Дистанционное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:53, реферат

Краткое описание

Дистанционное образование – явление в сфере науки далеко не новое. На сегодняшний момент разработаны многочисленные программы для дистанционного обучения. Тем не менее, почему же дистанционное образование завоевывает популярность? Мы живем в век глобальных открытий, когда динамичный ритм жизни не позволяет расслабляться, появляется острая необходимость подстраиваться под быстро меняющуюся реальность. Новейшие технологии диктуют путь развития, по которому предстоит пройти нашему обществу.

Файлы: 1 файл

АБРАМОВА С.Н.912.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение

      Дистанционное образование – явление в сфере  науки далеко не новое. На сегодняшний  момент разработаны многочисленные программы для дистанционного обучения. Тем не менее, почему же дистанционное  образование завоевывает популярность?  Мы живем в век глобальных открытий, когда динамичный ритм жизни не позволяет расслабляться, появляется острая необходимость подстраиваться под быстро меняющуюся реальность. Новейшие технологии диктуют путь развития, по которому предстоит пройти нашему обществу. Жизнь в высокотехнологичную эру требует от человека постоянного совершенствования, самообучения и самообразования. Передовые технологии сейчас позволяют сделать образование доступным практически каждому, каждому, кто хочет и может учиться. Все большей значимостью в информационном процессе становятся электронные носители, делающие информацию более доступной для обучающихся, а развитие программных и интернет-технологий в образовании позволяют значительно расширить возможности традиционного обучения. В связи с этим возникло явление дистанционного образования, которое предполагает удаленную форму обучения, делая процесс получения знаний доступней, удобней, мобильней.  Во всем мире возможности дистанционного обучения используются в полной мере, в то время как в России дистанционное образование – явление инновационное, тем не менее, с большим потенциалом для развития.

      Организационно-методические модели ДО.

      Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.

      Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэлса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда, как стационарно в нем обучается 3000 студентов.

      Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более  профессионально качественными  и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа " Содружество в образовании". Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран содружества. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

      Автономные образовательные  учреждения, специально созданные для  целей ДО. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета могут служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 году университет объединил эти 40 колледжей сетью ДО при теснейшем сотрудничестве с правительством штата и сферой бизнеса.

      Автономные обучающие  системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством  ТВ или радиопрограмм, а также  дополнительных печатных пособий. Примерами  такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект.

      Неформальное, интегрированное  дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы  на обучение взрослой аудитории, тех  людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.

 

Организационно-технологические  модели ДО

      Единичная медиа - использование  какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.

      Мультимедиа - использование  различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при этом передача информации в "одну сторону". При необходимости используются элементы очного обучения - личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п. Эту технологическую модель мы рассмотрим более подробно ниже. За главный объект мы возьмем электронный учебник (ЭУ).

      Гипермедиа - модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование  новых информационных технологий при  доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.

         

 

Электронный учебник ,как средство ДО

      Электронный учебник, наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого ЭУ может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно –это и ПО по предоставлению знай и по их контролю.

      Основные  принципы ДО: установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим, без встречи и самостоятельное освоение знаний и навыков.

      Дистанционное обучение и традиционное существенно различаются.

  1. пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
  2. усиление активной роли учащегося в образовательном процессе: в постановке образовательных целей, выборе форм и темпов обучения;
  3. подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

      Главной проблемой развития ДО является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения.

      На  смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — сотрудничество.

      В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Мы считаем ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих технологии дистанционного образования, что дистанционный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения.

      Успешное  создание и использование дистанционных  учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности.

      Разработанный и реализованный подход к дистанционному обучению заключается в следующем:

  • перед началом дистанционного обучения производится психологическое тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к обучению;
  • учебный материал представлен в структурированном виде, что позволяет учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме;
  • контроль знаний осуществляется с помощью полной и валидной системы тестового контроля по каждой структурной единице и содержанию в целом. Изучение таким образом предмета школьного курса может быть использовано школьниками, имеющими сложности при традиционном обучении, в качестве своеобразного репетитора по конкретным предметам и темам.

      Содержание  предлагаемого к освоению курса дистанционного обучение педагогически отработано и систематизировано и состоит из комплекса психологических тестов, программы обучения и электронного учебника, который удовлетворяет вышеизложенным принципам.

      Первоначально обучающемуся высылаются комплекс психологических  тес тов и пробный урок. Полученные результаты психологического тестирование обрабатываются и на основе этого строится психологический портрет учащегося, с помощью которого выбираются методы и индивидуальная стратегия обучения.

      Программа обучения — один из наиболее важных видов раздаточных мате риалов для  учащихся, обучающихся дистанционно. Учащиеся обращаются к ней для получения точной и ясной информации. Такое руководство включает в себя:

      1) информацию о системе дистанционного  обучения, методах ДО;

      2) биографическую информацию о  преподавателе;

      3) технологию построения учебного курса;

      4) цели курса;

      5) критерии окончания обучения;

      6) часы телефонных консультаций;

      7) описание экзаменов, проектов  письменных работ;

      8) другие инструкции.

      Электронный учебник, содержит собственно учебные  материалы для дистанционного обучения, разделен на не зависимые темы-модули, каждая из которых дает целостное представление о определенной тематической области, и способствует индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем.

 

Литература

  1. Дистанционное обучение. Основы и история развития.

-(http://www.straher.ru/raznoe/poleznoe/distobuch_ref.html)

Информация о работе Дистанционное обучение