией с исполь­зованием для разметки и компоновки приемы сложения листа.

 

Воспитывать бережное отношение к  природе.

 

Материалы к занятию.

 

Иллюстрации: репродукции с фотографий «Лесное кружево осени», «Соломенный  паук».

 

Литература: книги Ю. Аракчеева  «Кто развесил в лесу кружева» и  Л. Яхнина «Воздушные узоры».

 

Оборудование: бумага; шариковые ручки  или фломастеры.

 

Подготовка

 

Педагог оформляет помещение, где  проводится занятие, используя вязальные  крючки или коклюшки, вязаные изделия. Справа и слева от доски вешает репродукции с фотографий.

 

Рассказывает детям о кружевоплетении  крючком и на коклюшках. Знакомит с произведениями народных мастеров по фотографиям и натурному материалу.

 

Если педагог умеет работать крючком, показывает изготовление несложного вязаного изделия. Если не умеет - можно  пригласить на занятие кого-нибудь, кто владеет этим искусством. Детей  старшей и подготовительной группы может научить вязать цепочку  и простые узоры на ее основе.

 

Педагог сообщает, что бывает настолько  тонкое вязаное изделие, его называют паутинкой, и проводит ассоциацию с  лесным паучком, которого в отличие  от кружевницы никто не учит, он умеет  вязать от природы.

 

Ход занятия

 

Этап I. Проверяется наличие материалов для работы. Педагог напоминает материал подготовительного этапа. Дети вспоминают, как получаются льняные нитки. Педагог  загадывает загадки о пауке:

 

1. Восемь ног, как восемь рук,

 

 Вяжут шелком  круг.

 

Мастер в шелке знает толк.

 

 Кому нужен чудо-шелк?

 

2.                Серый маленький Денис

 На веревочке повис.

 

Ответ на эти загадки один - это  паук.

 

Педагог показывает изображение паука  или рисует его на доске.

 

Рассказывает о пауке: какого бывает размера и вида, где живет, как охотится на мелких насекомых.

 

Обращается внимание детей, что  основу паутины составляют нити диагональные, что поперечные нити - клейкие. Продолжает, рассказывая о поверьях, связанных  с пауком. Подводит к сюжету рисунка.

 

Неплохо бы и нам поселить у себя паучка, чтобы мух и комаров  ловил. Давайте нарисуем его с  паутиной и представим, что он самый  настоящий.

 

Этап П. Из прямоугольного листа  ребенок делает квадрат: накладывает  правый угол на левый и обрезает излишек. Лист, не разворачивая, складывает еще три раза пополам, затем разворачивает  и разглаживает руками. Получилось восемь треугольников.

 

Линию сгиба обводит фломастером (ручкой) коричневого, серого или черного  цвета. Можно для передачи цвета  паутины использовать гелиевые ручки  с бронзовым или серебряным наполнителем.

 

Сначала в воздухе, затем на листе  рисует паутину: в центре изображает спираль, которую разворачивает  через два-три оборота дугообразной линией, передающей особенности структуры  паутины.

 

В уголке листа педагог предлагает нарисовать домик для паука.

 

Этап III. Каждый ребенок придумывает  своему паучку имя. Педагог замечает, что паутину ткут только паучихи - самки, поэтому имена должны быть женскими, рассказывает древнегреческий миф об Арахне-тонкопряхе, поясняя, что тонкопряха - это очень хорошая рукодельница, и выводит мораль: «Даже если ты очень способный и очень умелый, все равно не задавайся сильно, чтобы не навлечь беды; будь скромнее, благодари того, кто тебя научил, в первую очередь своих родителей, бабушек и дедушек, ибо талант достается по наследству». Заканчивает: - Чтобы в доме у нас было уютно и чисто, нужно все прибрать.

 

Дети убирают рабочие места.

 

Этап IV. Проводится игра «Ловкий паучок». Выбирается водящий, им может быть и  педагог. Дети превращаются в мушек, комаров, бабочек. Очерчивается круг, водящий  садится в центре на стул. Дети, передвигаясь в круге, имитируют насекомых. Они  внимательно следят за водящим, чтобы  не пропустить тот момент, когда  он встанет и начнет ловить детей. Дети тогда должны выбежать из круга. Тот, кто попадется, займет место  водящего. Игра продолжается до тех  пор, пока детям не надоест или  не подойдет время заняться другими  делами.

 

Педагогические рекомендации

 

Сюжетно занятие можно связать  не с домом, а с природой, с ее особым осенним состоянием. Образ  бабьего лета поможет детям создать  цветной фон для рисунков. Если во время прогулки педагог заметит  паутину, ее следует показать воспитанникам.

 

Рекомендуется прочитать детям  сказку К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», разыграть ее с ними. Инсценировка поможет детям лучше представить  образы сказки. Следует обратить внимание детей на то, что в сказке муха и комар - положительные герои: «Муха  очень гостеприимная, комар храбрый. Однако в жизни дело обстоит по-другому: мухи и комары противные, они досаждают  человеку. Тем не менее без разбора мух и комаров убивать не надо, они полезные: служат пищей для птиц и пауков». Подвести итог: «В природе все нужны, нет лишних».

Информация о работе Изобразительно-выразительные средства в рисование