Средства выразительности в публичном выступлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:15, реферат

Краткое описание

Цель работы – описание средств выразительности речи в публичном выступлении.
Задачи:
– изучение учебной, психологической и научной литературы по теме;
– выявление основных выразительных средств монологической речи.
Объект – культура речи, предмет – средства выразительности в публичном выступлении.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы построения монологической речи. 4
1.1 Особенности публичного выступления. 4
1.2 Средства выразительности монологической речи в выступлении. 6
1.3 Стилистические формы выразительности речи. 7
1.4 Особенности речевого поведения 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16

Файлы: 1 файл

реферат по речи.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Значительная часть  людей размышляет во время беседы над содержанием своих слов больше, чем над способом, каким они  произносятся. Речевое поведение  является источником нефальсифицированной информации и имеет на практике большое значение для верного понимания мыслей и намерений собеседника.

В интонации речи сочетаются мелодия (модальность), тембр, громкость  голоса, темп разговора, паузы, интонационные  и смысловые ударения. Фактически все элементы интонации, характеризующие речевое поведение, могут быть объективно измерены.

Скорость речи соответствует  господствующему состоянию темперамента. Ее трудно произвольно изменить, в  лучшем случае это можно сделать  лишь на короткое время. При истинной внутренней включенности в беседу специфический темп речи снова восстановится.

Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера говорить, быстрый  темп речи указывают на то, что ваш  собеседник — человек темпераментный, импульсивный, живой, уверенный в  себе, беспрепятственно самовыражающийся (при ненарушенном течении речи).

В то же время беспокойная, торопливая, беспорядочная манера говорить, почти всегда сопровождающаяся чрезмерным жестикулированием, и срывающийся  голос свидетельствуют о робости (возможно, только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве, неуправляемости.

Спокойная, медленная  манера говорить указывает на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника. В то же время замедленная  речь может свидетельствовать о  бездеятельности, вялости, тупости, робости.

Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывает на то, что говорящий весь погружен в  предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит. Замедляющаяся  речь (и жестикуляция) свидетельствует  о задумчивости, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком недостатка уравновешенности, возбудимости человека.

Большая или малая  громкость голоса — это проявление, по сути, большой или малой изначальной жизненной силы. В то же время, увеличив или уменьшив громкость, собеседник хочет скрыть свое истинное состояние (например, явно громкий голос нередко призван скрыть слабость и неуверенность).

Большая громкость голоса говорит или об истинной силе побуждений, или о кичливости, или недостаточном владении собой (как в припадке гнева). Малая громкость голоса при спокойном течении речи указывает на стремление «не выходить из себя», сдержанность, скромность, такт, ненавязчивость и в то же время на нехватку жизненной силы, слабость человека; при колеблющемся течении речи можно говорить о робости, боязни «выйти за пределы себя», боязливости, неразговорчивости.

Малые изменения в  громкости указывают на способность  управлять эмоциями (особенно при большой громкости) или же на недостаток живости чувств.

Нерегулярные колебания  слабой громкости голоса могут свидетельствовать  о нехватке жизненных сил, склонности к быстрой капитуляции при  первых же трудностях.

Подчеркивание (акцентирование) указывает на слабую внутреннюю включенность в обсуждаемое дело, недостаток интереса и даже отсутствие душевной живости.

Особенности произношения слов, артикуляции часто создают  впечатление твердого, определенного, четкого, уверенного или же неясного, расплывчатого, неуверенного голоса.

Ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний и частиц (т.е. отчетливая артикуляция) указывают  на внутреннюю дисциплину, осознанную жизненную позицию, в то же время  могут быть отражением недостатка динамики.

Неясное и нечеткое произношение контуров слов (нижняя челюсть не движется совсем или движется мало) указывает  на недостаток критического отношения  к самому себе, уступчивость, неуверенность, мягкость, вялость воли, любовь к покою, отсутствие установки на собеседника в общении.

Тенденция к усилению неясности произношения может быть проявлением стремления к самозащите, скрытности, упрочению своего положения, неопределенности позиции.

Ясная и легко понятная, но не блещущая четкостью артикуляция характерна для естественно и искренне включенного в общение человека, уравновешенного по натуре.

Важную информацию несет  окраска звучания голоса. Особенно большое значение имеют верхние  и нижние тона и звучащие гласные. «Металлически» звучащий голос говорит об энергии и твердости. Елейный, жирно-мягкий голос свидетельствует о изображаемой дружественности, при сильном соскальзывании голоса к фальшивому пафосу.

Вокальная речь (сильное  подчеркивание звучания гласных) указывает  на доминирование темперамента и чувств, добродушие.

Консональная речь (гласные  отступают на второй план перед остро  акцентированными согласными) указывает  на доминирование разума и воли, аналитический склад ума.

Слабая модуляция речи (подъемы и падения высоты тона) действует монотонно, усыпляюще. Монотонный голос всегда подразумевает нечто скрытое, зажатое. Слабая модуляция при сохранении высоты тона указывает на дисциплинированность, деловитость, трезвость, но в то же время может быть индикатором недостатка заинтересованности и живости, отсутствия истинного внутреннего участия, робости, стесненности, страха перед публичными выступлениями.

Сильная модуляция (изменение  высоты голоса в широких пределах) указывает на открытость, большую  эмоциональную восприимчивость, многообразие интересов, внутреннюю живость, богатые и многообразные душевные переживания, богатство настроений при внутренней свободе. Гораздо реже сильная модуляция может отражать недостаток внутренней дисциплины и внутренних переживаний.

Падение высоты тона к концу предложения при прежней громкости голоса может указывать на слабую волю, мягкость, склонность к депрессии.

Ритмичные колебания  мелодии характерны для внешне оживленных, но внутренне уравновешенных людей  со значительными способностями  к творчеству и развитию.

Неритмичные колебания, т.е. неравномерные, немотивированные повышения и падения тона, указывают  на внутреннюю неуравновешенность, отсутствие стабильности в характере.

Ритмичное говорение (ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) отражает богатство чувств, уравновешенность, преимущественно радостное настроение.

Некоторая неравномерность  в ритме отражает живой подвижный  характер, а также зависимость  от эмоций, недостаточный самоконтроль, нерасчетливость, преимущественно  негативное или неустойчивое настроение. Строго цикличное, правильное говорение указывает на жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью работы было описание средств выразительности речи  в публичном выступлении. В работе была проанализирована учебная, психологическая и научная литература по теме, выделены и классифицированы основные средства выразительности в публичном выступлении.

Взаимосвязь между голосом  и характером до сих пор однозначно не установлена, однако можно с высокой степенью вероятности говорить о правильности высказанных положений.

Конечно же, в каждом конкретном случае не нужно терять необходимый  критический подход и самостоятельность  суждений при оценке совокупности невербальных и вербальных источников информации о собеседнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов - М.: Феникс , 2007
  2. Шанова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2004
  3. Максимов В. И. Русский язык и культура речи. Учебник: - М.: Гардарики ,2001.
  4. Блохина Н.Г., Жукова Т.Е., Иванова И.С. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи.-М.: Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2006
  5. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: Учебник - М.: Проспект, 2009

Информация о работе Средства выразительности в публичном выступлении