Средства выразительности в публичном выступлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:15, реферат

Краткое описание

Цель работы – описание средств выразительности речи в публичном выступлении.
Задачи:
– изучение учебной, психологической и научной литературы по теме;
– выявление основных выразительных средств монологической речи.
Объект – культура речи, предмет – средства выразительности в публичном выступлении.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы построения монологической речи. 4
1.1 Особенности публичного выступления. 4
1.2 Средства выразительности монологической речи в выступлении. 6
1.3 Стилистические формы выразительности речи. 7
1.4 Особенности речевого поведения 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16

Файлы: 1 файл

реферат по речи.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Средства выразительности  в публичном выступлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Знание навыков риторики, т.е. навыков построения, подготовки и доведения до слушателей публичного изложения материала в различных формах, позволяет человеку подать свое выступление в более выгодном свете — как с точки зрения эффективного восприятия слушателями, так и с точки зрения позитивной оценки аудиторией профессиональных качеств выступающего. Для повышения средств выразительности деловой речи можно использовать различные средства.

Профессиональная деятельность современного специалиста предполагает овладение навыками риторики, т.е. навыками построения, подготовки и доведения до слушателей публичного изложения материала в различных формах — сообщения на служебных совещаниях, доклада на конференциях и семинарах, лекции, выступления на переговорах, презентациях и т.п.

Цель работы – описание средств выразительности речи  в публичном выступлении.

Задачи:

– изучение учебной, психологической  и научной литературы по теме;

– выявление основных выразительных средств монологической речи.

Объект – культура речи, предмет – средства выразительности  в публичном выступлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические  основы построения монологической речи.

1.1 Особенности публичного выступления.

О многом навыки публичного выступления обусловлены общим уровнем воспитания, образования, наличием определенных личностных качеств человека. Вместе с тем навыки риторики отрабатываются в процессе накопления профессионального опыта при наличии знаний об основных их правилах.

Знание этих правил позволяет  человеку подать свое выступление в  более выгодном свете — как  с точки зрения эффективного восприятия слушателями, так и с точки зрения позитивной оценки аудиторией профессиональных качеств выступающего.

Следует отметить, что  основные правила риторики являются универсальными, т.е. они применимы  в большинстве ситуаций, при которых  возникает необходимость публичного выступления.

Как на этапе подготовки, так и во время выступления  необходимо помнить о том, что  существуют определенные средства, позволяющие  сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной. Эти средства направлены на то, чтобы аудитория не теряла интереса к выступлению и не оставалась при этом на уровне пассивного восприятия услышанного, а почувствовала сопричастность к тому, о чем говорит выступающий.

Установлению подобного  контакта оратора со слушателями  способствуют, в первую очередь, интересная тема выступления и его продуманная смысловая структуризация. Однако, даже если достаточно официальный, деловой доклад не будет подкреплен умением оратора воплотить хорошо подготовленный с точки зрения логики текст в живую, немонотонную речь, активность восприятия слушателями смысла выступления явно снизится, и его цель будет достигнута не полностью.

При этом под целью  выступления следует понимать не только убежденность слушателей в правильности каких-либо высказываний оратора и  согласие с его точкой зрения, но и простое информирование о событиях или принятых решениях, например, компании. Нельзя упускать из виду, что возможности эффективного восприятия устной информации ограничены, особенно если выступление значительно по своей продолжительности. В связи с этим большое значение приобретают некоторые приемы повышения выразительности речи.

При подготовке к выступлению  и при выходе на трибуну не стоит  забывать, что общение с аудиторией — своего рода возможность заявить  о себе, и от того, насколько удачно это произойдет, во многом зависят ваш авторитет, ролевой статус в организации, возможности дальнейшего служебного развития и т.п. Поэтому публичного выступления не стоит бояться (что свойственно некоторым людям), а нужно использовать его не только с пользой для окружающих, но и с выгодой для себя.

Для того чтобы выступление  произвело эффект, принесло пользу, надо учитывать, что устная речь существенно  отличается от письменного доклада. Причем, как бы мы ни старались учесть это при написании текста речи, последующее механическое его зачитывание в той или иной степени высвечивает указанную особенность и, как правило, в негативном варианте.

