Дистанционное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:17, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении многих лет существует традиционная форма образования: посещение занятий и лекций, экзамены и оценочная система. Однако в последние 10–15 лет, в связи с глобализацией и развитием технологий, параллельно традиционной форме обучения успешно развивается и дистанционная.

Оглавление

Введение.....................................................................................................3 – 4
Глава I: Дистанционное обучение: понятие, идеи, технологии, достоинства и недостатки ..............................................................................5 – 12
Глава II: Перспективы развития дистанционного обучения в России и в мире.................................................................................................................13 – 17
Заключение.....................................................................................................18
Библиография................................................................................................ 19

Файлы: 1 файл

Дистанционное обучение.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

    Содержание:

 
 

    Введение.....................................................................................................3 – 4

    Глава I: Дистанционное обучение: понятие, идеи, технологии, достоинства и недостатки ..............................................................................5 – 12

    Глава II: Перспективы развития дистанционного обучения в России и в мире.................................................................................................................13 – 17

    Заключение.....................................................................................................18

    Библиография................................................................................................ 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

 

    На  протяжении многих лет существует традиционная форма образования: посещение занятий и лекций, экзамены и оценочная система. Однако в последние 10–15 лет, в связи с глобализацией и развитием технологий, параллельно традиционной форме обучения успешно развивается и дистанционная.

    Обучение  на расстоянии издавна привлекало внимание как педагогов, так и обучаемых. Такое обучение может принимать  различные формы в зависимости  от организации и используемых технологий обучения. До недавнего времени в  нашей стране подобное обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Это так называемое заочное обучение, которое было широко распространено во всех вузах страны, гораздо в меньшей степени - в школьном образовании. В других странах для этих целей широко использовались наряду с печатными средствами возможности телевидения, видеозаписи. Особенно это характерно для открытых университетов. Однако широкого распространения в системе высшего или среднего профессионального образования эта практика не получила.

    Сегодня мир все более и более тяготеет к единому информационному пространству. Возможность получить любую информацию из любой точки планеты становится тем условием, которое, в конечном итоге, определяет успешную участь, как государств, так и каждого человека.1

    Дистанционное, а точнее, электронное обучение занимает в современной системе обучения прочные позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы. Электронное обучение активно используется как в учебных заведениях, так и на предприятиях и по степени популярности оно довольно скоро догонит очное. Ведущие мировые аналитические компании предсказывают ему большое будущее и утверждают, что мировой рынок систем дистанционного обучения является источником больших возможностей для продавцов и инвесторов. В лучших высших учебных заведениях мира созданы центры, позволяющие пройти дистанционное обучение с получением соответствующего диплома; активно развиваются корпоративные учебные центры компаний и государственных структур.2

    Столь большой интерес к электронному обучению объясняется довольно просто. В последнее десятилетие произошли  значительные изменения на рынке  труда: возросли требования к персоналу, практически во все сферы деятельности начали широко внедряться информационные технологии, а сам персонал стал более мобильным. Подобные изменения обусловили необходимость создания условий для непрерывной, быстрой, гибкой, и одновременно высококачественной подготовки кадров, и поскольку традиционные системы обучения не способны соответствовать данным потребностям, потребовался поиск альтернативных систем.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I: Дистанционное обучение: понятие, идеи, технологии, достоинства и недостатки.

    Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению как одной из форм заочного обучения уделяется особое внимание. Преподаватели возлагают на телекоммуникации и мировые ресурсы сети Интернет огромные надежды.

    Одна  из задач системы образования  в современном обществе - обеспечить каждому человеку свободный и  открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей. Эту задачу государство решало через систему школьного, вузовского образования, систему повышения квалификации, включающие как очные, так и заочные формы обучения. Заочное обучение в нашей стране имеет богатые традиции и успехи. Через систему заочного обучения прошли десятки тысяч человек, получившие высшее или второе высшее образование.

    Форма заочного обучения была и остается весьма популярной. Она позволяет  пройти курс подготовки по какой-либо дисциплине без отрыва от производства. А это обстоятельство всегда привлекало и далее будет привлекать слушателей не в меньших масштабах. К успехам заочной формы обучения можно отнести тщательно отработанные методики обучения, апробированные во времени и применяемые для больших групп обучаемых. В системе заочного обучения накоплен немалый опыт разработки методических и учебных материалов, заданий для самостоятельной работы, описаний лабораторных работ, тестирующих заданий. Разумеется, эти наработки с успехом следует применять и в новых условиях.4

    Дистанционное обучение как одна из форм образования  развивается в общем русле  научно-технического революции и  информатизации общественной жизни. Новый  всплеск интереса к дистанционному образованию возник на фоне бурного развития средств телекоммуникационных технологий, возникновения мировой информационной сети Интернет. В педагогическом сообществе стали возлагать большие надежды на эти высокоскоростные линии связи как средство оперативного взаимодействия между преподавателем и учеником, находящимся вне классной аудитории. Компьютер и модем становятся привычным атрибутом офиса, класса, квартиры. А это означает, что резко возрастает потенциальная аудитория обучающихся.5

    Дистанционное обучение широко распространено в мировой практике и имеет давнюю историю. Например, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней (по различным предметам) для учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. В университете проводилось заочное обучение, ориентированное на экзаменационные требования учебных заведений.

