Организация урока английского языка в компьютерном этапе (на материале старших классов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является обоснование возможностей и преимуществ урока английского языка в компьютерном классе в старших классах.
Объект – урок английского языка в компьютерном классе.
Предмет – возможности и преимущества урока английского языка в компьютерном классе в старших классах.
Задачи исследования:
- изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- дать определение понятию «современный урок»;
- обосновать возможности преимущества урока английского языка в компьютерном классе в старших классах;
- выявить психолого-педагогические условия организации урока английского языка в компьютерном классе в старших классах;
- проанализировать эффективность методов организации урока английского языка в компьютерном классе в старших классах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации урока английского языка в компьютерном классе…………………………………………………………5-25
Современный урок английского языка в отечественной и зарубежной методиках……………………………………………………………….......5
Психолого-педагогические условия организации урока английского языка в компьютерном классе………………………………………......14
Особенности функции учителя английского языка на уроке с применением компьютера……………….............................................21
1.4. Выводы по Главе 1………………………………………………………….25
Глава 2. Методика организации урока английского языка в компьютерном классе……………………………………………………………………….....26-45
2.1. Организация учебного процесса с использованием интерактивной доски………………………………………………………………………….......26
2.2. Организация урока с использованием Интернет - ресуров……………..37
2.3. Выводы по Главе 2……………………………………………………….....45
Заключение…………………………………………………………………….....47
Список использованной литературы…………………………………………...50

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.58 Кб (Скачать)

Применительно к практическому  обоснованию урока английского  языка в компьютерном классе в  образовательном процессе это означает:

-тщательно отработанную мотивацию обучения не только «принудительного» характера (оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом;

-оценку по конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчества в процессе обучения;

-индивидуальный подход к обучаемому и его адаптацию в процессе обучения.

Урок в компьютерном классе рассматривается как обучение с  учетом конечных результатов деятельности учащегося, причем ему придается  характер устойчивого, целенаправленного  и эффективного процесса познания.

Использование мультимедийных технологий (МТ)  в уроке в компьютерном классе - разновидность процесса управления познавательной деятельностью.[Матрос, 2004:384]

При разработке уроков с  применением мультимедийных технологий нельзя становиться на упрощенную точку  зрения, полагая, что техническое  средство само управляет сложными психологическими процессами, один из которых - обучение человека. Урок в компьютерном классе с применением МТ- только средство и посредник между учителем и учеником, а управление познавательной деятельностью происходит только в пределах модели, избранной преподавателем для проведения занятий по английскому языку.

МТ как технические  средства обучения развиваются в  рамках существующего учебного процесса, поэтому должны в большей или  меньшей степени быть совместимыми с этим процессом, но в то же время  создаваемые или созданные МТ могут активно влиять на изменения  не только методики преподавания, но и  целиком на всю технологию учебного процесса. Реализация новых видов  управляющих воздействий в условиях применения МТ в значительной степени  упрощается благодаря индивидуализации обучения и возможностям быстрого контроля знаний как нового материала, так и любого пройденного.

В условиях существующей организации  учебного процесса, принятой за основу для его последовательного совершенствования  и повышения качества усвоения нового материала на уроках английского  языка, нужно выделить критерии необходимости, возможности и целесообразности использования МТ [Матрос, 2004:395].

Необходимость в МТ на уроках английского языка в старших  классах возникает в том случае, когда используемые методы, способы, приемы не обеспечивают достижения поставленной педагогической цели за минимально возможное  время.

Возможность применения МТ на уроках появляется в том случае, когда выполняемые учителем и  старшеклассником задачи могут быть в достаточной степени формализованы  и адекватно воспроизведены с  помощью технических средств, при  условии выполнения требований по качеству достигаемого результата.

Принципиальное отличие  МТ от любой другой системы обучения состоит в том, что необходима безусловная и достаточная активность управляемого субъекта. Учащийся, получая  информацию из обучающей программы, вводит новую информацию в виде ответов, вопросов и просьб о помощи.

