Теории обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:07, реферат

Краткое описание

Воспитанием является процесс формирования личности, процесс целенаправленный и систематический на основе определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрения, поведения и предназначенный для подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, а также создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Различают несколько видов воспитания: умственное, физическое, трудовое, эстетическое.

Файлы: 1 файл

образование.docx

— 30.00 Кб (Скачать)

образование – это не только состояние, но и процесс, совокупность педагогической деятельности, посредством которой достигается образование.

Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:1) физическое воспитание и образование;

2) эстетическое  воспитание;3) трудовое воспитание;

4) умственное  воспитание5) нравственное воспитание.

Воспитанием является процесс формирования личности, процесс целенаправленный и систематический на основе определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрения, поведения и предназначенный для подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, а также создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Различают несколько видов воспитания: умственное, физическое, трудовое, эстетическое.

1. Обучение – это педагогический процесс, направленный на организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими определенными знаниями, умениями и навыками 2. Обучение – процесс, при помощи которого происходит управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. 3. Обучение – это процесс, который взаимосвязывает деятельность педагога и обучающихся, этот процесс протекает в рамках педагогической системы.

под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний,  навыков и умений,  опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности,  подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры  общества.

Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 г.). Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Соотношение между  федеральным и национально-региональным компонентом могут быть различны для разных уровней образования, но федеральный компонент как инвариант призван обеспечить равные права обладателей соответствующих документов на продолжение образования и профессиональную деятельность. 2. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов, представляющие собой современную форму государственного нормирования содержания образования, являются эффективным механизмом, с одной стороны, оптимизации соотнощения национально-региональных и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, с другой стороны, сохранения единого образовательного пространства в условиях демократизации и гуманизации общего среднего образования.

Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В настоящее время в российских школах используются два вида учебных программ: ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ и РАБОЧИЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Базисный  учебный план общеобразовательной школы - это основной государственный нормативный  документ,  являющийся  составной частью государственного стандарта в этой области образования.  Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов  и исходным документом для финансирования школы.

Базисный учебный  план как часть  стандарта  образования  для основной  школы утверждается Государственной думой,  а для  полной средней школы - Министерством  общего и профессионального  образования  Российской Федерации.

Парадигма - это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.

В современной  педагогике выделяют четыре ведущих  парадигмы образования: когнитивная, личностно ориентированная, функционалистская, культурологическая.

Когнитивная парадигма

Когнитивный (лат. cogito — мыслю) — относящийся к познанию только на основе

мышления.В соответствии с когнитивной парадигмой образование связывается только с познанием наоснове мышления. Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которыеотражают социальный заказ. Главным источником знаний выступает обучающий (учитель,преподаватель). Обучающийся рассматривается как объект (а не личность), который нужнонаполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся только к формированиюпознавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развитияличности и развития ее активности в обучении не ставится.

Личностно ориентированная  парадигма

«Плохой учитель  преподносит истину, хороший учит ее находить». В личностно ориентированном  обучении каждый ученик имеет свой вектор развития,

который строится не от учителя к ученику, а наоборот, от ученика к учителю. субъект-объектные отношения заменяются на субект-субъектные, Сущность личностно ориентированной педагогики заключается в последовательном

отношении педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному и

ответственному  субъекту собственного развития и как  к субъекту воспитательного

воздействия.

функционалистскую. Ориентирующую роль в ней выполняет

социальный заказ  общества на образование. Она исходит  из того, что образование по своей  сути является социокультурной технологией, поэтому оно должно готовить нужные

обществу кадры.

Культурологическая  парадигма

основные ценности культурно ориентированного образования:человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;образование как культурно-развивающая среда;творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурнообразовательном пространстве.

Традиционная  модель образования - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка.

Рационалистическая  модель образования, по утверждению ученых (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.), обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели осуществляется передача и усвоение только таких культурные ценностей, которые позволяют обучающимся безболезненно вписываться в существующие общественные структуры.

Неинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование "на природе", с помощью Internet, в условиях "Открытых школ", дистанционное обучение и др.

 Гуманистическая (феноменологическая) модель образования в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира обучающегося, на межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.Эта модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям.

 Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я. А. Коменским. Данная теория базируется на следующих принципах:

 • всякое обучение опирается на чувственное  познание: наглядные образцы важны  постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям;

 • основной метод — упражнение.

 Основная  задача ассоциативного обучения заключается  в обогащения сознания обучающегося образами и представлениями.

 Слабость  ассоциативной теории в том, что  ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются  умения самостоятельного поиска новых  знаний.

 Проблемное  обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

 Теория  поэтапного формирования умственных действий. Основы этой теории были заложены П.Я. Гальпериным и в дальнейшем были развиты в работах Н.Ф. Талызиной и других его последователей. В соответствии с этой теорией процесс обучения целесообразно планировать в виде схемы, состоящей из шести следующих этапов.

1. Создание мотивации для изучения  учебного материала. 

2. Формирование ориентировочной основы  деятельности, например, изучение общей  структуры учебного материала. 

3. Материальная или материализованная  форма деятельности. На этом этапе  организуется учебная деятельность  непосредственно с изучаемыми  материальными объектами или  с их заменителями: макетами, чертежами,  схемами и т.п. 

4. Абстрагированная от материальных  объектов внешне речевая деятельность. Это может быть не только  проговаривание вслух, но и  письмо.

5. Абстрагированная деятельность, протекающая  в форме внутренней речи (внешняя  речь "про себя").

 6. Учебная деятельность, протекающая  в абстрагированной свернутой,  умственной форме.

 К настоящему времени сложились две  основные теории обучения:  ассоциативная (ассоциативно-рефлекторная) и деятельностная. Основными принципами этой теории являются следующие:  механизмом  любого  акта учения является ассоциация;  всякое обучение своим основанием имеет наглядность, т.е. опирается на чувственное познание,  поэтому  обогащение  сознания  обучающегося образами и представлениями - основная задача учебной деятельности; наглядные образы важны не сами по себе: они необходимы постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям на основе  сравнения; основной метод ассоциативного обучения - упражнение.

 Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика).

 Говоря  о проектном обучении, мы имеем в виду не только метод проектов, называемый нами «методом учебных проектов» для подчеркивания того, что проекты используются в образовательных целях. Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформи- ровать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию.

 Воспитательная  система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).

 Этапы развития воспитательной системы школы. Опыт показывает, что воспитательная система школы проходит в своем развитии четыре этапа. 

 Первый  этап - становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа  следует выделить прогностическую  стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции  будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между  ее элементами.

Главная цель первого этапа - отбор ведущих  педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Компоненты системы  работают отдельно, внутренние связи  между ними недостаточно прочны, преобладают  организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются  стили отношения между всеми  участниками образовательного процесса, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темп продвижения здесь должен быть достаточно высоким.

Информация о работе Теории обучения