Изобразительно-выразительные средства в рисование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдения педагогической практики в средней группе показали, что дети очень любят рисовать, заниматься рисованием с большим удовольствием, а вот техническое и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено

Оглавление

Введение
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
1. Понятие «графика». Ее характеристика и виды
2. Рисунок – основа графического искусства. Виды рисунка
3. Материально-технические средства рисования
4. Изобразительные средства в рисовании графическими материалами
Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
1. Процесс создания рисунка графическими материалами
2. Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста
3. Требования программ по рисованию
4. Разработка занятий занимательного характера по рисованию с графическими материалами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 70.17 Кб (Скачать)

 

При анализе детского рисунка педагогу следует обратить особое внимание на характер и направление выгиба дуги (выгиб должен быть направлен к  центру листа), на ритмичность линий  и безотрывное их проведение.

 

       Занятие №  3.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ С ОБЛАКАМИ

 

Цель. Выработка осмысленного применения изобразительных средств (точки, штриха, линии) в соответствии с образными  задачами.

 

Тип. Комплексный, развивающий графические  навыки.

 

Вид. Поисковая и творческая деятельность.

 

Задачи.

 

Развить навыки свободного владения графическими приемами.

 

Формировать ассоциативно-конкретное и абстрактное мышление.

 

Развить образные представления на основе детского опыта.

 

Формировать отношение к земной природе как к части мироздания.

 

Материалы к занятию.

 

Иллюстрации: репродукции с картин Ф. В. Васильева «После грозы», Н. К. Рериха «Небесный бой», фотографии облаков.

 

Музыка: сюита К. Дебюсси «Облака» (фрагменты), песня В. Шаинского и Л. Яхнина «Кораблики».

 

Литература: стихи А. С. Пушкина  «Туча», В. Я. Брюсова «Облака», В. В. Маяковского «Тучкины штучки», книга А. Веретиннико-ва «Ознакомление дошкольников с природой».

 

Оборудование: ножницы, вата; бумага; фломастеры, карандаши, ручки.

 

Подготовка

 

Во время прогулок педагог обращает внимание детей на форму, характер и  цвет облаков, на состояние дня (солнечную  освещенность). Напоминает детям «Сказку  о том, как дружили солнце, ветер  и море» и «Разноцветные дожди».

 

Читает стихотворение А. С. Пушкина "Туча" и по нему проводит беседу, объясняя непонятные слова.

 

                     ТУЧА

 

Последняя туча рассеянной бури!

 

Одна ты несешься по ясной лазури,

 

Одна ты наводишь унылую тень,

 

Одна ты печалишь ликующий день.

 

               Ты небо недавно кругом облегала,

 

               И молния грозно тебя обвивала;

 

               И ты издавала таинственный  гром

 

               И алчную землю поила дождем.

 

                                     Довольно, сокройся! Пора миновалась,

 

                                     Земля освежилась, и буря промчалась,

 

               И ветер, лаская листочки древес.

 

               Тебя с успокоенных гонит небес.

 

Оформляет помещение, где проходит занятие, вырезанными из бумаги облаками, похожими на сказочных героев, животных, растения или даже на какие-то вещи, например шляпу, ведро.

 

Ход занятия

 

Этап I. Дежурный ребенок проверяет  на столах у детей наличие необходимых  инструментов и материалов.

 

Звучит песня «Кораблики». Незадолго  до конца педагог музыку останавливает  и спрашивает у детей, о каких  корабликах идет речь. Дети отвечают.

 

Педагог рассказывает об облаках. К  беседе привлекает детей, те вспоминают материалы подготовительного этапа.

 

Дети слушают фрагменты из сюиты  Дебюсси, под руководством педагога дирижируют, затем руками показывают рост и движение облаков.

 

Педагог демонстрирует репродукции  с картин Ф. А. Васильева и Н. К. Рериха. Рисует на доске облако линией, штрихами и точками. Спрашивает:

 

- Какими изобразительными средствами  лучше передать облака, которые  написали художники? Точкой, штрихом  или линией? Почему? На что похожи  облака?

 

Показывает на оформление помещения.

 

Образные представления об облаках  развиваются и закрепляются пантомимой. По просьбе педагога дети поочередно показывают облака, похожие то на зайца, то на медведя, то на шляпу, то на лодку  и т. д.

