Дистанционное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 23:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: описать существующие технологии дистанционного обучения и создание инсталлятора для выбранной системы дистанционного обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Дистанционное обучение
§1.1. Основные понятия дистанционного образования…..…...
§1.2. Электронное обучение…………………...………………..
§1.3. Особенности дистанционного обучения …..….................
§1.4. Технология дистанционного обучения. ……..……….….
§1.5. Выбор технологии электронного обучения
1.5.1 Коммерческие LMS\LCMS………………..………….
1.5.2 Свободно распространяемые LMS\LCMS……..…….

ГЛАВА 2. Описание работы в оболочке дистанционного обучения ATutor и создание инсталлятора
§2.1Возможности системы дистанционного обучения ATutor

§2.2 Подробная инструкция установки и настройки Atutor на Windows XP………………………………………………..……

§2.3. Техника безопасности…………………..…………………
§2.4. Экономическое обоснование разработки программы…...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................
ЛИТЕРАТУРА ..............................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Диплом (Дист. обучение).doc

— 761.50 Кб (Скачать)

    Каждый, принимающий участие в системе  дистанционного обучения, ответственен за результат. Менеджеры планируют обучение с точки зрения результатов. Служащие привлекаются и поощряются за участие в обучении и успешное достижение этих результатов. По причине очевидного потенциала и выгод от дистанционного обучения, многие организации забывают фундаментальные принципы, которые делают обучение эффективным – независимо от направления обучения. Для успеха всего мероприятия участие в обучении должно быть обязательным в начале и поощряться по завершении.

    Таким образом, можно выделить следующие основные факторы, определяющие успех системы дистанционного обучения с точки зрения методики:

    • Методические задачи e-Learning проекта должны быть четко определены и ориентироваться на цель всего проекта.
    • Необходима постоянная оценка полученных обучающимися знаний. Нужно отследить разницу результатов «до обучения» и «после обучения». Оцениваться должны результаты, непосредственно связанные с поставленными целями. Так и будет получен ответ на вопрос, что мы получили от e-Learning проекта.
    • Несмотря на технологическую возможность самостоятельного обучения в e-Learning системе, необходимо широкое вовлечение людей, осуществляющих помощь в обучении механизмами интерактивного взаимодействия и мониторинг самого процесса обучения.

Эффективность дистанционного обучения существенно зависит от, используемой в нем технологии. Возможности и характеристики технологии электронного обучения должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы ЭО. Сложное в использовании программное обеспечения не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении.

      Программное обеспечение для ЭО представлено как простыми статическими HTML страницами, так и сложными системами управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems), использующиеся в корпоративных компьютерных сетях.

      Успешное  внедрение электронного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям.

      Эти требования определяются потребностями  обучаемого, потребностями преподавателя  и администратора, который должен контролировать установку, настройку  программного обеспечения и результаты обучения.

      Во  всем многообразии средств организации  электронного обучения можно выделить следующие группы:

  • авторские программные продукты (Authoring Packages),
  • системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS),
  • системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS) [7]

§5. Выбор технологии электронного обучения

 

      В настоящее время существуют две  основные ветки систем организации  электронного обучения:

    • коммерческие LMS\LCMS;
    • свободно распространяемые LMS\LCMS.

5.1 Коммерческие LMS\LCMS

 

      Данные  системы представляют собой коммерческие разработки, ориентированные на использование  в дистанционном обучении, либо в  организации электронного обучения в рамках учебного заведения. На отечественном  рынке представлено несколько таких  систем. 

      “Битрикс: Управление сайтом” – LCMS, получившая широкое распространение и большую известность. Продукт доступен в различных по мощности версиях, которые отличаются друг от друга набором модулей (и, следовательно, возможностями). Пакет “Старт” стоит 199 у.е., а наиболее продвинутый “Бизнес” – 1699 у.е. Доступны версии, работающие не только с MySQL, но и с Oracle. “Битрикс” отличается достаточно серьезными возможностями, позволяющими решать практически любые задачи. Однако разработку дизайна сайта и его первоначальную настройку могут провести только дорогостоящие специалисты (не обойтись тут, скажем, без PHP-программиста). Так же система весьма требовательна к ресурсам сервера. 

