Дистанционное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 23:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: описать существующие технологии дистанционного обучения и создание инсталлятора для выбранной системы дистанционного обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Дистанционное обучение
§1.1. Основные понятия дистанционного образования…..…...
§1.2. Электронное обучение…………………...………………..
§1.3. Особенности дистанционного обучения …..….................
§1.4. Технология дистанционного обучения. ……..……….….
§1.5. Выбор технологии электронного обучения
1.5.1 Коммерческие LMS\LCMS………………..………….
1.5.2 Свободно распространяемые LMS\LCMS……..…….

ГЛАВА 2. Описание работы в оболочке дистанционного обучения ATutor и создание инсталлятора
§2.1Возможности системы дистанционного обучения ATutor

§2.2 Подробная инструкция установки и настройки Atutor на Windows XP………………………………………………..……

§2.3. Техника безопасности…………………..…………………
§2.4. Экономическое обоснование разработки программы…...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................
ЛИТЕРАТУРА ..............................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Диплом (Дист. обучение).doc

— 761.50 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                         Стр.
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Дистанционное обучение  
      §1.1. Основные понятия дистанционного образования…..…...
4
      §1.2. Электронное обучение…………………...………………..
5
      §1.3. Особенности дистанционного обучения …..….................

      §1.4. Технология дистанционного обучения. ……..……….….

      §1.5. Выбор технологии электронного обучения

             1.5.1 Коммерческие LMS\LCMS………………..………….

             1.5.2 Свободно распространяемые LMS\LCMS……..…….

6

8 

18

21

ГЛАВА 2. Описание работы в оболочке дистанционного обучения ATutor и создание инсталлятора  
     §2.1Возможности системы дистанционного обучения ATutor
28
      §2.2 Подробная  инструкция установки и настройки  Atutor на Windows XP………………………………………………..……
 
23
      §2.3. Техника безопасности…………………..…………………
32
      §2.4. Экономическое обоснование разработки программы…...
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................  
ЛИТЕРАТУРА ..............................................................................................  
ПРИЛОЖЕНИЕ  …………………………………………………………...  

 

Введение

    Актуальность  темы. C развитием средств коммуникации наметился повышенный интерес к различным методам дистанционного обучения. Обучаемому нет необходимости тратить время на перемещение к месту занятий, а сам урок можно почитать в любое удобное для себя время, изучив материал полностью или отложив прочтение части на потом. В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, электронные журналы, чат, WEB-конференции и т. п. Сейчас можно встретить большое количество разнообразных продуктов, предназначенных для организации такого сервиса. На рынке программных продуктов существует большое количество программ для дистанционного обучения. В связи с этим встает проблема выбора программного продукта по определенным критериям и для определенного образовательного учреждения. Одним из таких критериев можно выделить способность администратора к быстрому приобретению навыков работы в программе.

    Цель  работы: описать существующие технологии дистанционного обучения и создание инсталлятора для выбранной системы дистанционного обучения.

    Задачи, решаемые в работе:

  1. Изучить литературу по теме исследования, определить наиболее подходящую систему дистанционного обучения.
  2. Написать программу, позволяющую установить систему.
  3. Внедрить продукт.

    Объект  исследования: технологии дистанционного обучения.

    Предмет исследования: программная оболочка для работы с дистанционным обучением.

    Методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы, сравнительный анализ существующих систем дистанционного обучения.

    Практическая  и теоретическая  ценность. Работа носит практический характер. Результатом работы является программа, бесплатная для использования в некоммерческих целях.

    Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, оглавления и списка литературы включающего 14 наименований. Имеется приложение, содержащее исходные коды программы.  