Простое озвучивание  заранее написанного текста приводит к тому, что выступление воспринимается тяжеловесно, многие фразы неудобны для слухового восприятия и т.п. Устная речь должна выгодно отличаться от письменного текста. Это и достигается за счет использования средств повышения выразительности выступления. О необходимости их применения следует помнить всегда, даже если у вас не было времени на подготовку к докладу. Тем более стоит продумывать характер их использования при наличии подготовительного периода к выступлению.

У хороших ораторов все  удачные речевые приемы воспринимаются как экспромт, хотя в большинстве случаев они являются заранее продуманной «домашней» заготовкой.

Это лишний раз доказывает, что не следует пренебрегать этапом подготовки к выступлению, самоуверенно полагаясь на собственное ораторское мастерство или ссылаясь на вечную занятость другими, с нашей субъективной точки зрения более важными, делами.

1.2 Средства выразительности монологической речи  в выступлении.

Для повышения средств  выразительности деловой речи можно  использовать следующие средства.

1. Варьирование тональностью  выступления. Любой доклад, даже достаточно официальный, не должен быть монотонным, лишенным особенностей подачи различных его структурных частей. В практике выделяют несколько разновидностей тональности выступления. Она может быть: мажорной, минорной, торжественной, упрекающей, предупреждающей, просящей, шутливой, строгой.

Варьирование тональностью выступления зависит от общей  тематики и направленности выступления, смыслового акцента, падающего на его  различные структурные части.

Тональность выступления  обусловлена и составом аудитории (например, возрастным или должностным), ее общим настроем на восприятие речи. Выбор той или иной тональности в процессе выступления служит более яркому раскрытию основной мысли, заложенной оратором в различные части или в выступление в целом.

2. Выделение главных  мыслей. Как правило, любое сообщение,  произносимое с трибуны, имеет  различную смысловую нагрузку, меняющуюся  по ходу выступления. Одни части  доклада можно рассматривать  в качестве его основных тезисов,  другие следует отнести к разряду комментариев, пояснений.

Восприятие доклада  будет более осознанным, его смысловое  воздействие на слушателей станет более  глубоким, если по ходу выступления  оратор отделяет главные мысли от вспомогательных высказываний и  разъяснений. Для этого следует использовать такие речевые элементы, как короткие паузы (не нарушающие, однако, общего хода выступления), менять темп речи, высоту голоса и т.п. Слушатели более естественно воспринимают основные мысли, произносимые в относительно медленном темпе, и вспомогательные суждения (комментарии, разъяснения) — в несколько ускоренном. Аналогично наиболее важные моменты выступления целесообразно представлять более громким, твердым голосом.

1.3 Стилистические формы выразительности речи.

К средствам выразительности  деловой речи относятся и некоторые стилистические формы. Среди них можно выделить семь.

1. Постановка в ходе  выступления риторических вопросов. Традиционно к риторическим относят  вопросы, заранее предполагающие  определенный ответ (как правило,  да или нет). Нельзя сказать, что риторические вопросы несут глубокую смысловую нагрузку. Их использование в письменной работе, за редкими исключениями, вряд ли оправданно.

Но по ходу устного  выступления применение риторических вопросов позволяет наладить необходимый  контакт с аудиторией, побуждает слушателей к более активному восприятию речи, вызывает чувство сопричастности с говорящим. Конечно, в данном случае оратору не должно изменять чувство меры, иначе речь превратится в пустопорожнее произнесение общих фраз.

2. Использование форм диалога. Постановку риторических вопросов в определенной степени можно считать формой диалога. Другие варианты этой стилистической формы речи, как и в предыдущем случае, способствуют установлению контакта выступающего с аудиторией, заставляют слушателей (иногда даже неосознанно) включиться в мыслительный процесс, сопровождающий произносимые оратором слова.

Подобный эффект достигается  вследствие обращений выступающего к аудитории. Эти обращения, как  правило, облекаются в форму нейтральных  фраз, позволяющих тем не менее повысить роль слушателей в обеспечении общей благоприятной канвы выступления, поднять их заинтересованность в его восприятии.