      “NetCat” – в данный момент LCMS выпускается в версии 2.3, а первая была разработана в далеком 1999 году. Покупателям доступно три различных по набору модулей редакции – “Standart” (300 у.е.), “Plus” (750 у.е.) и “Extra” (1200 у.е.), а также нечто вроде демо-версии, которую не стоит принимать всерьез – “Small Business” (4 у.е.) Данная LCMS также достаточно функциональна, удобна и проста в освоении. Ко всем пакетам “прилагается” квалифицированная поддержка по горячей телефонной линии и всеми другими удобными для пользователей способами. При разработке сайта и (особенно сложного и многофункционального) требуются усилия программистов (PHP и MySQL). 

      “inDynamic 2.3” – весьма серьезная по возможностям и достаточно удобная LCMS, однако и стоимость ее достаточно высока: базовая поставка доступна за 1100 у.е., расширенная – 1500-3500, а максимальная комплектация системы модулями обойдется в 9000 (и выше) у.е. Как видно из широкого разброса цен, разработчики этой LCMS следуют индивидуальному подходу в работе с заказчиком, предоставляя именно такую комплектацию, которая необходима в каждом конкретном случае. Сайты, построенные на основе этой системы, обладают рядом преимуществ перед большинством других с точки зрения поискового продвижения. 

      “Amiro.CMS” – сбалансированная и многофункциональная LCMS, обладающая многими серьезными преимуществами, среди которых можно назвать и глубокий уровень контроля над сайтом через WEB-интерфейс, ориентация на поисковую оптимизацию, невысокая цена решений (от 90 до 499 у.е. за пакеты сразличными наборами модулей, причем возможны варианты с арендой и помесячной оплатой). “Amiro.CMS” проста в эксплуатации и настройке (PHP-программирование не требуется), но дает полный спектр возможностей по управлению содержанием сайта. К недостаткам можно отнести то, что сайт на базе Amiro.CMS можно безболезненно перенести не на каждый сервер. 

      Система "Прометей" - это программная оболочка, которая не только обеспечивает дистанционное обучение и тестирование слушателей, но и позволяет управлять всей деятельностью виртуального учебного заведения, что способствует быстрому внедрению дистанционного обучения и переходу к широкому коммерческому использованию.

      Лидирующие  позиции системы дистанционного обучения "Прометей" обусловлены тем, что она объединила все составляющие эффективного обучения:

  • передовые методики;
  • новейшие технологии;
  • мощные средства управления.

      В настоящее время система дистанционного обучения "Прометей" используется различными учебными заведениями и корпорациями из России и стран СНГ. Интерфейс переведен на несколько национальных языков, среди которых русский, украинский, казахский, узбекский (латиница и кириллица) и английский.

      В отличие от многих других программных  продуктов, Система дистанционного обучения "Прометей" может официально использоваться в любых, в том числе учебных и государственных, организациях, так как имеет сертификат "Росинфосерт" о соответствии требованиям, предъявляемым к программным средствам систем дистанционного обучения нормативным документом СТУ 115.005-2001. Данный нормативный документ подписан совместно уполномоченными ответственными лицами Министерства образования РФ (Управление информационных технологий в образовании) и Министерства РФ по связи и информатизации (Департамент информатизации). Цена базового пакета от $3000. 

      Вывод по коммерческие LMS\LCMS. В современных условиях массовое использование таких систем отечественными вузами не представляется возможным в силу их высокой стоимости и жестких аппаратных требований. Также коммерческие системы предоставляют ограниченное количество образовательных лицензий.

      Кроме того коммерческие системы предоставляют  весьма ограниченные возможности для  расширения и масштабирования возможностей.

5.2 Свободно распространяемые LMS\LCMS

 

      На  основе анализа существующих систем LMS\LCMS существуют следующие программные средства обучения: ATutor, Claroline, Dokeos,  Moodle, OpenACS, Sakai. Основными критериями отбора были выбраны степень поддержки системы и многоязыковое сопровождение. 

