Формирование языковой компетенции при обучении лексики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла. Сейчас, как, никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками. Уровень сформированности коммуникативных компетенций напрямую зависит от качества овладения, в том числе и лексической стороной речевой деятельности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………. с.3
Глава I. Введение лексического материала на этапах обучения
1.1. Роль и место лексического аспекта обучения английского языка…………
1.2. Требования школьной программы к объему лексического материала
1.3. Принципы отбора лексического материала……………………………………………
1.4. Активный и пассивный лексический словарь…………………………………………
1.5. Упражнения, используемые при обучении лексики……………………………….
Глава II. Основной этап обучения лексических единиц
2.1. Ориентировочно-подготовительный этап………………………………………….
2.2. Этап пассивного закрепления соответственных лексических языковых упражнений
Выводы………………………………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Областное государственное  образовательное учреждение

Среднего  профессионального образования

Ульяновский социально-педагогический колледж  № 1 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: <<Теория и методика преподавания

иностранного  языка>>

на тему:

«Формирование языковой компетенции при обучении лексики» 
 

                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                     Выполнила:                                                                                                                                  Студентка 4 курса                                                                                                                                                 42 группы                                                                                                                                      Радиковская Анна                                                                                                                                                 Руководитель:                                                                                                                                                       Абайдулова Р.Г.

                                                                                                                                       
 

Ульяновск

2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………. с.3

Глава I. Введение лексического материала на этапах обучения

1.1. Роль и место лексического аспекта обучения английского языка…………

1.2. Требования школьной программы к объему лексического материала

1.3. Принципы отбора лексического материала……………………………………………

1.4. Активный и пассивный лексический словарь…………………………………………

1.5. Упражнения, используемые при обучении лексики……………………………….

Глава II. Основной этап обучения лексических единиц

2.1. Ориентировочно-подготовительный этап………………………………………….

2.2. Этап пассивного закрепления соответственных лексических языковых упражнений

Выводы………………………………………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………………………………..

Приложения………………………………………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Тема данного исследования: «Формирование языковой компетенции при обучении лексики».

       В современном обществе возрастает  роль интернационального воспитания. И здесь предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла. Сейчас, как, никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками. Уровень сформированности коммуникативных компетенций напрямую зависит от качества овладения, в том числе и лексической стороной речевой деятельности.

       Обучение иностранному языку это, прежде всего, обучение правильному пониманию и употреблению его слов, лексики.

       Актуальность данного исследования заключается в том, что лексический навык (лексика) является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которой и является основной задачей обучения иностранному языку.

       Однако, такому ее важному компоненту, как языковая компетенция в  последнее время не уделяется  должное внимание со стороны исследователей. Проблема заключается в противоречии между несоответствием большого объема лексики и маленьким выбором упражнений, который не позволяет ту или иную темы.

       Объектом данного исследования является процесс формирования языковой компетенции при обучении иностранного языка.

       Предметом исследования является методика формирования лексического аспекта языковой компетенции при обучении иностранного языка.

       Основной целью обучения лексики является формирование у учащихся навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Зная лексику, ученик сможет свободно воспользоваться всеми четырьмя видами речевой деятельности.

       Для достижения поставленной  цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучит методическую литературу по данной проблеме.

2. Отобрать основные методические положения формирования лексического аспекта языковой компетенции.

3. Разработать комплекс упражнений, направленный на формирование лексического аспекта языковой компетенции в иностранном языке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Введение лексического материала на этапах обучения 

    1.   Роль и место лексического материала на среднем этапе обучении.
 

Роль лексических  навыков в формировании иноязычной коммуникативной

компетенции. Трудности, связанные с формой, значением  и употреблением слов, пути их предвосхищения и минимизации. Коннотативные особенности  слов, фоновая и безэквивалентная лексика. Способы ознакомления с  ЛЕ и их выбор с учетом потенциальных сложностей. Лексические навыки и умения, роль синтагматических и парадигматических связей слов при их формировании. Система лексических упражнений, направленная на установление различных связей слова. Семантическое поле и факторы, определяющие его динамику. Лексические игры на уроке ИЯ, их роль и значение. Контроль уровня сформированности лексических навыков. 

Проверяемые знания.

-Типология трудностей, обусловленных особенностями формы, значения, употребления лексических единиц (ЛЕ).