Обращения говорящего к  аудитории могут быть как общими, т. е. направленными ко всем слушателям одновременно, так и персональными, т.е. обращенными к определенной части аудитории.

Использование форм диалога  не должно превращать выступление в  дискуссию (если такая цель не ставилась  изначально). Поэтому обращения к  аудитории должны предполагать лишь мыслительную или краткую словесную реакцию с ее стороны.

3. Призыв к действиям.  Сопричастности слушателей с  говорящим, их заинтересованности  в восприятии слов, произносимых  с трибуны, в немалой степени  способствует обращенный к аудитории  призыв к взаимодействию и сотрудничеству по решению поставленных в речи оратора проблем.

Даже если такие обращения направлены лишь к определенной части слушателей (например, к представителям конкретной организации или какого-либо ее подразделения), они вызывают интерес к сути высказываний и предложений.

4. Включение образных сравнений,  поговорок и других форм. Если  позволяет время, отведенное на  выступление, включение в канву  доклада образных сравнений, пословиц, поговорок, метафор и других  выразительных форм вполне оправданно. Оно позволяет несколько разрядить напряженную деловую атмосферу (что вполне допустимо), подсознательно сконцентрировать внимание слушателей вокруг тех или иных элементов выступления.

5. Использование примеров. Роль  примеров как стилистической  формы выразительности речи аналогична воздействию образных сравнений и поговорок. Примеры могут быть представлены в форме конкретных ситуаций, подтверждающих те или иные положения доклада.

Иногда ораторы прибегают  к так называемой форме косвенных  примеров. Подобными косвенными примерами  могут быть фрагменты литературно-художественных произведений, кинофильмов, спектаклей (желательно достаточно известных).

К косвенным примерам можно отнести анекдоты, случаи из жизни известных людей и т.п. Однако излишнее или неумелое применение косвенных примеров (отчасти и непосредственных описаний производственных ситуаций) ведет к нарушению общей структуры выступления, уводит слушателей от четкого восприятия его сути, может способствовать тому, что оратор просто не успеет в отведенное время раскрыть и донести главные положения и мысли.

6. Применение повторов. Для акцентирования внимания  слушателей на какой-либо важной  мысли, конкретной информации (выраженной, например, в цифровой форме) выступающий может применить такой достаточно распространенный в риторике прием, как повторы. Как способом повышения выразительности речи, повторами также не следует злоупотреблять, а количество повторов одной фразы (или иного элемента речи) не доводить до абсурда.

7. Демонстрация заинтересованности  и убежденности. Наверняка каждый  из нас может подтвердить, что  общее настроение выступающего, его отношение к тому, что он  говорит, передается аудитории.

Если докладчику или  лектору неинтересен предмет разговора, это сразу же отражается на слушателях, им становится, как правило, тоже неинтересно. Внимание аудитории распыляется, слушатель перестает следить за ходом рассуждений выступающего.

Если оратор не показывает своей убежденности в актуальности темы выступления, в необходимости обязательно решать названные им проблемы, которые он поднимает по ходу доклада, — равнодушие выступающего начинает чувствовать аудитория и ее контакт с докладчиком нарушается, она перестает эффективно воспринимать предлагаемую ей информацию.

Итак, выступающему не следует  забывать, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает  дополнительные проблемы во взаимоотношениях с аудиторией, если докладчик просто зачитывает текст.

В то же время устная речь имеет целый ряд преимуществ, выгодно отличающих ее от письменной работы. Эти преимущества надо использовать, чтобы окружающие воспринимали ваше выступление как речь хорошего специалиста и интересного оратора.

1.4  Особенности речевого поведения

Речевое поведение проявляется в процессе общения и имеет следующие характеристики: тембр голоса, манера речи; скорость речи, громкость голоса; произношение слов, артикуляция; окраска звучания голоса, модуляция речи, ритмичное говорение.

Голос, манера речи сильно влияют на общее впечатление, которое производит собеседник в процессе общения. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, внутреннего состояния и возраста человека, основывающихся только на голосе и манере говорить.

Информация о работе Средства выразительности в публичном выступлении