Организация урока английского языка в компьютерном этапе (на материале старших классов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является обоснование возможностей и преимуществ урока английского языка в компьютерном классе в старших классах.
Объект – урок английского языка в компьютерном классе.
Предмет – возможности и преимущества урока английского языка в компьютерном классе в старших классах.
Задачи исследования:
- изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- дать определение понятию «современный урок»;
- обосновать возможности преимущества урока английского языка в компьютерном классе в старших классах;
- выявить психолого-педагогические условия организации урока английского языка в компьютерном классе в старших классах;
- проанализировать эффективность методов организации урока английского языка в компьютерном классе в старших классах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации урока английского языка в компьютерном классе…………………………………………………………5-25
Современный урок английского языка в отечественной и зарубежной методиках……………………………………………………………….......5
Психолого-педагогические условия организации урока английского языка в компьютерном классе………………………………………......14
Особенности функции учителя английского языка на уроке с применением компьютера……………….............................................21
1.4. Выводы по Главе 1………………………………………………………….25
Глава 2. Методика организации урока английского языка в компьютерном классе……………………………………………………………………….....26-45
2.1. Организация учебного процесса с использованием интерактивной доски………………………………………………………………………….......26
2.2. Организация урока с использованием Интернет - ресуров……………..37
2.3. Выводы по Главе 2……………………………………………………….....45
Заключение…………………………………………………………………….....47
Список использованной литературы…………………………………………...50

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.58 Кб (Скачать)

По мнению авторов, любой  текст становится электронным средством обучения, если ему задается соответствующая функция и устанавливается конкретная последовательность действий.

На экране компьютера представлен  текст ошибками и следующее задание:

Отдельные строчки  текста содержат одно лишнее слово; найдите  и удалите ненужное.

Leonardo da Vinci has lived

in Italy in the fifteenth and

sixteenth centuries. He was a

student in Florence from where

he studied  painting, sculpture

and the design. He began a lot

of paintings abroad, but did not

finish many of them. His picture

of the Mona Lisa is the most

famous portrait in the world.

Leonardo was interested in many things. He easily wanted to know about everything he saw. He examined the human body, wrote

jazz music and designed a riding flying machine 400 years before

the first one flew. Many people

did not understand his ideas. It

is difficult to think what that one

man could do so much.

has




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамматическое  задание: Прочитайте текст (дан в компьютерном виде) и отгадайте, о каком животном идет речь. Найдите в тексте глаголы в настоящем неопределенном времени и подчеркните/ выделите цветом/ увеличьте размер шрифта у окончания III лица единственного числа –s.

This animal is the largest member of the cat family. It lives in Asia and India. It has thick yellow fur with dark stripes. It prefers jungles, climbs trees and likes to swim in the river. The animal eats a large number of cattle, horses, sheep and goats. It kills an ox about every five days, or from 60 to 70 a year. But it never attacks a large bear or an elephant! What animal is it?


 

Задание на развитие письменной речи: Перед учащимися ставится задание написать в компьютерном варианте коллективное эссе. Данное задание, как утверждают авторы, является хорошим средством обучения не только иностранному языку, но и умениям работать с «текстовым редактором».

Первый этап

    Учащимся сначала дают  прослушать серию звуков, вызывающих  у них определенные ассоциации, или музыкальный отрывок, звучащий 2-3- минуты и навевающий воспоминания. Затем их просят, закрыв глаза,  представить, что происходит, как  если бы они смотрели фильм,  и описать свои ощущения.

Второй этап

    После перехода в компьютерный  зал школьники садятся за компьютеры  парами. Повествование начинает  первая пара, их текст пересылается  на компьютер второй пары, которая  продолжает повествование и т.д.  Но учитель каждый раз предлагает  конкретную схему высказывания, например:

  1. Опишите сцену и персонажей.
  2. С чего все начинается?
  3. Что происходит в результате чего?
  4. Какие новые персонажи появляются и что они делают?
  5. Чем заканчивается история?

    Окончательная версия  возвращается школьникам, которые  начинали эссе.

Они редактируют текст и распечатывают  его для всех.

Третий этап

    На последней стадии  – стадии сопоставления и анализа  – предъявляются все эссе, составленные  участниками данного процесса.


 

Перейдем к анализу  опыта Г.Дадни и Н.Хокли в области развития у школьников поисковых умений. Этому, с их точки зрения, способствуют задания, включающие посещение веб-сайтов.