 

Этап П. Педагог читает стихотворение  В. В. Маяковского. Дети вслед за каждой строчкой изображают облака на доске (большом  листе). Можно вызывать по три-четыре человека одновременно. При неудаче  ребенок может обратиться за помощью  к детям, те помогут исправить  рисунок.

 

Рисунки могут быть самыми приблизительными, только слегка напоминать обозначенные персонажи.

 

Затем на бумаге дети самостоятельно рисуют облака, какие хотят.

 

Этап III. Педагог устраивает вместе с детьми выставку рисунков. Дети дают имена своим облакам, придумывают  про них рассказы на основе полученных на занятии знаний.

 

Этап IV. Под песню «Облака» дети пляшут и поют.

 

Педагогические рекомендации

 

Педагогу следует обратить внимание на эмоциональную свободу ребенка, на его желание участвовать в  общем рисовании на доске, на готовность помочь товарищам. Для развития коллективистских качеств на занятии по труду детям  предлагается выложить из ваты или  мятой бумаги рельефную композицию «Облака». Педагог распределяет детей  на рабочие группы, в каждой на основе анализа личности ребенка назначает  лидера. Работа в такой группе - это  начало социализации маленького человека, формирование у него чувства ответственности как за себя, так и за окружающих.

 

На занятиях по изобразительному искусству  к теме «Облака» можно вернуться  и показать детям следующие техники: письмо по влажной бумаге, письмо гуашью сухой кистью при помощи трафарета  и шаблона, которые дети или педагог  вырезают из плотной чертежной бумаги, работу воском с последующей заливкой рисунка акварелью разных цветов. Последнее рекомендуется использовать на занятиях с детьми, которые плохо  контролируют нажим ручки: или слишком  слабо на нее нажимают или слишком  сильно давят. Техника «акварель, воск»  вследствие контрастности работы с  каждым материалом позволяет ребенку  ощутить характер своего движения и  усилий руки.

 

Для закрепления образа облака, на занятии по развитию речи рекомендуется  прочитать детям стихотворение  В. Я. Брюсова. Же­лательно, чтобы дети через выразительные движения пережили ус­лышанные сюжеты.

 

При анализе детского рисунка педагог  отмечает работу по всей плоскости  листа, равномерность компоновки, непрерывность  про­ведения линий, самостоятельность  выбора персонажей и делает вывод  о развитии мышления, сформированности  графических навыков, уверенности в себе у ребенка. Плохая компоновка, прерывистость линий, бедность рисунка свидетельствуют о необходимости дополнительных занятий с ребенком или поиска методических приемов, более соответствующих его индивидуальности.

 

        Занятие №  4.

 

ТРИ ПРИЯТЕЛЯ БОЛЬШИХ - ТОЧКА, ЛИНИЯ  И ШТРИХ

 

Цель. Развитие образных представлений  и осознания изобразительно-выразительных  возможностей таких графических  средств, как точка, линия и штрих.

 

Тип. Комплексный, развивающий графические  навыки.

 

Вид. Репродуктивная, поисковая и  творческая деятельность.

 

Задачи.

 

Раскрыть особенности графических  средств путем использования  их в передаче образной поэтической  формы.

 

Развить навык работы с шаблоном, ориентацию на листе в трехчастной  композиции.

 

Материалы к занятию.

 

Иллюстрации: фотографии собак разных пород, лохматых и глад­кошерстных.

 

Музыка: пьеса Н. Артоболевской  «Дрессированные собачки», «Собачий вальс» (фольклор).

 

Литература: книга Дж. Палмер «Ваша собака», стихотворение Ю. Филиппова «Три приятеля больших — точка, линия и штрих».

 

Оборудование: шаблоны-треугольники; бумага; фломастеры.

 

Подготовка

 

Педагог оформляет помещение, в  котором проходит занятие, фо­тографиями и рисунками с изображением собак разных пород, про­водит беседу о породах собак, о том, как собаки служат человеку.

 

Ход занятия

 

Этап I. Педагог проводит с детьми физкультминутку, во время которой  дети создают театрализованные образы бульдогов, пуделей, овчарок, мимикой, жестами и телодвижениями передавая  повадки животных.

 

Этап II. Педагог спрашивает у детей:

 

- Каких размеров бывают собаки? Какая у собак шерсть? Есть  ли у вас дома собака? Какой  она породы? Что вы знаете о  породах собак? Любите ли своих  четвероногих питомцев?