     ATutor (http://www.atutor.ca/) представляет собой свободно распространяемую web-ориентированную систему управления учебным контентом, разработанную с учетом идей доступности и приспособляемости. Использование позволяет преподавателям легко организовывать различные курсы обучения. Студенты же получают адаптивную и простую среду обучения. Администратору новая система особых хлопот не доставит. Внешний вид можно сменить буквально за пару щелчков мышки, доступность исходного кода и открытые инструменты, применяемые для построения сервера курсов, позволяют в случае крайней необходимости внести и более серьезные изменения. Кроме того, с самого начала разработчиками был взят курс на поддержку продуктом всевозможных стандартов, что позволило бы в будущем легко интегрировать и сторонние разработки. [4] 

      Claroline (http://www.claroline.net/)(Classroom Online) – платформа построения сайтов дистанционного обучения, созданная с учетом пожеланий преподавателей. Приложение было создано в институте педагогики и мультимедиа католического университета в Лувене. Продукт бесплатен и доступен. Требует установки PHP/MySQL/Apache Система была протестирована в среде Mandrake Linux 8.1, Windows 98 и NT с установленным EasyPHP. Она может принять до 20000 учащихся. Claroline позволяет создавать уроки, редактировать их содержимое, управлять ими. Приложение включает генератор викторин, форумы, календарь, функцию разграничения доступа к документам, каталог ссылок, систему контроля за успехами обучаемого, модуль авторизации. [5] 

      Dokeos (http://www.dokeos.com/) – платформа построения сайтов дистанционного обучения, основанная на ветке Claroline (версии 1.4.2.). Ветка представляет собой клон свободно распространяемого программного продукта, созданный с целью изменить приложение-оригинал в том или ином направлении.

      Dokeos – результат работы некоторых членов первоначальной команды разработчиков Claroline, которые задумали:

  • изменить ориентацию приложения. Теперь оно подойдет скорее организациям, чем университетам. Дело в том, что Claroline прекрасно адаптирована для университетской среды, что выражается в поддержке большого количества учеников и курсов. Dokeos , как нам кажется, больше ориентирован на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия.
  • организовать (скорее выставить на продажу) набор дополнительных сервисов для платформы. Название Dokeos относится как к приложению, так и к сообществу, которое предлагает набор различных сервисов к платформе: хостинг, интегрирование контента, разработка дополнительных модулей, тех. поддержка и т.д.

      Dokeos бесплатен и останется таковым, поскольку лицензия Claroline (GNU/GPL) предполагает, что ветки подпадают под ту же лицензию. Поскольку ветка была выделена недавно, оба приложения сейчас относительно похожи друг на друга, хотя некоторые различия в эргономике, построении интерфейса, функционале уже начинают проявляться. [6] 

      Moodle (http://moodle.org/) – приложение, предназначенное для организации online-уроков и обучающих web-сайтов. Проект был задуман для распространения социо-конструктивистского подхода в обучении.

      Если резюмировать очень кратко, этот подход предполагает, что

  • новые знания могут приобретаться только на основе ранее приобретенных знаний и уже имеющегося индивидуального опыта
  • процесс обучения будет намного эффективнее, когда обучаемый передает другими словами или объясняет другим полученные знания.

      То  есть при использовании этого  подхода вы опираетесь на тот опыт ученика, который больше всего подходит для усвоения нужного материала, а не просто публикуете и модифицируете  информацию, которую ученик должен усвоить. Такой подход позволяет вам также сделать так, чтобы каждый участник учебного процесса мог поочередно быть и учителем, и учеником. Функция преподавателя может измениться: вместо источника знаний он превращается в "центр влияния" и модель классной культуры. Преподаватель должен найти индивидуальный контакт с каждым учеником, адаптируясь под его образовательные потребности. К тому же преподаватель обязан направлять дискуссии и совместную деятельность таким образом, чтобы коллективно достичь целей обучения.

      Moodle годится для использования более  классических стилей обучения, в  частности, гибридного обучения, что превращает систему в дополнение  к презентационному обучению.

      К тому же система пригодна для создания сайтов с многоязычным содержимым. Moodle функционирует на всех компьютерах, где можно установить PHP и запустить базу данных MySQL или PostgreSQL. 

      OpenACS (http://openacs.org)(Open Architecture Community System) это система для разработки масштабируемых, переносимых образовательных ресурсов. Она является основой для многих компаний и университетов, занимающихся использованием технологий электронного обучения. 

      Sakai (http://sakaiproject.org/) представляет собой онлайн систему организации учебного образовательного пространства. Sakai является системой с полностью открытым исходным кодом, которая поддерживается сообществом разработчиков. В систему интегрирована поддержка стандартов и спецификаций IMS Common Cartridge, SCORM. 

Информация о работе Дистанционное обучение