Как известно, что Интернет представляет собой неиссякаемый источник содержательной информации, расширяющей  коммуникативное и общеобразовательное  пространство учеников. По сути, это  готовый сборник аутентичных  материалов, хранилище знаний, которые  вряд ли в таком объеме были доступны нам ранее. При подготовке к уроку  следует отбирать аутентичные сайты  в соответствии с языковым уровнем  и возрастными интересами учащихся. Текст должен иметь четкую структуру  и логичные связи между абзацами, размещаться небольшими порциями на странице и не быть перегруженным  незнакомыми лексическими единицами. Авторы особо подчеркивают следующее: несмотря на то, что ученик знает, как  пользоваться онлайновыми словарями, он не должен «увязнуть» в них поисках  значений новых слов. Поэтому в  анализируемой книге учителям рекомендуется при выборе медиаобъектов для учебных целей отвечать на следующие вопросы:

  • Соответствует ли материал аналогичным веб-сайтам и энциклопедиам?
  • Представляет ли он интерес с точки зрения речевого и социокультурного опыта адресата, достигаемого им на конкретном этапе овладения новой лингвокультурой?
  • Насколько тексты информативны?
  • Актуальны ли тексты с точки зрения современного языкового сознания носителей языка?
  • Когда последний раз обновлялся сайт? (Следует обратить внимание на информацию, имеющуюся в верхней/ нижней части страницы.).

Авторы отмечают, что из ряда поисковых систем, таких как  Yahoo!, Google, Ask и Yandex, самой популярной является Yandex, которая располагает двенадцатью миллиардами веб-страниц. Но чтобы научить учащихся пользоваться этими системами, им предлагается участие в небольшой викторине [Dudeney G. & Hockly N. How to teach English with technology. – Pearson Longman, 2007, p.32], которая представлена ниже:

Задание: Используя Интернет, найдите следующую информацию.

  • Who is the director 0f the movie “North by Northwest”?
  • Who is the author of “Of Mice and Men”?
  • What country won the 1986 FIFA World Cup?
  • What’s the name of the President of the World Bank?
  • What’s the capital of Scotland?
  • What’s the nationality of the architect of “La Pedrera”?

На выполнение викторины  дается определенное время, т.е. игра прекращается в тот момент, когда одна из команд первой завершит задание. Остальным  ученикам необходимо оказать помощь в процессе поиска. Именно в этот момент важно дать оценку отобранным учащимися веб-страницам и экстраполировать общие выводы на всю группу. Например, с вопросами, относящимися к области кинематографии, лучше обращаться к сайту Internet Movie Database (www.imdb.com), а не к поисковой системе. Что касается книг, то любую информацию можно легко найти на сайте Amazon (www.amazon.com), в то время как сведения о кубке мира по футболу – на сайте FIFA (www.fifa.com).

Планирование урока, нацеленного  на поиск сети Интернет, не очень  отличается от планирования традиционного  занятия, где компьютерные технологии играют вспомогательную роль. Предварительный  отбор материалов в Интернете  производится с учетом типа и жанра  текстов, способа подачи информации и др. уровень тестов должен соответствовать  изученному ранее изученному языковому  материалу. Что касается тематики материалов, она должна интегративно входить  в учебный план курса, вызывать школьников на размышление, вырабатывать критический  взгляд на пройденный материал и стимулировать  осуждение прочитанного/ услышанного  на веб-сайте.

Речевая зарядка, которая  служит подготовительным этапом к посещению  веб-сайта, проводится в обычной  аудитории и предназначена для  того, чтобы выявит, какие сведения известны учащимся по данному вопросу  и стоит ли вообще использовать Интернет.

Второй этап посвящается  посещению веб-сайта. Необходимо заметить, что урок должен быть тщательно спланирован. Переход в компьютерный класс  таит в себе угрозу срыва, если техническому обеспечению не было уделено должное  внимание заранее. Идеальный вариант  размещения компьютеров в классе, позволяющий контролировать работу учащихся, - расположить их вдоль классной комнаты, в то время как стол книгами и словарями – в середине класса. Следует быть готовыми к тому, что содержание найденных учениками медиа – объектов на уроке окажется неподходящим для обсуждения. Следовательно, имеет смысл сохранить несколько веб-сайтов в жестком диске. Нередко, оказавшись в плену у Интернета, его пользователи теряют ощущение времени, поэтому целесообразно поставить перед ними четко очерченную задачу и ограничить ее решение определенными временными рамками.

Как только необходимая информация извлечена, школьники возвращаются в аудиторию, чтобы перейти к  заключительной, третьей части урока  – выполнению заданий на основе полученной информации.

Пример проектной  работы

Учащиеся получают задание  провести поисковую работу по теме: «Звезды кино». Для этого предлагается использовать веб-сайт ВВС, в частности, секцию ВВС Radio 4 “Best of the Film Programme”.

Проект по поиску в сети Интернет:

Звезды кино

Тема

Изучение социо-культурных портретов современников – носителей языка.

Цель

Сбор информации о приемах организации  и построения интервью как межкультурного взаимодействия на социальном уровне.