 

Дети отвечают.

 

Педагог подводит к теме занятия:

 

- Как вы думаете, трудно ли  нарисовать собаку?

 

Дети на рабочих листах пробуют  нарисовать животное. Педагог вы­зывает детей к доске и предлагает нарисовать собаку. Кто хочет, тот идет. Педагог:

 

- Сейчас мы с вами нарисуем  сразу трех собак и узнаем, кто нам в этом поможет.

 

Читает стихотворение Ю. Филиппова  «Три приятеля больших - точка, линия  и штрих»:

 

Дорогие мои дети,                                 Может в шарик превращаться

 

Много есть чудес на свете.                   И в зигзаги изгибаться,

 

Смело их рисуют люди:                                   Может сеточки плести,

 

Это яблоко на блюде,                            Ведь она всегда в пути.

 

Дом, забор, собака, миска,                   По секрету всему свету

 

Вертолет, корабль и киска,                   Я хочу совет вам дать.

 

Сковородка, стол, вагон,                      Подружиться с ними можно,

 

Дерево, магнитофон.                             Научившись рисовать!

 

Только кто же их создал,                      Точкой, линией, штрихом

 

а точней, нарисовал?                             Можно буквы написать

 

Три приятеля больших -                       И зверей изображать -

 

Точка, линия и штрих!                                      Что хотите рисовать.

 

Штрих - от линии кусочек,                   Только помните, друзья,

 

Точка - маленький кружочек,                  Рисовать старательно –

 

Ну, а  линия большая                              Это обязательно!

 

И прямая, и кривая                                 Вот!!!

 

Педагог разбирает стихотворение, предлагает детям разделить бумагу на три части, используя шаблоны. Ребенок придерживает шаблон левой  рукой, правой обводит его фломастером. Педагог просит по левой стороне  центрального треугольника поставить  точки, считая вслух: «Раз, два, три», чтобы  точки наносились равномерно и развивалось чувство ритма, по правой стороне на счет «Раз, два, раз, два, три» - штрихи.

 

Педагог рассказывает сказку «О путешествии  собачек по городу» и попутно  объясняет, где, что и как рисовать.

 

Дети под сказку делают зарисовки.

 

Педагог рассказывает:

 

- Как-то рано утром, когда  солнце выглянуло из-за разбежавшихся  дож­девых туч, вышла на прогулку кудрявая собачка. Она посмотрела на солнце (в верхнем углу треугольника нарисуйте солнце при помощи линии), на редкие облака (не отрывая руки от листа, нарисуйте облака) и на лужи. Лужи ей понравились больше всего. Они были большие и маленькие, округлые и вытянутые. Собачка смотрела на свое отражение в луже и заигрывала с ним, лая и трогая воду лапкой.

 

Педагог прерывает сказку и показывает на доске последовательность рисования  собачки:

 

- Давайте нарисуем собачку в  центральном треугольнике и дадим  ей имя.

 

Дети выполняют рисунок и  называют собачку, например Маня. Педагог продолжает сказку:

 

- Особенно Маня любила нюхать  цветы, их очень много росло  в этом районе. Цветы были самые  разные: ромашки и розы, колокольчики  и одуванчики. (Нарисуйте цветы.) Бегала Маня, бегала и далеко  убежала от дома, в другой район.  Там тоже светило солнце, но  оно было не такое, как в  Линейном районе, и облака, лужи, цветы были другие.

 

Педагог на доске рисует штрихом  солнце, лужи и цветы, дети на

листах повторяют за ним.

 

- Но самое любопытное, что Маня  встретила там пса, похожего  на нее, только лохматого, совсем  непричесанного (нарисуйте его в  треу­гольнике).

 

Пес оказался очень компанейским и  веселым. Правда, его манеры не были так хороши, как у Мани, которая  выступала в цирке и была на ред­кость дрессированной.

 

«Извините за беспокойство, будьте добры, скажите, пожалуйста, куда я попала», - обратилась Маня к взъерошенному  псу.

 

«Гав, гав, - ответил тот, - наш район  называется Штриховой, а меня зовут...»

 

Дети придумывают кличку собаке, например Тобик (Тузик, Лохмач...).

 

-Собаки бегали, играли и сами  не заметили, как оказались в  не­знакомом месте.

Информация о работе Изобразительно-выразительные средства в рисование