-Способы семантизации, определение возможных трудностей, связанных с каждым из них.

-От чего зависит объем и качественные характеристики семантического поля учащихся. Роль синтагматических и парадигматических связей слов в его формировании.

-Упражнения на формирование лексических навыков на уровне слова, словосочетания, предложения, сверхфразового единства.

-Роль и задачи использования лексических игр на уроке ИЯ.

-Способы контроля лексических навыков, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ. 

Формируемые профессиональные умения.

-Выбрать способ семантизации конкретных слов и объяснить свой выбор

-Задавать вопросы, направленные на контроль правильности понимания значения новых слов, а также провоцирующих ее употребление в различных контекстах.

-Обеспечить разнообразные приемы актуализации лексики в различных контекстах и ситуациях.

-Обеспечить постоянное и активное повторение ранее изученных слов в новых контекстах, в связи с решением других речевых задач.

-Фиксировать и правильно исправлять ошибки.

-Сделать учащихся активными участниками процесса обучения, делегировать часть полномочий их взаимообучению и взаимоконтролю, максимально активизировать самостоятельность и поиск новых технологий учения.

-Проверить усвоение лексики различными способами. 

Формы контроля. 

1. Решение  методических задач.

Выполнение  методических контрольных работ  с элементами само-, взаимоконтроля.

Образцы выполнения тестовых заданий на контроль лексических  навыков, принятых в системе международных  экзаменов и анализ трудностей.

Разработка  фрагмента урока по ознакомлению с конкретной группой слов (на материале  УМК по ИЯ для школ).

Составление плана фрагмента урока по актуализации новых слов (разработка системы упражнений, определение степени их коммуникативности, посильности, последовательности и возможностей активизации роли учащихся в процессе обучения и взаимоконтроля).

Анализ лексических  ошибок учащихся (по фрагментам видео-уроков), определение способов их коррекции.

Выделение активного и пассивного словаря  на основе дополнительного текста по теме.

Составление тестовых заданий на контроль лексических  навыков.

Взаимозачет. 

    1. Требования  школьной программы  к объему лексического материала.
 

Среди круга  вопросов, составляющих содержание методики обучения иностранным языкам, проблеме лексического отбора принадлежит одно из ведущих мест. Правильно составленный учебный словарь является необходимым пособием для учителя, так как ориентирует его на строго ограниченный круг лексики, подлежащей усвоению. Лексический минимум представляет собой базу для создания научно обоснованных, преемственно связанных школьных учебников.

Сущность  лексического отбора состоит в том, что из необозримого множества слов и фразеологических словосочетаний иностранного языка отбираются только те, усвоение которых в первую очередь необходимо для достижения поставленных целей обучения. Количественное отношение школьного словаря-минимума к общему словарному составу языка можно продемонстрировать на таком примере: если в одном из наиболее полных словарей английского языка "Webster's New International Dictionary" около полумиллиона слов, то в «Словарь наиболее употребительных слов» вошло не более четырех с половиной тысяч слов. В массовой средней школе, при существующей сетке часов, оказывается возможным изучить еще меньшее количество слов — около

1500 словарных  единиц. В этих условиях отбор  лексики составляет сложную научную  проблему и требует разработки  эффективных приемов отбора.

Обращаясь к словарному составу языка с  целью отбора учебного словаря, методисты сталкиваются с функциональной неоднородностью лексического материала, объясняющейся некоторыми особенностями речевого общения. В ходе речевого общения, представляющего собой единый процесс, проявляются две взаимосвязанные, но разные по характеру стороны речевой деятельности: понимание чужой речи и выражение собственных мыслей.

Реализация  этих сторон осуществляется при использовании  различного по объему и составу лексического материала.

Каждый человек  знает большое количество слов, которые  он понимает, но обычно не употребляет в собственной речи. Эти слова составляют его пассивный словарный запас. Более ограниченным количеством слов он пользуется для выражения своих мыслей, эти слова входят в его активный словарный запас.

Слова пассивного состава всплывают в нашей памяти, когда мы их слышим или читаем. О значении некоторых из них мы догадываемся с большей или меньшей степенью точности. Словами активного состава мы свободно владеем, они всегда находятся «под рукой» и могут быть в любой момент мобилизованы в коммуникативных целях.

Информация о работе Формирование языковой компетенции при обучении лексики