Контингент учащихся

Ученики старших классов, достигшие  уровня “Pre-Intermediate”.

Длительность проекта

Три урока по 45 минут каждый день.


 

Работа может проходить  в три этапа:

1.Речевая зарядка

Учащиеся расспрашивают друг друа о любимых фильмах и актерах; о том, когда они были в кино в последний раз; обсуждают, у какой кинозвезды предпочли бы взять интервью при первой возможности.

2.Посещение сайта

Аудиозаписи заархивированы на сайте  ВВС по годам. Прежде чем начать прослушивание  интервью с актером/ актрисой, ученики  получают задание проследить, как  построено интервью, и письменно  ответить на вопросы:

- Кто принимал участие в интервью?

- Какие темы затрагивались?

- Какие составные части интервью  можно выделить (вступление, вопросы и комментарий, выводы)?

- как реагировал на вопросы  интервьюируемый?

- Какая дополнительная информация  была им представлена?

Важно, чтобы коммуниканты запомнили полезные выражения из звучащих фрагментов. 

3.Выполнениезаданий на основе  полученной информации.

Учащиеся делятся новыми сведениями о знаменитых актерах, затем высказывают  пожелания о том, с какими еще  фактами они хотели бы ознакомиться, помимо тех, что содержатся в аудиофрагментах. Учитель записывает на доске выделенную учащимися функциональную лексику. Затем школьники делятся на пары для проведения ролевой игры «Интервью со звездами». В качестве домашнего задания они составляют в письменной форме репортаж со съемочной площадки для газеты/ журнала – в виде отчета, подготовленного для отправки в редакцию по электронной почте.


 

Г.Дадни и Н.Хокли считают,  что задача, связанная с развитием поисковых умений, актуальна и для младших школьников. Но они справедливо полагают, что выбор веб-сайтов для данного контингента учащихся достаточно ограничен. Поэтому авторы рекомендуют использовать веб-энциклопедию Википедия, в которой содержатся тысячи разных статей, отражающих фактические сведения об известных людях, городах, культурных памятниках и веках в истории человечества. Подобные факты могут служить хорошей отправной точкой, например, для составления афиши или плаката.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Организация  учебного процесса с использованием  Интернет- ресурсов

Под Интернет – технологией в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет. Иными словами, Интернет – технологии – использование сети Интернет в обучении иностранному языку.

В дидактическом плане  сеть Интернет включает в себя, по меньшей  мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К формам телекоммуникации относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео- , веб – конференции и т.д.

Информационные ресурсы  сети Интерне содержат текстовый, аудио  – и визуальный материал по различной  тематике на разных языках.

Учебные Интернет- ресурсы  направлены на обучение учащихся работать ресурсами сети Интернет. В отличие от форм телекоммуникации учебные Интернет – ресурсы создаются исключительно для учебных целей. Они могут быть разработаны по различным предметам, включая иностранный язык.

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет –ресурсов: хотлист ( hotlist), трежа хант ( treasure hunt), сабджект сэмплa ( subject sampler), мультимедиа скепбук (multimedia scrabook )  и веквест (webquest). 

Раскроем структуру и  методическое содержание каждого из пяти видов учебных Интернет –  ресурсов.

Хотлист от английского “hotlist” – «список по теме» представляет собой список интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен  в процессе оучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Всё, что нужно, - это лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета, и вы получите нужный хотлист.

Например:

Тема: “Christmas traditions in the USA”

Хотлист:

http://www.crewsnest.vispa.com/journeyusa.htm

http://cgristmasintheusa.com/

http://allthingscgristmas.com/

traditions/ Christmas-usa/php

 


 

Мультимедиа скрепбук  от английского «multimedia scrapbook”  - «мультимедийный черновик» представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, скрепбука содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрепбука могут быть легко скачены учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определенной темы.

         Например:

http: //www.voanews.com/mediaasets/soecialenglish/2006_12/Audio/mp3/

se-mosaic-22dec06,mp3 (Not Celebrating Christmas, Hanukkah or Kwanzaa?

Try Festivus)

http: //www.voanews.com/mediaasets/soecialenglish/2006_12/Audio/mp3/

se-tia-christmas-traditions.mp3 (Christmas in America: Music and Traditions of a Merry Season

Картинки:

http://www/amazing-christmas-ideas.com/candy-christmas-tree.html (Christmas Tree decorations)

http://www.radio.weblogs.com/0104723/My%20Pictures/Christmas%20Stockigs%20hung%20with%20care.jpg (Christmas  stockings)

http://www.painetworks.com/pages/ec/ec0134.html (fireplace decorations on Christmas)

http://www.family.webshots.com/photo/1055454583010148117JeJYXR (Christmas house decorations)

Информация о работе Организация урока английского языка в компьютерном этапе (на материале старших классов)