Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:09, реферат
Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Дистанционное обучение
ВВЕДЕНИЕ
Россия располагает одной из
самых крупных и авторитетных
образовательных систем в мире, однако
ее пропускная способность и, главное,
формы предоставления образовательных
услуг уже не соответствуют потребностям.
Так, в результате высокого конкурса
в высшие учебные заведения каждый
год около 1,5 млн. абитуриентов остаются
за пределами высшей школы. В силу
сложных экономических условий
студенты вынуждены совмещать учебу
с работой и не всегда могут
регулярно посещать занятия. В переподготовке
по направлениям высшего образования
ежегодно нуждаются до 2 млн. человек.
Происходящие структурные изменения
в экономике, социальной и политической
жизни требуют переподготовить
по всем направлениям профессионального,
гуманитарного и социально-
Эти проблемы накладываются на такие
традиционные для России факторы, как
распределение контингента, нуждающегося
в обучении, по большим территориям
и, напротив, неравномерность
Реальная альтернатива этому —
развитие системы дистанционного образования
(СДО). За счет создания мобильной информационно
- образовательной среды, базирующейся
на современных информационных и
телекоммуникационных технологиях, и
сокращения удельных затрат на одного
обучаемого в сравнении с традиционными
системами образования СДО
Одна из наиболее активно обсуждающихся
в последние годы форм таких услуг
– это обучение с использованием
глобальной сети INTERNET или дистанционное
обучение. Представление и мнение
о целесообразности такой формы
обучения самые различные, а часто
и совершенно противоположные. Это
совершенно нормально, если учесть, что
еще недавно дистанционной
В самое последнее время
Занимая по форме промежуточное
положение между очным и
1 ПОНЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование - это результат обучения, воспитания и развития личности.
Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
ДО представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей обучения, содержания обучения, методов обучения, средств обучения, организационных формы обучения, чебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая.
В системе образования ДО отвечает
принципу гуманистичности согласно
которому никто не должен быть лишен
возможности учиться по причине
бедности, географической или временной
изолированности, социальной незащищенности
и невозможности посещать образовательные
учреждения в силу физических недостатков
или занятости
Существуют и другие трактовки понятий дистанционного обучения и образования, отражающие многообразие подходов к их пониманию:
Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно - заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства;
Дистанционное образование - комплекс
образовательных услуг, предоставляемых
широким слоям населения в
стране и за рубежом с помощью
специализированной информационной образовательной
среды, базирующейся на средствах обмена
учебной информацией на расстоянии
(спутниковое телевидение, радио, компьютерная
связь и т.п.). Информационно-образовательная
среда ДО представляет собой системно-организованную
совокупность средств передачи данных,
информационных ресурсов, протоколов
взаимодействия, аппаратно-программного
и организационно-
Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
2 ОСОБЕННОСТИ
Гибкость
Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
Модульность
В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность
Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».
Дальнодействие
Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Асинхронность
Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
Охват
Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.
Рентабельность
Под этой особенностью подразумевается
экономическая эффективность
Преподаватель
Речь идет о новой роли преподавателя (в СДО - тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.
Обучающийся
Точнее, новая роль обучающегося, или, как более принято в системе ДО, слушателя. Для того, чтобы пройти ДО, от него требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.
НИТ (Новые информационные технологии)
В СДО используются, преимущественно, НИТ (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.)
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WORLD WIDE WEB В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Международная сеть Интернет предоставляет
большие возможности для
Наиболее подходящей для организации дистанционного обучения является система WWW. World Wide Web (WWW) -это новейший информационный сервис сети Интернет. WWW построена на технологии, в основу которой положено понятие гипертекста. Эта система является одним из наиболее гибких средств поиска в Интернет. Гипертекстовая модель WWW может обеспечить для каждого элемента описание любого объема. Она также располагает более широкими возможностями в плане предоставления универсального интерфейса. Каждая статья содержит ссылки на другие сообщения. Программа просмотра преобразует материалы, полученные по электронной почте, в гипертекст, превращая перекрестные ссылки в гипертекстовые. Следовательно, Вы можете перемещаться между исходными статьями, статьями, продолжающими обсуждение, и по перекрестным ссылкам, используя установленные связи.
Указанные преимущества системы WWW позволяют создавать следующий спектр учебных систем с доступом через Интернет:
Интерактивные учебники и учебные пособия;
Анонимные квалификационные и пробные тесты;
Тесты и экзамены для студентов дистанционного обучения;
Организация обратной связи преподаватель - студент.
WWW позволяет комбинировать
Теперь необходимо сказать несколько слов об оформлении учебного материала, используемого в процессе обучения
Вообще, Web предоставляет практически уникальные возможности творческого подхода к оформлению документов. Может быть выбрана любая удобная форма представления материала читателю. Это могут быть фотографии, графики, рисунки, текст, видеофрагменты и т.д. Все это может быть расположено на странице практически в произвольной форме. Но в данном случае, когда речь идет о чтении и рассмотрении материала с целью его понимания и запоминания, наверное, необходимо выработать единую концепцию оформления документов. Может быть, даже полезным будет определение подобия стандарта, который будет использоваться во всех без исключения случаях публикации учебного материала.
Уже доказано, что степень усваиваемости информации с экрана монитора на 25% ниже, чем при чтении с листа бумаги. Это обуславливает некоторые простые принципы, которые могут помочь при оформлении и публикации.
Прежде всего, не следует использовать
никаких графических