Дистанционное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:27, доклад

Краткое описание

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с организацией применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях. Применение дистанционных образовательных технологий является актуальным как для учреждений высшего профессионального образования, так и для образовательных учреждений иных типов, в том числе общеобразовательных школ.

Файлы: 1 файл

дистанционное обучение.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

В настоящее время все большую  актуальность приобретают вопросы, связанные с организацией применения дистанционных образовательных  технологий в образовательных учреждениях. Применение дистанционных образовательных  технологий является актуальным как  для учреждений высшего профессионального образования, так и для образовательных учреждений иных типов, в том числе общеобразовательных школ.

Закон РФ «Об  образовании» от 10 июня 1992 года № 3266-1 в  подпункте 5 п. 2 статьи 32 устанавливает  норму о том, что образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере образования.

Согласно  п. 2 Порядка использования дистанционных  образовательных технологий, утвержденного  Приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 6 мая 2005 г. № 137 (далее – порядка), под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Данные образовательные технологии используются образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования (п. 1 порядка).

При применении дистанционных образовательных  технологий образовательная организация  обладает следующими правами:

образовательная организация вправе использовать дистанционные  технологии при всех формах получения  образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (п. 4 порядка). Формами получения образования согласно п. 1 статьи 10 Закона РФ «Об образовании» являются: в образовательном учреждении – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; семейное образование, самообразование, экстернат;

использование дистанционных образовательных  технологий не исключает права учреждения на проведение учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в масштабах, определяемых образовательным учреждением (п. 4 порядка);

учет результатов  образовательного процесса и внутренний документооборот при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных  технологий может вестись в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», то есть с использованием электронно-цифровых документов (документов, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме) и электронных цифровых подписей (реквизитов электронного документа, предназначенных для защиты данного электронного документа от подделки, полученных в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе) (п. 7 порядка);

использование дистанционных образовательных  технологий при реализации образовательных  программ предполагает необходимость установления порядка и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам (п. 10 порядка);

образовательная организация вправе осуществлять организационное  и методическое взаимодействие с  педагогическими работниками в  процессе использования дистанционных образовательных технологий, в том числе с работниками, проживающими вне места нахождения образовательного учреждения (филиала), с применением информационных и телекоммуникационных технологий (п. 11 порядка).

При применении дистанционных образовательных технологий образовательная организация приобретает следующие обязанности:

в штате  образовательного учреждения необходимо наличие руководящих работников, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий  уровень подготовки (п. 5 порядка);

обеспечение наличия специально оборудованных  помещений с соответствующей  техникой, позволяющих реализовывать  образовательные программы с  использованием дистанционных образовательных  технологий (п. 5 порядка);

обеспечение наличия системы повышения квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала в области использования дистанционных образовательных технологий (п. 11 порядка);

сохранение  сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе (п. 7 порядка);

обеспечение доступа обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому  комплексу (на бумажном или электронном  носителях), включающему: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники, позволяющие обеспечить освоение и реализацию образовательной программы (п. 8 порядка);

предоставление  обучающимся возможности получения  учебно-методической помощи, в том  числе в форме консультаций с  использованием информационных и телекоммуникационных технологий (п. 12 порядка).

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации в письме от 11 июня 2004 г. № 01–17/05–01 «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования» указала на то, что выдаваемая в результате проведения экспертизы лицензия не должна содержать указаний о применении образовательным учреждением дистанционных образовательных технологий.

К нарушениям в сфере применения дистанционных  образовательных технологий в указанном письме было отнесено:

ведение обучения в очной и очно-заочной формах получения образования;

ведение систематических  занятий в заочной форме обучения, а не только консультаций, текущего контроля успеваемости и промежуточной  аттестации обучающихся.

При организации  предоставления образовательных услуг  с использованием дистанционных  образовательных технологий необходимо учитывать правила оказания платных  образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (далее – правила), которые распространяются в том числе и на негосударственные образовательные организации, осуществляющие платную образовательную деятельность (подпункт 3 п. 3 правил).

Согласно  п. 7 правил, исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. К числу таковой информации относятся и сведения о дистанционном способе предоставления образовательных услуг.

Использование дистанционных образовательных  технологий при предоставлении образовательных  услуг (пределы, обязательства исполнителя, процедура) должны быть отражены в договоре на оказание образовательных услуг. Данные сведения относятся к такому обязательному условию договора, как «другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг», предусмотренному подпунктом «д» пункта 14 правил.


Информация о работе Дистанционное обучение