Управление обучением  включает в себя два взаимосвязанных  процесса: организацию деятельности учащегося и контроль за этой деятельностью. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих воздействий, т.е. на дальнейшую организацию деятельности. В свою очередь, организация определенной деятельности требует и определенной формы контроля, и конкретного способа регистрации этой деятельности. Возможны сочетания этих процессов и переходы от одного к другому.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности функций учителя английского языка  в учебном процессе с применением ПК

Основными функциями преподавателя  в учебном процессе с применением  ПК являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль обучения материала, коррекция процесса обучения. [Матроса,2004: 276].

Рассмотрим кратко особенности  реализации этих функций.

Функция отбора материала  и заданий является наиболее сложной  и творческой. Здесь главенствующую роль играет опыт преподавателя, глубина  знания им предмета. Основными требованиями при реализации этой функции являются необходимость четкого выделения  главных и второстепенных моментов в дисциплине, и дифференциация материала  по степени сложности.

Планирование процесса обучения с применением ПК должно осуществляться, как отмечалось выше, в направлении  его максимальной индивидуализации. Индивидуализация учебного процесса может  производиться: по последовательности представления изучаемых понятий, по методу изложения материала (индукция, дедукция), по уровню научности материала, глубине материала, по времени обучения, по предлагаемым разъяснениям и справочным материалам. Необходимо обратить внимание на то, что   индивидуализация учебного процесса является в последнее время одной из ведущих идей школьного обучения. Становится все более очевидным, что школа должна, опираясь на индивидуальные особенности учащихся, подготавливать их к той сфере жизнедеятельности, к которой они наиболее расположены,  и в которой смогут принести наибольшую пользу обществу.

Психолог Е. И. Машбиц  считает целесообразным разделить понятия «индивидуальное» и «индивидуализированное» обучение. 

Индивидуальным он предлагает считать обучение, которое осуществляется по принципу: один обучаемый - один компьютер. Поскольку компьютер чаще используется при групповом обучении и коллективной деятельности учащихся, он далеко не всегда выступает как средство индивидуального обучения. 

Индивидуализированное обучение - это обучение, при котором предполагается в максимальной степени учитывать  особенности  данного учащегося. Индивидуализированным в полном смысле слова следует считать обучение школьника не по усредненному стандарту, а в соответствии с некоторой моделью, в которой отражены его психологические особенности. Причем эти модели предварительно должны быть введены в обучающую систему и в процессе обучения могут уточняться и видоизменяться.  
Таким образом,  чтобы обучение могло быть индивидуализированным, оно должно быть индивидуальным. Подавляющее большинство специалистов-футурологов, организаторов науки и производства считает, что в этом вопросе будущее - за компьютерами.

В настоящее время компьютер  со всеми его возможностями выступает  в школе в двух ролях: как предмет  изучения, и как техническое средство обучения. [Ефременко, 2007: 18].

Пока не совсем ясно, как  повлияет компьютеризация на поведение, моральные нормы, психику и жизнь будущих поколений. Но уже сейчас очевидно, что учащиеся относятся к работе с ПК по-разному. Педагоги и психологи, специализирующиеся в области компьютеризации, подчеркивают важность формирования положительного отношения учащихся к компьютеру.

Применение ПК позволяет  планировать различные схемы  прохождения учебных задач, расчленять сложные задачи на составные элементы разного уровня, практиковать наиболее рациональные формы их сочетания. Возможность  простой и объективной статистической оценки временных затрат на различных  стадиях обучения позволяет оптимизировать дозирование заданий.

Применение компьютерной техники представляет возможность использования многообразных форм предъявления материала. Аппаратных и программных возможностей ПК вполне достаточно для эффективного введения диалога  и обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов, формул, рисунков, движущихся объектов и т. п. Предъявление информации может вестись в различном временном темпе (с адаптацией под конкретный возраст и даже под конкретного ученика).  При этом естественным образом обеспечивается возможность сигнального выделения сюжетно важной информации (изменение цветности, мерцание, подчеркивание, негатив и т. п.).

