Изобразительно-выразительные средства в рисование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдения педагогической практики в средней группе показали, что дети очень любят рисовать, заниматься рисованием с большим удовольствием, а вот техническое и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено

Оглавление

Введение
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
1. Понятие «графика». Ее характеристика и виды
2. Рисунок – основа графического искусства. Виды рисунка
3. Материально-технические средства рисования
4. Изобразительные средства в рисовании графическими материалами
Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
1. Процесс создания рисунка графическими материалами
2. Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста
3. Требования программ по рисованию
4. Разработка занятий занимательного характера по рисованию с графическими материалами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 70.17 Кб (Скачать)

  Рассмотренные нами способы  рисования широко применяются  в современной практике обучения  изобразительному искусству. Однако  следует отметить, что способы  эти неравноценны. Действительно,  для грамотного рисования требуется  умение осмысленно видеть, выделять  и запоминать главное.

2. Рисование как вид творческой  деятельности детей дошкольного  возраста.

  Каждый из видов изобразительной  деятельности имеет свои возможности  и средства для изображения  предметов и явлений, в совокупности  давая возможность отображать  действительность многообразно  и разносторонне.

      Рисование – более  сложное средство изображения,  чем лепка и аппликация.

  Графическая деятельность, нанесение  штрихов на бумагу привлекает  внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду  карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

  Выражение в рисунке связного  содержания требует овладения  передачей пространства, в котором  располагаются предметы, их сравнительной  величины, положения относительно  друг другу.

  Своеобразием каждого вида  изобразительной деятельности определяются  задачи воспитания и развития.

  Рисованием дети занимаются  главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет  воспитание правильных навыков  сидения, положения рук на столе,  ног под столом. Это очень важно  для физического развития детей.

  Каждое занятие изобразительной  деятельностью начинается с обращения  воспитателя к детям, разговора  с ними, а часто применяется  также показ какого-либо наглядного  материала. Поэтому необходимо  с самого начала воспитывать  внимание детей к словам и  наглядному показу. Наглядность  имеет  большое значение на  занятиях изобразительной деятельностью.  Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность  дольше рассматривать то, что  им показывается, повторно обращаться  к наглядному материалу в процессе  выполнения работы.

  Наряду с этим у детей  воспитывается все более устойчивое  внимание к словесным указаниям,  не подкрепляемым показом наглядного  материала.

 

  Чрезвычайно важно с первых  шагов воспитывать у детей  устойчивый интерес к изобразительной  деятельности, что способствует  воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен  и направлен на процесс самого  действия. Воспитатель постепенно  осуществляет задачу развития  интереса к результату, к продукту  деятельности. Этот продукт –  рисунок, нагляден и тем самым  влечет ребенка к себе, приковывает  его внимание.

  Постепенно дети все больше  начинают интересоваться результатами  своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие  от самого процесса рисования.

  У детей шести-семи лет,  находящихся на пороге школы,  возникают новые мотивы их  интереса к занятиям–осознанное  желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

  Начиная с младшей группы  необходимо воспитывать у детей  интерес к работам товарищей,  доброжелательное отношение к  ним, умение справедливо их  оценивать. Воспитателю необходимо  самому быть возможно более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.

  Активность детей в процессе  выполнения работы проявляется  в хорошем темпе, непрерывности  ее. В этом отношении в младших  группах допустимы значительные  индивидуальные отклонения: одни  дети более быстры и активны,  другие – медлительны, вялы. В  средней группе возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе.

  Необходимо заботиться не  только о хорошем темпе работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять  работу аккуратно, выразить полностью  свой замысел, сделать ее законченной.

  Аккуратность и тщательность  выполнения работы зависит не  только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков  пользования карандашом, кистью. Навыки  по технике рисования связаны  с развитием рук ребенка –  координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу  формы предметов или на построение узора, на украшение.  Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

  Немалое значение для развития  движений имеют те трудовые  навыки, которые дети получают  в процессе подготовки к занятиям  по изобразительной деятельности  и уборки после них. С каждым  годом пребывания в детском  саду возрастают требования к  ребятам как в отношении подготовки  и уборки, как и в отношении  обязанностей дежурных по группе.

  У детей неизменно растет  ответственность за каждое порученное  им дело. Затратив усилие и  получив одобрение, ребенок испытывает  радость, поднимается его настроение.

  Наряду с воспитанием у  детей умения быть внимательными  к указаниям воспитателя очень  большое значение имеет развитие  их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна  – дети должны понимать, что  надо рассчитывать на свои  собственные силы, самостоятельно  придумывать, как и что сделать,  что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря  тому, что в эти занятия включен  процесс придумывания содержания, развертывания  действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая  детей только задачей изображения  отдельных предметов. Выдумывание  сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень  важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю  необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

  В процессе изобразительной  деятельности создаются благоприятные  условия для развития тех ощущений  и эмоций, которые постепенно  переходят в эстетические чувства,  содействуют формированию эстетического  отношения к действительности. Уже  в младшем дошкольном возрасте  передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы – компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.

  Обогащая опыт детей наблюдениями  окружающего, следует неуклонно  заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в  окружающей их жизни; организуя  занятия, обращать внимание на  то, чтобы дети получали возможность  выразить полученные ими эстетические  впечатления, внимательно относиться  к подбору соответствующего материала.

3. Требования программ по рисовании.

  Известно, что дети любят  рисовать. Дошкольники рисуют охотно, не задаваясь вопросом, насколько  профессионально они это делают. Просто рисуют, отображая свои  впечатления, общаясь, задавая  вопросы и отвечая на них.  Рисуют – играя, рисуя –  играют.

  Значение рисования для образования  исторически и научно доказано. Выделяются следующие функции  рисования в системе общего  образования:

· развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

· развитие художественно-графических  умений и  навыков;

· развитие фантазии, творческого  мышления и воображения, пространственного  восприятия;

· развитие точных движений руки и  мелкой моторики пальцев;

 

· становление некоторых организационных  навыков художественного творчества;

· получение сведений об отечественной  и мировой художественной культуре;

· воспитание зрительской культуры;

· возможное раскрытие начал  профессиональной художественно-изобразительной  деятельности.

Для осуществления этих функций  перед воспитателем выдвигаются  задачи, содержащиеся в «Программе воспитания и обучения в детском  саду» (под редакцией  М.А. Васильевой – М., 2005).

Задачи обучения рисованию во II младшей группе.

Учить передавать в рисунках красоту  окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.).

Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

  Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Учить детей подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету.

Приобщать к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами  силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с  деревьев листочки, идет дождь, «на  деревья, на лужок тихо падает снежок», «дождик, дождик, кап, кап, кап…).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать  их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Учить создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).

Задачи обучения рисованию в  средней группе.

Продолжать формировать у детей  умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и  тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).

Формировать и закреплять представление  о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей.

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Учить правильно передавать соотношение предметов по величине.

Продолжать закреплять и обогащать  представления детей о цветах и оттенках. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.

Развивать желание использовать в  рисовании, аппликации разнообразные  цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. К концу года формировать умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш.

Закреплять умение правильно держать  карандаш, кисть, фломастер, цветной  мелок, использовать их при создании изображения.

Учить детей закрашивать рисунки  кистью, карандашом, проводя линии  и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки  – концом ворса кисти.

Информация о работе Изобразительно-выразительные средства в рисование