Дистанционное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:17, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении многих лет существует традиционная форма образования: посещение занятий и лекций, экзамены и оценочная система. Однако в последние 10–15 лет, в связи с глобализацией и развитием технологий, параллельно традиционной форме обучения успешно развивается и дистанционная.

Оглавление

Введение.....................................................................................................3 – 4
Глава I: Дистанционное обучение: понятие, идеи, технологии, достоинства и недостатки ..............................................................................5 – 12
Глава II: Перспективы развития дистанционного обучения в России и в мире.................................................................................................................13 – 17
Заключение.....................................................................................................18
Библиография................................................................................................ 19

Файлы: 1 файл

Дистанционное обучение.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

    Вместе  с тем дистанционное и очное  обучение не стоит противопоставлять  одно другому — это разные, но взаимодополняющие формы обучения, между которыми лежит довольно обширная область смешанных решений, оказывающихся зачастую гораздо более продуктивными. На практике это означает, например, дополнение очного базового образования необходимыми онлайновыми курсами или использование комбинированной формы обучения, при которой более доступная для самостоятельного освоения часть теоретического материала изучается слушателем дистанционно, а практические работы и освоение сложного теоретического материала проходят в аудитории под руководством преподавателя.14

    Безусловно, существуют и недостатки в данном виде образования. Один из них это ограниченность доступа в Интернет и компьютерных знаний. Дело в том, что реалии современной России таковы, что многие группы населения на сегодняшний день не имеют возможности использовать современные коммуникационные технологии по финансовым и другим причинам. Техническая оснащенность в России значительно уступает ведущим странам мира. Кроме того, человек, желающий обучаться дистанционно, должен обладать знаниями компьютерных технологий и программ.

        Не последним фактором для  успешного получения дистанционного  образования является и личностная  характеристика индивидуума. Не  секрет, что при отсутствии ежедневного  контроля, как это принято при  традиционной очной форме обучения, необходимо иметь четкую мотивацию.15 Несомненно, социальная интеракция в виде живого обмена идеями, опытом, психологическая поддержка группы и момент соревновательности при дистанционной форме в некоторой степени утрачены. Именно поэтому такая форма обучения в меньшей степени подходит для людей, не имеющих личностных качеств самоорганизации и дисциплины.

        Кроме того, дистанционная форма обучения в большей степени подходит для получения образования в области фундаментальных наук, гуманитарных специальностей или технологий. Технические специальности, по сравнению с гуманитарными, пользуются меньшим спросом при такой форме обучения, так как освоение их требует проведения большого количества практических и лабораторных работ.

       Таким образом, дистанционное образование через Интернет — это не просто удобная форма обучения, но и серьезная альтернатива традиционной форме в будущем. По мнению Американской ассоциации исследований в сфере образования, уже к 2012 году около двух третей студентов мира будут обучаться дистанционно.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II: Перспективы развития дистанционного обучения в России и в мире.

    Сегодня дистанционное обучение прочно занимает свою нишу на рынке образования и можно четко выделить сферы, где оно уверенно позиционируется как альтернатива традиционному обучению. В основном речь идет о корпоративной сфере и сфере образования — в первой дистанционному обучению нет равных в плане начальной подготовки сотрудников компании, их аттестации и повышения квалификации, а во второй онлайновое обучение привлекательно для абитуриентов как возможный вариант получения образования.

    Дистанционное обучение получает сегодня все более  широкое распространение в государственных  структурах, где оно незаменимо для  организации и поддержки постоянно  действующей системы непрерывного повышения квалификации госслужащих. Кроме того, дистанционное обучение получило признание и в разнообразных учебных центрах, специализирующихся преимущественно на проведении онлайновых курсов в сферах информационных технологий и бизнеса.

    В компаниях, на предприятиях и в госструктурах онлайновое обучение позволяет решить вопросы обучения и переобучения сотрудников, что особенно актуально в условиях внедрения новых, в том числе информационных, технологий, когда обучение большого числа сотрудников зачастую связано со значительными расходами. Еще больше возрастает актуальность дистанционного обучения при наличии у компании удаленных филиалов, когда организация традиционных тренингов на местах не только повышает стоимость обучения почти на порядок, но и технически оказывается более сложной — хотя бы из-за отсутствия на местах нужных специалистов.17 В госсекторе в этом смысле еще сложнее — удаленность определенных структур здесь является нормой, и при внедрении какой-либо технологии или инновации сразу в одной или даже в нескольких областях соответствующее переобучение сотрудников может превратиться в высшей степени затратную с точки зрения сил, средств и времени задачу.

    Не  менее важной является для компаний поддержка определенного уровня конкурентоспособности — ведь, способность учиться быстрее конкурентов является единственным источником конкурентного преимущества над ними. Это обстоятельство тоже обусловливает появление значительного числа потребителей образовательных услуг, заинтересованных в дистанционном обучении.

    Кроме того, в целом ряде отраслей (особенно в сфере услуг, в розничной  и оптовой торговле) наблюдается  высокая текучесть кадров, в результате чего в компаниях постоянно появляется множество новых сотрудников, которым  необходимо пройти обучение, и организация обычных тренингов в этом случае фактически будет означать выбрасывание денег на ветер.18

    В учебных заведениях и учебных  центрах дистанционные и смешанные  формы обучения позволяют охватить обучением удаленные регионы  и снизить прямые затраты на обучение.