 

      ГЛАВА 1. Дистанционное обучение

§1.1. Основные понятия дистанционного образования 

Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Информационно-образовательная  среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность:

  • средств передачи данных,
  • информационных ресурсов,
  • протоколов взаимодействия,
  • аппаратно- программного и организационно- методического обеспечения,

ориентированную на удовлетворение образовательных  потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Итак, дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Реализация  дистанционного обучения базируется на информационных технологиях, обеспечивающих:

  • доставку обучаемым основного объема изучаемого материала,
  • интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения,
  • предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала,
  • оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

Термин дистанционное обучение, как правило, связывается с некоторой учебной инфраструктурой (студия учебного телевидения, специализированные узлы компьютерной сети, методические центры, разрабатывающие и распространяющие соответствующие материалы) и относится к учебному заведению, предоставляющему соответствующие услуги, а не к самим учащимся.

  • Дистанционное образование с точки зрения обучения относится к способу доставки учебного материала (взаимодействия) в рамках заочного обучения.
  • Дистанционное образование с точки зрения учения относится к самостоятельной работе учащегося при любой форме обучения (в том числе и различных системах самообучения).

Дистанционное обучение - это приобретение знаний и умений посредством информации и обучения, включающие в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии. [1] 

§1.2. Электронное обучение 

      В последние годы на Западе получил  широкое распространение термин E-learning, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет с использованием систем управления обучением.

      Понятие «электронное обучение» (ЭО) сегодня  является расширением термина «дистанционное обучение». ЭО - более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

      В настоящее время интерес к  электронному обучению неуклонно возрастает. В отечественных вузах разработано  большое количество курсов, ориентированных  на использование информационно-коммуникационных технологий в обучении. [3] 

§1.3. Особенности дистанционного обучения 

Как и  всякая специальная форма организации  учебно-воспитательного процесса ДО имеет целый ряд специфических  особенностей. К их числу обычно относят следующие:

  • Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может уделять учебе столько своих ресурсов (временных, финансовых и пр.), сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
  • Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
  • Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении  основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".
  • Дальнодействие. Расстояние от места  нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
  • Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения преподаватель и обучающийся могут реализовывать технологию обучения независимо друг от друга во времени т. е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе, однако в пределах некоторых ограничений.
  • Охват. Эту особенность иногда называют также “ массовостью”. Количество обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.
  • Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя  оценка  зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.
  • Преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя, когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью электронной почты или других систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.
  • Обучающийся. Новый смысл подчеркивается самим термином – не обучаемый, а уже обучающийся. Для того чтобы пройти ДО, ему требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования. [2]

 

    §1.4. Технологии дистанционного обучения 

    Динамика  современной жизни вызывает потребность  в эффективных системах дистанционного обучения, отвечающих следующим потребностям: учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени; получать обучение непрерывно и по индивидуальной траектории, в соответствии с высокими принципами открытого образования; возможность реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации. Система дистанционного обучения отвечает всем вышеперечисленным требованиям.

    Основными подсистемами системы дистанционного обучения являются:

    • подсистема учебно-методического обеспечения;
    • подсистема технического обеспечения и поддержки;
    • организационная подсистема.

    Основная  цель применения системы дистанционного обучения (СДО) - это повышение квалификации и профессионального роста персонала  компании на основе повышения качества обучения, унификации знаний и подведения к единым корпоративным стандартам, использования современных информационных технологий.

    Радикально  новые формы представления и  организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия. Среди них можно выделить:

    • Четкая структуризация информации
    • Регламентируемый объем избыточной информации
    • Эмоциональная загруженность, которая достигается введением иконографического материала, видео и анимационных фрагментов
    • Использование рейтинговой технологии общения, позволяющей обеспечить оперативный контроль знаний
    • Учет психологических особенностей организации зрительного восприятия
    • Достоверность сертификации знаний.

    Обучение  взрослых людей имеет ряд принципиальных особенностей:

    • Немедленное применение полученных знаний на практике;
    • Ориентация в обучении на решение проблемы;
    • Планирование учебного процесса осуществляется совместно с обучающимся;
    • Определение потребностей обучения совместно с обучающимся;
    • Формулирование целей обучения совместно с обучающимся;
    • Учебная деятельность взрослого человека представляет собой технологию поиска новых знаний на основе опыта;
    • Совместное определение новых учебных потребностей, совместная оценка программ обучения.

Информация о работе Дистанционное обучение