Теории обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:07, реферат

Краткое описание

Воспитанием является процесс формирования личности, процесс целенаправленный и систематический на основе определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрения, поведения и предназначенный для подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, а также создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Различают несколько видов воспитания: умственное, физическое, трудовое, эстетическое.

Файлы: 1 файл

образование.docx

— 30.00 Кб (Скачать)

Второй  этап - отработка системы. На этом этапе  происходит развитие школьного коллектива, органов само- и со-управления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.

Третий  этап - окончательное оформление системы. На данном этапе школьный коллектив - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей  деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений.

 Отмечается  значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической  педагогической позиции, овладение  технологиями гуманистического воспитания. Все это, по мнению Е. В. Бондаревской, является ярким показателем обновления воспитания, опирающегося на идеи гуманизации. Система накапливает и передает от поколения к поколению свои традиции. Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

Четвертый этап - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением  дезинтегрирующих явлений, которые  приводят к так называемому "кризису" системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни  школы и т.д. Причины возникновения  кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению  скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны.

 Системно-структурный  подход позволяет разработать стройную теорию воспитания, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы), что дает возможность осознать его сущность, понять его роль как элемента в более широкой системе - педагогической действительности.

 Личностно-ориентированный  подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагогике. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно создать атмосферу, способствующую развитию человека.

 Личностно-ориентированный  подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания,  самореализации личности, развитие ее неповторимой индивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побуждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждения ситуаций, анализ и разрешение моделируемых конфликтов.

 Несмотря  на то, что любое воспитание ориентировано  на личность, правомерность названия данного подхода оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внешним факторам воспитательного  воздействия, а развивающейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания.

 Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой деятельности, можно осуществлять его эффективное воспитание.

Сторонники  этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) считают, что само собой по себе внешнее  воспитательное воздействие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувственное переживание (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и становясь привычными, такие отношения определяют устойчивое поведение человека в любых условиях, то есть становятся личностными качествами.

 «педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.

В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон». Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.

 Закономерности  обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия "закономерности" в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности. Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий и пр. 

 Многие  закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким  образом обучение может строиться  на основе опыта, так сказать, по здравому; смыслу. Однако построение эффективных  систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических  средств требует теоретического знания о законах, по которым протекает процесс обучения

 Выделяются  внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют  зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровнякультуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между  его компонентами: между целями,

содержанием, методами, средствами, формами. Иначе  говоря, ~ это зависимость между  преподаванием, учением и изучаемым  материалом. Таких закономерностей  в педагогической науке установлено  довольно много, большая часть из них, как было сказано, действует  только при создании обязательных условий  обучения. Укажем на некоторые из них.

Существует  закономерная связь между обучением  и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно  носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает  обучение. Описание этих условий характеризует  частные проявления указанной закономерности.

Другая  закономерность говорит о том, что  есть зависимость между взаимодействием  учителя и ученика и результатами обучения. Согласно этому положению  обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует  их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика  и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей  учителя и учеников, при рассогласовании  целей эффективность обучения снижается.

Назовем еще ряд закономерностей, проявляющихся  в обучении при наличии определенных условий.

Прочность усвоения учебного материала зависит  от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения  его в ранее пройденный и в  новый материал.

Развитие  умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых  методов, проблемного обучения и  других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

Формирование  понятий в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема и пр.

 Принципы  обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой (см. текст 3.4). Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

 Наиболее  полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:

• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают  понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

• обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

• порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

• обучение должно всячески развивать  у детей самодеятельность, активность, инициативу;

• обучение должно быть посильным для  учащихся, не чрезмерно трудным и  не слишком легким;

• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы  на долю воспитания оставалось ровно  столько труда, сколько могут  одолеть его молодые силы.

 Закономерности  обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. 
 

Информация о работе Теории обучения