    Степень популярности онлайнового обучения для всевозможных структур и в  различных сферах очень разная. В  корпоративном бизнесе явное  предпочтение отдается онлайновым курсам. Что касается высшего образования, то для получения звания бакалавра  большинство студентов предпочитают очную форму, а дистанционно заканчивают какие-либо дополнительные курсы. При дальнейшем обучении процент выбирающих онлайновое обучение возрастает, причем при освоении как основных, так и дополнительных дисциплин.

    В разных сферах наблюдается неоднозначное отношение к дистанционному обучению. На данный момент наиболее востребовано оно в корпоративной сфере в качестве замены традиционных тренингов и в сфере образования при изучении отдельных курсов. Кроме того, данный вариант обучения завоевывает все более прочные позиции в финансовой и в информационно-технологических сферах, при переобучении государственных служащих, в здравоохранении и других сферах жизнедеятельности.19

    Развитие мирового рынка дистанционного обучения продолжается весьма активно, чему способствует, с одной стороны, повышение спроса на образовательные услуги, а с другой — развитие информационных технологий и рост числа пользователей Интернета.

    Наибольшее  количество сегодняшних потребителей решений дистанционного обучения сконцентрировано в США и Канаде, а среди европейских стран — в Великобритании, за которой следуют Германия, Италия и Франция. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей, а количество онлайновых курсов увеличивается примерно на 30-40% ежегодно. В Великобритании разнообразные дистанционные программы предлагают свыше 50 университетов.

    Еще более активно растет число онлайновых курсов, предлагаемых иными структурами  и ориентированных на корпоративный  сектор.

    Рост популярности электронного обучения относительно стабилен. Так, в США подавляющее большинство из рассмотренных высших учебных заведений подтвердили рост числа студентов, выбирающих один или более онлайновых курсов. Количество руководителей учебных заведений, признающих перспективность онлайнового обучения, также растет, хотя и гораздо медленнее — в США за три года оно увеличилось с 48,8 до 56%, а число оппонентов при этом осталось практически неизменным.20

    Что же касается России, то переломным для развития дистанционного обучения в России может считаться 2004 год, когда стали заметны значительные успехи целого ряда проектов. В 2005 году положительная динамика развития рынка дистанционного обучения сохранилась, и на данный момент дистанционное обучение персонала с успехом реализовано на таких крупных предприятиях, как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель», «РусАл», «ВымпелКом», «УралСиб», «Связьинвест» и др. Возможности дистанционного обучения были задействованы при переобучении сотрудников Государственной Думы Федерального собрания РФ, Центрального банка России, Внешторгбанка и ряда других организаций.

    В 2005 году Россия смогла обратить на себя внимание на международном уровне — 14 октября 2005 года Международная ассоциация ADL (Advanced Distributed Learning) официально объявила об успешном окончании испытаний отечественной системы дистанционного обучения на соответствие международному стандарту. Данный стандарт является признанным во всем мире стандартом в сфере дистанционного обучения и поддерживается практически всеми ведущими производителями систем дистанционного обучения.21

    В России в настоящее время возможность получения образования дистанционным путем предоставляют около 60% ВУЗов. Ведущие российские вузы и крупные учебные центры предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям, идет активный процесс локализации зарубежного контента от ведущих поставщиков, разрабатываются российские дистанционные курсы.

    Однако  основным фактором, сдерживающим темпы  развития рынка дистанционного обучения по-прежнему остается «недостаток хорошего русскоязычного электронного контента, потребность в котором у крупных компаний очень высока. Помимо этого серьезными препятствиями для регионов являются недостаточно развитая инфраструктура и культурные барьеры.

    Наиболее  перспективными в плане внедрения  дистанционного обучения стоит считать корпоративный сектор, государственные структуры и центры переподготовки кадров. Образовательный сектор, объединяющий высшие учебные заведения, также довольно интересен, но не для получения базового образования (для этого предпочтительна очная форма обучения), а для реализации комбинированных вариантов обучения, когда студенты очных курсов будут изучать часть предметов дистанционно. Для получения базового образования в российских вузах вариант дистанционного обучения, видимо, пока что малоперспективен — прежде всего из-за значительного снижения числа абитуриентов. В 2010 году их число составило только 62% от уровня 2005 года, и нетрудно догадаться, что подавляющее большинство абитуриентов предпочитают привычный и давно оправдавший себя вариант очного обучения.22

    В будущем две трети всего обучения будет осуществляться дистанционно. Скорее всего, данный прогноз стоит считать слишком оптимистичным, но, несомненно, одно — электронное обучение стало достойной альтернативой традиционному и в отдельных сферах, прежде всего в корпоративной и государственной, ему будут отдавать явное предпочтение, поскольку это единственный способ быстрого обучения при минимальных затратах.

    В образовательной сфере, так же как  и в коммерческих учебных центрах, дистанционное обучение продолжает дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным остается смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие — дистанционно.23 
 
 
 
 
 
 

    Заключение:

     Огромное  количество фактов и примеров показывают необходимость создания и расширения дистанционного обучения в России и  ее регионах, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества.

     Дистанционное образование открывает студентам  доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность  самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиография:

    Источники:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" // Официальный сайт Федерального учебно-методического центра дистанционного образования: http://www.fumc.ru/rules/3582.html

    Литература:

    1. Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Изд-во "Корифей", 2001. - 170 с.
    2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.
    3. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во "Астерион", 2004. - 188 с.
    4. Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. М.: «Дрофа», 2009. – 228 с.
    5. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 2007. – 398 с.
    6. Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. – 2000. – №1 (2). – С. 42–54.
    7. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2010. – 262 c.
    8. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. - №2. – С.30-35.
    9. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2008. – 276 с.

Информация о работе Дистанционное обучение