Последовательность фаз  основного цикла прохождения  информации, необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся, состоит из пяти стадий: [Ефременко, 2007: 23]

-получение и осмысление новой учебной информации,

-выполнение  тренировочных заданий и самостоятельных работ, 

-проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения практических работ,

-разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по их предупреждению в дальнейшей деятельности,

-рассмотрение возможностей практического применения знаний, полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).

В полном объеме реализация данной последовательности с использованием традиционных методов обучения практически  невозможна, а реально осуществима  только в условиях индивидуального  обучения, или при классно-групповом  обучении с широким использованием ПК.

Индивидуализация  обучения является первым, но не единственным шагом на пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом является также реализация не только индивидуального, но и дифференцированного подхода в обучении. Следует отметить, что средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и качества выполнения заданий. Становится возможной  дифференциация не только по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала.             Алгоритм обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по обучающей программе становится возможным только при полном выполнении требуемого набора заданий.

В первом варианте (при дифференциации по времени) ученики, полностью выполнившие  задания по текущему разделу, могут  сразу же получить разрешение на переход  к следующему разделу курса, а  допустившие ошибки проходят через  процедуру повторения материала. Очевидно, что в зависимости от характера  сделанных ошибок эта процедура  может быть индивидуализирована. Те из них, для которых это оказывается  посильным, получают разрешение на переход  к изучению следующего раздела. Для  наиболее слабых учеников реализуется  «дополнительная помощь», самым  квалифицированным  вариантом которой является помощь преподавателя. Предложенный алгоритм позволяет гарантировать овладение программой обучения каждому ученику, но в разные промежутки времени.

Во втором варианте (при  дифференциации по объему материала) ученики, сэкономившие время при прохождении  основного материала, получают возможность  овладеть существенно большим объемом знаний и умений без дополнительных временных затрат. Естественно, что при этом им дается возможность ознакомления с материалом существенно более высокого уровня сложности.

Таким образом, средства вычислительной техники создают условия индивидуального  продвижения вперед по изучаемому материалу  в обычной аудитории, не нарушая  традиционной групповой  структуры занятий в целом.

1.4.Выводы по  главе I

Урок – минимальная  организационная единица учебного процесса. Серия уроков, объединенных одной темой, называется системой уроков, под которой понимают совокупность уроков, обеспечивающих формирование речевых умений и навыков применительно  к определенной теме и на основе определенного языкового или  речевого материала. Урок иностранного языка, как и другие уроки, должен реализовывать общеобразовательные  и воспитательные цели применительно  к конкретным условиям обучения. При  планировании учитываются различные  характеристики класса и возрастной группы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика организации урока английского  языка в компьютерном классе

2.1. Организация  учебного процесса с использованием  интерактивной доски

За рубежом компьютерное обучение языкам (Computer Assisted Language Learning – CALL) – отдельная, специфическая область знаний со своей методикой, программными средствами, целями и задачами.

Формированию у школьников технических навыков работы на компьютере способствуют, по мнению авторов Г.Дадни и Н. Хокли, задания, требующие применение программы “Word Processor”, или «текстовый редактор». Данная программа позволяет использовать широкие проекционные и демонстрационные возможности компьютера скроллинг (движение текста и/ или изображения в вертикальном или горизонтальном направлении) в рамках экрана, создание или конфигурование экранных объектов, манипулирование мультимедийными объектами, отправка электронной почты, прикрепление файлов и др.

Залогом создания эффективных  электронных средств обучения является перенос печатных материалов и учебных  заданий в компьютер. С помощью  программы «текстовый редактор»  могут выполняться задания, нацеленные на развитие лингвистической компетенции, которые ранее выполнялись на бумаге, в частности:

  • Задание на множественный выбор, на проверку понимания значения слов;
  • Перестановка слов во фразе и заполнение пробелов в предложении, служащие развитию языковой догадки;
  • Переструктурирование предложений/ восстановление логичности построения текста;
  • Составление заголовков к отдельным абзацам текста и др.

Информация о работе Организация урока английского языка в компьютерном этапе (на материале старших классов)