    К настоящему времени сложилась университетская  система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.6 Во многих ведущих университетах мира разработаны специальные курсы дистанционного обучения, по окончании которых студенты получают соответствующий аттестат.

    Имеется интересный опыт применения дистанционных  форм обучения в рамках подготовки управленческих кадров. Международный  институт планирования образования (МИПО) в июне 1997 года объявил о первом курсе дистанционного обучения по теме "Школьные учебники" в России. Курс был организован на нескольких языках для 185 стран членов ЮНЕСКО. Цель курса МИПО состояла в том, чтобы помочь тем, кто занимается планированием образования установить контакт с разработчиками учебных программ, издателями и распространителями на всех стадиях разработки, издания и распространения школьных учебников.

    Курс  организован как самообразовательный, однако все модули снабжены упражнениями, требующими написания ответов. Предполагалось, что ответы посылаются по Интернет в одно из подразделений МИПО. Кроме того, участникам курсов предлагались электронные конференции по использованию модульной методики и технологии обучения в их странах. Таким образом, участники учебного курса из разных стран мира могли в режиме "on-line" узнать об опыте разработки школьных учебников в других странах. По окончании курсов всем участникам, успешно закончивших курсы, выдавался сертификат ЮНЕСКО-МИПО.7

    Настоящий период развития методов дистанционного обучения можно назвать периодом накопления опыта. Коллективы педагогов, создавая дистанционные курсы для разных областей, нарабатывают опыт проведения занятий, находят наиболее эффективные формы обучения. Педагогические находки, полученные в разных образовательных областях, могут пригодиться многим практикующим специалистам при построении собственных методик дистанционного обучения.

    Говоря  далее о достоинствах и преимуществах  дистанционной формы обучения, прежде всего, необходимо иметь в виду перспективы внедрения данной формы в систему повышения квалификации учителей. Эти перспективы имеют и вполне конкретные экономические предпосылки. Несложные расчеты показывают, что затраты на проведение традиционных очных курсов (включающие расходы на содержание зданий, аудиторий, компьютерных классов) выше затрат на организацию дистанционных курсов (если у слушателей в школах уже имеются компьютеры с выходом в Интернет). Работа учителей проходит в школьном компьютерном классе, и это повышает отдачу от установленной в школе техники. Часть слушателей имеют возможность работать на домашнем компьютере, и тем самым слушатели фактически оплачивают коммунальные расходы обучения из своего домашнего бюджета (в обмен на получаемые удобства).

    Таким образом, дистанционное обучение - наиболее демократичная форма обучения, позволяющая получить образование широким слоям общества вне зависимости от места проживания. Дистанционное обучение представляет собой совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.8

    Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

    - среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);

    -   методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

    Методы  дистанционного обучения применяются  в школьном образовании, системе повышения квалификации учителей, в системе подготовки управленческих кадров.

    Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно Приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»9, итоговый контроль при обучении с помощью дистанционных образовательных технологий можно проводить как очно, так и дистанционно. В настоящее время Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.10

    Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев — и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом электронного обучения следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться на дневной форме обучения, но желают повысить свой образовательный уровень.

    Один  из важнейших плюсов дистанционного обучения — меньшая стоимость обучения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что компании все чаще выбирают данный вариант обучения в качестве приоритетного при повышении квалификации персонала. Немаловажен данный момент и при получении образования в высшем учебном заведении — если оплата традиционного очного обучения на коммерческой основе оказывается не по карману.11 Правда, не стоит считать более низкую стоимость дистанционного обучения основным доводом в его пользу при получении базового образования в академическом вузе. Дело в том, что далеко не каждый студент в силу своих личных особенностей способен получить дистанционное образование: существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения, а кому-то может просто не хватить дисциплинированности и усидчивости при организации самостоятельных занятий.

    Немаловажным  преимуществом дистанционного обучения является его большая эффективность. Правда, данное преимущество работает не всегда — все зависит от изучаемого материала и от метода его подачи. Например, проблематично выработать правильное произношение, изучая иностранные языки дистанционно и не имея достаточной разговорной практики — если грамматику языка можно освоить дистанционно, то для овладения устной речью необходимо очное общение. Кроме того, немало специалистов обращают внимание на тот факт, что большая эффективность обучения может быть достигнута только «при тщательном учете таких факторов, как структура курса и методика подачи изучаемого материала».12

    Онлайновое  обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования  мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера.

    Нельзя  забывать и о том, что дистанционное обучение — единственный способ получить образование для тех, кто по ряду причин (отсутствие времени, необходимость сочетать учебу с работой, территориальная удаленность от ВУЗа и пр.) не может учиться обычным очным образом.13

    В целом, дистанционное обучение оказывается  наиболее актуальным в тех случаях, «когда стоит задача обучения большого количества сотрудников некой организации  за минимальный промежуток времени, а сама организация имеет территориально распределенную структуру и в ней достаточно часто проводятся организационные изменения».

Информация о работе Дистанционное обучение