Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 23:04, дипломная работа
Цель работы: описать существующие технологии дистанционного обучения и создание инсталлятора для выбранной системы дистанционного обучения.
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Дистанционное обучение
§1.1. Основные понятия дистанционного образования…..…...
§1.2. Электронное обучение…………………...………………..
§1.3. Особенности дистанционного обучения …..….................
§1.4. Технология дистанционного обучения. ……..……….….
§1.5. Выбор технологии электронного обучения
1.5.1 Коммерческие LMS\LCMS………………..………….
1.5.2 Свободно распространяемые LMS\LCMS……..…….
ГЛАВА 2. Описание работы в оболочке дистанционного обучения ATutor и создание инсталлятора
§2.1Возможности системы дистанционного обучения ATutor
§2.2 Подробная инструкция установки и настройки Atutor на Windows XP………………………………………………..……
§2.3. Техника безопасности…………………..…………………
§2.4. Экономическое обоснование разработки программы…...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................
ЛИТЕРАТУРА ..............................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………...
Методическое обеспечение учебного процесса, независимо от формы обучения, является ключевым инструментом, определяющим качество предоставляемых образовательных услуг.
Основные моменты процесса обучения, требующие специального методического обеспечения:
Важно, конечно, обеспечить и подходящую LMS, но это - только платформа. Многие компании тратят сотни тысяч долларов на платформу, на LMS, забывая, что разработка контента дистанционных курсов также является одной из главных составляющих в системе дистанционного обучения. LMS не работает без контента!
Контент представляет собой систему из следующих взаимосвязанных элементов:
Требования, предъявляемые к разработке контента дистанционных курсов:
Наполнение учебным материалом в системе дистанционного обучения происходит следующим образом. Носителями знаний выступают предметники - эксперты в разных областях. Причем в качестве экспертов привлекаются авторы известных учебных пособий, монографий, новых образовательных программ, ведущие специалисты-практики.
Специалисты системы дистанционного обучения получают накопленные знания от экспертов в различном виде, порой необработанном и неструктурированном. Задача методистов - обработать и представить полученные знания в электронном виде, удобном для восприятия. По сути, методисты являются специалистами по приведению знаний экспертов в надлежащую форму. Далее представленные учебные материалы проходят экспертизу у предметников, на основании их замечаний и предложений вносятся необходимые коррективы. И только после этого дистанционные курсы становятся доступными для обучения.
Основные методические подходы, используемые при создании и разработке курсов:
Практическая направленность:
Система контроля может состоять из:
Интерактивные формы обучения:
В процесс прохождения курсов может быть встроена система тестов, которая действительно является инструментом самопроверки, позволяющим сотруднику выявить свои слабые места. Существует 5 видов различных тестов:
Затем он может повторно пройти материал и снова сдать проверочный тест. Существует и итоговый тест, который сдается по окончании каждого курса и оценивается, причем оценку видит и сам обучаемый. Таким образом, для каждого сотрудника из каждого подразделения создается база статистических данных, отражающая весь процесс обучения.
Встроенная система тестов позволяет отслеживать не только результаты учебы, но и время, которое человек реально затратил на учебный процесс.
Таким образом, сертификация знаний реализуется в системах дистанционного обучения практически единственным способом – интерактивными тестами, результаты которых обрабатываются чаще всего автоматически.
Существуют и другие формы контроля и сертификации знаний: контрольные работы и экзамены, выполняемые учащимися в режиме offline. Для этого организуется обратная связь от Слушателя к Преподавателю. В данном случае основной критической точкой является не столько организация самой доставки, сколько обеспечение достоверности того, что полученные преподавателем от учащегося материалы действительно подготовлены этим учащимся без посторонней помощи. На сегодня ни одно из дистанционных средств не обеспечивает стопроцентной гарантии этого.
Решение данной проблемы возможно двумя путями:
Построить
учебный процесс эффективно и
надежно можно, правильно перераспределяя
сертификационную нагрузку между системой
самооценки знаний, заочной оценки
и очной сертификации.
Организация
и управление учебным
процессом
В данном случае речь идет о системе педагогической и организационной поддержки учебного процесса. На протяжении всего дистанционного обучения, работу Слушателя регламентирует специалист системы дистанционного обучения. Это может быть: тьютор; преподаватель + куратор, который помогает Слушателю решить все насущные проблемы, консультирует по вопросам работы в учебной среде, делает процесс дистанционного обучения легким и удобным. Необходимо постоянное и оперативное общение, связанное с естественными и необходимыми дискуссиями в процессе дистанционного обучения, и с помощью преподавателя при разборе материала, который нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях. Для этого могут использоваться очные встречи, традиционная телефонная связь, IP-телефония, электронная почта, доска объявлений, чаты, конференции. Кроме этого, у слушателя есть возможность консультации с преподавателем по вопросам курса в любое необходимое ему время. Общение с преподавателем не ограничивается индивидуальными консультациями, слушатели могут задавать вопросы преподавателю во время проведения on-line семинаров и форумов.
При дистанционной форме обучения обучающемуся помогает тьютор. Это представитель учебно-вспомогательного персонала, ведущего всю переписку с обучающимися, отслеживающего выполнения им учебного графика, организующего консультации студента по его просьбе. Тьютор проводит социологическое анкетирование среди слушателей, выясняет их мнение о форме и содержании различных курсов и передает разработчикам, помогает обучающемуся в составлении персонального учебного плана и наполнении его взаимоувязанными дисциплинами по выбору. Практика показывает, что эффективное тьюторство может осуществляться при количестве 50 обучающихся на одного тьютора. При этом никакими другими обязанностями, кроме курирования своих слушателей, тьютор не обременяется, но спрос с него идет постоянно за каждого обучающегося.
Деятельность
слушателя оценивается
Таким образом, в данном случае решаются:
Любая
система дистанционного обучения предполагает
возможность решения вышеперечисленных
задач.
Контроль
над учебным процессом.
Дистанционное
обучение является независимым и
требует высокой степени
Системы LMS, позволяют получать весьма детальные сведения о проводимом дистанционном обучении: о количестве обучаемых, о назначении им конкретных курсов, о набранных ими баллах, сроках завершения курсов, количестве учебных часов, оплате и пр. С их помощью можно формировать разнообразные отчеты, анализировать участие сотрудников различных отделов в процессе обучения, активность использования отдельных курсов и многое другое.
По запросу линейного руководителя может быть предоставлена информация о любом из сотрудников, обучающемся в системе: