Дистанционное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 23:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: описать существующие технологии дистанционного обучения и создание инсталлятора для выбранной системы дистанционного обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Дистанционное обучение
§1.1. Основные понятия дистанционного образования…..…...
§1.2. Электронное обучение…………………...………………..
§1.3. Особенности дистанционного обучения …..….................
§1.4. Технология дистанционного обучения. ……..……….….
§1.5. Выбор технологии электронного обучения
1.5.1 Коммерческие LMS\LCMS………………..………….
1.5.2 Свободно распространяемые LMS\LCMS……..…….

ГЛАВА 2. Описание работы в оболочке дистанционного обучения ATutor и создание инсталлятора
§2.1Возможности системы дистанционного обучения ATutor

§2.2 Подробная инструкция установки и настройки Atutor на Windows XP………………………………………………..……

§2.3. Техника безопасности…………………..…………………
§2.4. Экономическое обоснование разработки программы…...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................
ЛИТЕРАТУРА ..............................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Диплом (Дист. обучение).doc

— 761.50 Кб (Скачать)

    Методическое  обеспечение учебного процесса, независимо от формы обучения, является ключевым инструментом, определяющим качество предоставляемых образовательных услуг.

    Основные  моменты процесса обучения, требующие  специального методического обеспечения:

    • Методическое обеспечение дистанционного обучения:
    • Учебно-практические пособия (УПП) в бумажном варианте. Методические разработки для авторов
    • Методичка тренировочного, промежуточного и итогового тестирования
    • Методическое обеспечение сетевого тестирования
    • Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
    • Методическое обеспечение профессионального тренинга на учебных фильмах
    • Методические рекомендации по проведению государственных аттестационных мероприятий
    • Методическое обеспечение разработки УПП в электронном виде
    • Разработка каталогов существующих курсов. Регулярное обновление
    • Методическое обеспечение использования информационных технологий в процессе обучения
    • Методическое обеспечение подготовки и сертификации тьюторов.

    Важно, конечно, обеспечить и подходящую LMS, но это - только платформа. Многие компании тратят сотни тысяч долларов на платформу, на LMS, забывая, что разработка контента дистанционных курсов  также является одной из главных составляющих в системе дистанционного обучения.  LMS не работает без контента!

    Контент представляет собой систему из следующих взаимосвязанных элементов:

    • Теоретическая часть
    • Практическая часть
    • Контрольная часть
    • Аудит (схема)

    Требования, предъявляемые к разработке контента дистанционных курсов:

    • Соответствие целям обучения
    • Практическая направленность
    • Интерактивность
    • Наличие Практикума
    • Способность вызвать заинтересованность обучающегося
    • Способность активизировать самостоятельную работу и творческую активность обучающегося
    • Технологии разработки учебных курсов.

    Наполнение  учебным материалом в системе  дистанционного обучения происходит следующим образом. Носителями знаний выступают предметники - эксперты в разных областях. Причем в качестве экспертов привлекаются авторы известных учебных пособий, монографий, новых образовательных программ, ведущие специалисты-практики.

    Специалисты системы дистанционного обучения получают накопленные знания от экспертов  в различном виде, порой необработанном и неструктурированном. Задача методистов - обработать и представить полученные знания в электронном виде, удобном  для восприятия. По сути, методисты являются специалистами по приведению знаний экспертов в надлежащую форму. Далее представленные учебные материалы проходят экспертизу у предметников, на основании их замечаний и предложений вносятся необходимые коррективы. И только после этого дистанционные курсы становятся доступными для обучения.

    Основные  методические подходы, используемые при  создании и разработке курсов:

    • Учебный материал подается сжато и структурировано, что экономит время при изучении теоретических блоков.
    • Применяется принцип активизации имеющихся знаний и личного опыта изучающего.
    • Видео как сюжетная основа, позволяют широко использовать проблемный подход в обучении.
    • Совмещение популярно изложенной теории, наглядности поведенческих моделей видеофильма и практической направленности разнообразных упражнений позволяет усилить обучающий эффект (добиться синергии).
    • Использование наглядных схем, рисунков облегчает восприятие и запоминание.
    • Каждая Практическая часть содержит разнообразные по форме упражнения.

    Практическая  направленность:

    • задания и упражнения;
    • тренинги;
    • примеры реальных ситуаций;
 

    Система контроля может состоять из:

    • тестов;
    • тематических контрольных заданий;
    • итогового контрольного задания.

      Интерактивные формы обучения:

    • индивидуальные консультации;
    • форум;
    • семинары on-line;
    • аудио-видео конференции.

    В процесс прохождения курсов может  быть встроена система тестов, которая  действительно является инструментом самопроверки, позволяющим сотруднику выявить свои слабые места. Существует 5 видов различных тестов:

    • Выбор из альтернатив
    • Множественный выбор
    • Сопоставление
    • Заполнение пробела
    • Упорядочение значений

    Затем он может повторно пройти материал и снова сдать проверочный  тест. Существует и итоговый тест, который  сдается по окончании каждого  курса и оценивается, причем оценку видит и сам обучаемый. Таким образом, для каждого сотрудника из каждого подразделения создается база статистических данных, отражающая весь процесс обучения.

    Встроенная  система тестов позволяет отслеживать  не только результаты учебы, но и время, которое человек реально затратил на учебный процесс.

    Таким образом, сертификация знаний реализуется  в системах дистанционного обучения практически единственным способом – интерактивными тестами, результаты которых обрабатываются чаще всего  автоматически.

    Существуют и другие формы контроля и сертификации знаний: контрольные работы и экзамены, выполняемые учащимися в режиме offline. Для этого организуется обратная связь от Слушателя к Преподавателю. В данном случае основной критической точкой является не столько организация самой доставки, сколько обеспечение достоверности того, что полученные преподавателем от учащегося материалы действительно подготовлены этим учащимся без посторонней помощи. На сегодня ни одно из дистанционных средств не обеспечивает стопроцентной гарантии этого.

    Решение данной проблемы возможно двумя путями:

    • Выделение специального помещения и обслуживающего персонала, который гарантирует идентификацию учащихся, режим их индивидуальной работы в момент сертификации и проверки знаний.
    • Личная заинтересованность самого учащегося, мотивированная, к примеру, оплатой за результаты обучения.

    Построить учебный процесс эффективно и  надежно можно, правильно перераспределяя  сертификационную нагрузку между системой самооценки знаний, заочной оценки и очной сертификации.  

    Организация и управление учебным  процессом 

    В данном случае речь идет о системе  педагогической и организационной  поддержки учебного процесса. На протяжении всего дистанционного обучения, работу Слушателя регламентирует специалист системы дистанционного обучения. Это может быть: тьютор; преподаватель + куратор, который помогает Слушателю решить все насущные проблемы, консультирует по вопросам работы в учебной среде, делает процесс дистанционного обучения легким и удобным. Необходимо постоянное и оперативное общение, связанное с естественными и необходимыми дискуссиями в процессе дистанционного обучения, и с помощью преподавателя при разборе материала, который нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях. Для этого могут использоваться очные встречи, традиционная телефонная связь, IP-телефония, электронная почта, доска объявлений, чаты, конференции. Кроме этого, у слушателя есть возможность консультации с преподавателем по вопросам курса в любое необходимое ему время. Общение с преподавателем не ограничивается индивидуальными консультациями, слушатели могут задавать вопросы преподавателю во время проведения on-line семинаров и форумов.

    При дистанционной форме обучения обучающемуся помогает тьютор. Это представитель  учебно-вспомогательного персонала, ведущего всю переписку с обучающимися, отслеживающего выполнения им учебного графика, организующего консультации студента по его просьбе. Тьютор проводит социологическое анкетирование среди слушателей, выясняет их мнение о форме и содержании различных курсов и передает разработчикам, помогает обучающемуся в составлении персонального учебного плана и наполнении его взаимоувязанными дисциплинами по выбору. Практика показывает, что эффективное тьюторство может осуществляться при количестве 50 обучающихся на одного тьютора. При этом никакими другими обязанностями, кроме курирования своих слушателей, тьютор не обременяется, но спрос с него идет постоянно за каждого обучающегося.

    Деятельность  слушателя оценивается преподавателем с помощью контрольных работ к каждому из разделов дистанционного курса, в основе которых лежат задания, требующие разбора и анализа конкретной ситуации, подготовки развернутого ответа на поставленные вопросы.

    Таким образом, в данном случае решаются:

    • задачи обеспечения гибкости системы дистанционного обучения, как в целом, так и отдельных его компонентов по отношению к участникам учебного процесса, каждый из которых предъявляет к системе дистанционного обучения свои собственные требования.
    • задачи набора учебных групп, организацию отдельных учебных курсов, учет успеваемости, синхронизацию учебного процесса, распределение нагрузки преподавателей, составление финальной отчетности, выдачу сертификатов, дипломов и др.

    Любая система дистанционного обучения предполагает возможность решения вышеперечисленных задач. 

    Контроль  над учебным процессом. 

    Дистанционное обучение является независимым и  требует высокой степени приверженности и участия для достижения успеха. Чтобы такое обучение действительно  влияло на результаты работы, требуется больше чем просто пройти обучающий курс. Любая организация прежде всего должна определить, почему они применяют такое обучение. Все вовлеченные в обучение работники должны знать, на решение каких деловых задач нацелен курс, необходимо доносить это понимание с помощью значимых для каждого обучающегося событий. Когда предполагаемый результат тесно связан с выполнением работы, обязательность обучения легче принимается, и повышается вероятность достижения целей обучения. Эта взаимозависимость является аспектом, который наиболее часто упускается в процессе дистанционного обучения. Обучение без постановки четких задач неэффективно и является нерациональным использованием времени, а также существует высокая вероятность того, что немногие из начавших обучение дойдут до конца. Таким образом, возникает необходимость контроля, как за ходом учебного процесса, так и за его результатами. Для этого в системе дистанционного обучения существует система взаимодействия и контроля, предписывающая распределение функциональных обязанностей субъектов системы дистанционного обучения, исходя из потребностей организации, предоставление отчетности по учебной деятельности сотрудников, обучение субъектов системы дистанционного обучения работе в системе.

    Системы LMS, позволяют получать весьма детальные  сведения о проводимом дистанционном  обучении: о количестве обучаемых, о  назначении им конкретных курсов, о  набранных ими баллах, сроках завершения курсов, количестве учебных часов, оплате и пр. С их помощью можно формировать разнообразные отчеты, анализировать участие сотрудников различных отделов в процессе обучения, активность использования отдельных курсов и многое другое.

    По  запросу линейного руководителя может быть предоставлена информация о любом из сотрудников, обучающемся в системе:

    • Этап обучения на дату запроса;
    • Сведения об академической успеваемости;
    • Средний показатель по группе обучающихся;
    • Рейтинговая оценка по группе;
    • Оценка активности обучающегося и др.

Информация о работе Дистанционное обучение