Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:03, курсовая работа
Целью нашей работы является обоснование возможностей и преимуществ урока английского языка в компьютерном классе в старших классах.
Объект – урок английского языка в компьютерном классе.
Предмет – возможности и преимущества урока английского языка в компьютерном классе в старших классах.
Задачи исследования:
- изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- дать определение понятию «современный урок»;
- обосновать возможности преимущества урока английского языка в компьютерном классе в старших классах;
- выявить психолого-педагогические условия организации урока английского языка в компьютерном классе в старших классах;
- проанализировать эффективность методов организации урока английского языка в компьютерном классе в старших классах.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации урока английского языка в компьютерном классе…………………………………………………………5-25
Современный урок английского языка в отечественной и зарубежной методиках……………………………………………………………….......5
Психолого-педагогические условия организации урока английского языка в компьютерном классе………………………………………......14
Особенности функции учителя английского языка на уроке с применением компьютера……………….............................................21
1.4. Выводы по Главе 1………………………………………………………….25
Глава 2. Методика организации урока английского языка в компьютерном классе……………………………………………………………………….....26-45
2.1. Организация учебного процесса с использованием интерактивной доски………………………………………………………………………….......26
2.2. Организация урока с использованием Интернет - ресуров……………..37
2.3. Выводы по Главе 2……………………………………………………….....45
Заключение…………………………………………………………………….....47
Список использованной литературы…………………………………………...50
Применительно к практическому обоснованию урока английского языка в компьютерном классе в образовательном процессе это означает:
-тщательно отработанную мотивацию обучения не только «принудительного» характера (оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом;
-оценку по конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчества в процессе обучения;
-индивидуальный подход к обучаемому и его адаптацию в процессе обучения.
Урок в компьютерном классе рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности учащегося, причем ему придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания.
Использование мультимедийных технологий (МТ) в уроке в компьютерном классе - разновидность процесса управления познавательной деятельностью.[Матрос, 2004:384]
При разработке уроков с применением мультимедийных технологий нельзя становиться на упрощенную точку зрения, полагая, что техническое средство само управляет сложными психологическими процессами, один из которых - обучение человека. Урок в компьютерном классе с применением МТ- только средство и посредник между учителем и учеником, а управление познавательной деятельностью происходит только в пределах модели, избранной преподавателем для проведения занятий по английскому языку.
МТ как технические
средства обучения развиваются в
рамках существующего учебного процесса,
поэтому должны в большей или
меньшей степени быть совместимыми
с этим процессом, но в то же время
создаваемые или созданные МТ
могут активно влиять на изменения
не только методики преподавания, но и
целиком на всю технологию учебного
процесса. Реализация новых видов
управляющих воздействий в
В условиях существующей организации
учебного процесса, принятой за основу
для его последовательного
Необходимость в МТ на уроках
английского языка в старших
классах возникает в том
Возможность применения МТ
на уроках появляется в том случае,
когда выполняемые учителем и
старшеклассником задачи могут быть
в достаточной степени
Принципиальное отличие
МТ от любой другой системы обучения
состоит в том, что необходима
безусловная и достаточная
Управление обучением включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащегося и контроль за этой деятельностью. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих воздействий, т.е. на дальнейшую организацию деятельности. В свою очередь, организация определенной деятельности требует и определенной формы контроля, и конкретного способа регистрации этой деятельности. Возможны сочетания этих процессов и переходы от одного к другому.
1.3. Особенности функций учителя английского языка в учебном процессе с применением ПК
Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль обучения материала, коррекция процесса обучения. [Матроса,2004: 276].
Рассмотрим кратко особенности реализации этих функций.
Функция отбора материала
и заданий является наиболее сложной
и творческой. Здесь главенствующую
роль играет опыт преподавателя, глубина
знания им предмета. Основными требованиями
при реализации этой функции являются
необходимость четкого
Планирование процесса обучения
с применением ПК должно осуществляться,
как отмечалось выше, в направлении
его максимальной индивидуализации.
Индивидуализация учебного процесса может
производиться: по последовательности
представления изучаемых
Психолог Е. И. Машбиц считает целесообразным разделить понятия «индивидуальное» и «индивидуализированное» обучение.
Индивидуальным он предлагает считать обучение, которое осуществляется по принципу: один обучаемый - один компьютер. Поскольку компьютер чаще используется при групповом обучении и коллективной деятельности учащихся, он далеко не всегда выступает как средство индивидуального обучения.
Индивидуализированное обучение
- это обучение, при котором предполагается
в максимальной степени учитывать
особенности данного учащегося. Индивидуализированным
в полном смысле слова следует считать
обучение школьника не по усредненному
стандарту, а в соответствии с некоторой
моделью, в которой отражены его психологические
особенности. Причем эти модели предварительно
должны быть введены в обучающую систему
и в процессе обучения могут уточняться
и видоизменяться.
Таким образом, чтобы обучение могло быть
индивидуализированным, оно должно быть
индивидуальным. Подавляющее большинство
специалистов-футурологов, организаторов
науки и производства считает, что в этом
вопросе будущее - за компьютерами.
В настоящее время компьютер
со всеми его возможностями
Пока не совсем ясно, как повлияет компьютеризация на поведение, моральные нормы, психику и жизнь будущих поколений. Но уже сейчас очевидно, что учащиеся относятся к работе с ПК по-разному. Педагоги и психологи, специализирующиеся в области компьютеризации, подчеркивают важность формирования положительного отношения учащихся к компьютеру.
Применение ПК позволяет
планировать различные схемы
прохождения учебных задач, расчленять
сложные задачи на составные элементы
разного уровня, практиковать наиболее
рациональные формы их сочетания. Возможность
простой и объективной
Применение компьютерной техники представляет возможность использования многообразных форм предъявления материала. Аппаратных и программных возможностей ПК вполне достаточно для эффективного введения диалога и обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов, формул, рисунков, движущихся объектов и т. п. Предъявление информации может вестись в различном временном темпе (с адаптацией под конкретный возраст и даже под конкретного ученика). При этом естественным образом обеспечивается возможность сигнального выделения сюжетно важной информации (изменение цветности, мерцание, подчеркивание, негатив и т. п.).
Последовательность фаз
основного цикла прохождения
информации, необходимая для
-получение и осмысление новой учебной информации,
-выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ,
-проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения практических работ,
-разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по их предупреждению в дальнейшей деятельности,
-рассмотрение возможностей практического применения знаний, полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).
В полном объеме реализация данной последовательности с использованием традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом обучении с широким использованием ПК.
Индивидуализация обучения является первым, но не единственным шагом на пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом является также реализация не только индивидуального, но и дифференцированного подхода в обучении. Следует отметить, что средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала. Алгоритм обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по обучающей программе становится возможным только при полном выполнении требуемого набора заданий.
В первом варианте (при дифференциации по времени) ученики, полностью выполнившие задания по текущему разделу, могут сразу же получить разрешение на переход к следующему разделу курса, а допустившие ошибки проходят через процедуру повторения материала. Очевидно, что в зависимости от характера сделанных ошибок эта процедура может быть индивидуализирована. Те из них, для которых это оказывается посильным, получают разрешение на переход к изучению следующего раздела. Для наиболее слабых учеников реализуется «дополнительная помощь», самым квалифицированным вариантом которой является помощь преподавателя. Предложенный алгоритм позволяет гарантировать овладение программой обучения каждому ученику, но в разные промежутки времени.
Во втором варианте (при дифференциации по объему материала) ученики, сэкономившие время при прохождении основного материала, получают возможность овладеть существенно большим объемом знаний и умений без дополнительных временных затрат. Естественно, что при этом им дается возможность ознакомления с материалом существенно более высокого уровня сложности.
Таким образом, средства вычислительной
техники создают условия
1.4.Выводы по главе I
Урок – минимальная
организационная единица
Глава 2. Методика организации урока английского языка в компьютерном классе
2.1. Организация
учебного процесса с
За рубежом компьютерное обучение языкам (Computer Assisted Language Learning – CALL) – отдельная, специфическая область знаний со своей методикой, программными средствами, целями и задачами.
Формированию у школьников технических навыков работы на компьютере способствуют, по мнению авторов Г.Дадни и Н. Хокли, задания, требующие применение программы “Word Processor”, или «текстовый редактор». Данная программа позволяет использовать широкие проекционные и демонстрационные возможности компьютера скроллинг (движение текста и/ или изображения в вертикальном или горизонтальном направлении) в рамках экрана, создание или конфигурование экранных объектов, манипулирование мультимедийными объектами, отправка электронной почты, прикрепление файлов и др.
Залогом создания эффективных электронных средств обучения является перенос печатных материалов и учебных заданий в компьютер. С помощью программы «текстовый редактор» могут выполняться задания, нацеленные на развитие лингвистической компетенции, которые ранее выполнялись на бумаге, в частности: