Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:52, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является оценка эффективности дистанционного педагогического образования.
Поставленная цель определила следующие основные задачи:
• Изучить структуру систем высшего заочного образования
• Проанализировать проблемы заочного образования и пути их решения
Введение
Глава 1. Сущность заочного образования
1.1 Структура систем высшего образования
1.2 Проблемы заочного образования и пути их решения
1.3 Дистанционное обучение как форма заочного образования
Глава 2. Технология реализации темы в образовательном учреждении
2.1 Технологии образования заочного обучения: принципы, пути, формы
2.2 Учебная программа как средство дистанционного обучения
2.3 Эффективность технологии дистанционного обучения
Заключение
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Сущность заочного образования
1.1 Структура систем высшего образования
1.2 Проблемы заочного образования и пути их решения
1.3 Дистанционное обучение как форма заочного образования
Глава 2. Технология реализации темы в образовательном учреждении
2.1 Технологии образования заочного обучения: принципы, пути, формы
2.2 Учебная программа как средство дистанционного обучения
2.3 Эффективность технологии дистанционного обучения
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В системе высшего образования Российской Федерации на протяжении более 70 лет действует система заочного образования. В настоящее время, несмотря на глубокие перемены, происходящие в России, система заочного образования продолжает оставаться важным источником получения высшего образования. Однако она постепенно устаревает и недостаточно хороша для современных условий. Более того, она уже не отвечает потребностям завтрашнего дня. Очевидно, что заочное образование нуждается в более совершенном содержании, методике и учебных материалах.
Традиционное заочное образование в России постоянно предполагает прямой контакт студентов и преподавателей. Сессии проводятся, как правило, в самом учебном заведении. Во время сессии, продолжительность которых составляет 50-60 дней в году, студенты осуществляют контакты с преподавателями. Меньшее значение играет переписка, роль которой в настоящее время еще более сокращается. Основные усилия заочных институтов и факультетов направлены на увеличение количества дней, которые студенты должны провести непосредственно в учебном заведении, и на совершенствование методов преподавания, используемых на занятии.
Необходимость совершенствования традиционного заочного обучения в России определяется также и общеэкономическими факторами.
Вряд ли можно ожидать, что работодатель в течение 5-6 лет будет легко отпускать своего сотрудника на сессии.
Одной из главных задач заочного обучения в России должно быть адекватное, гибкое и эффективное предоставление обучения в соответствии с конкретными потребностями различных категорий обучаемых. Программы обучения должны определяться, в основном, спросом. С изменением спроса адекватно меняются и программы. Учебные материалы также должны соответствовать современным принципам обучения и запросом различных аудиторий.
Необходимо, чтобы удовлетворялись различные запросы студентов в отношении времени, места, частоты контактов с преподавателями, а также использовались наиболее современные и эффективные технологии.
Для решения вышеизложенных задач требуется изменение форм заочного обучения, пересмотр старых представлений в отношении методики преподавания, практики проведения учебных сессий, внедрения в практику заочного обучения новых технических средств.
Представленные факты актуализируют тему данного исследования.
Объектом исследования является система заочного образования в России.
Предметом исследования является процесс внедрения технологии дистанционного обучения.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка эффективности дистанционного педагогического образования.
Поставленная цель определила следующие основные задачи:
Изучить структуру систем высшего заочного образования
Проанализировать проблемы заочного образования и пути их решения
Изучить технологию дистанционного обучения
Раскрыть эффективность дистанционного обучения
Цель и задачи работы определили ее логику и структуру. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованных источников и литературы, содержащий более 30 источников и приложений. Общий объем работы составляет 66 страниц.
В процессе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ философской, психологической, методической литературы и работ по проблеме дистанционного обучения.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных выводов во всех образовательных учреждениях. В помощь учителям, преподавателям разных учебных заведений осознать не только значимость дистанционной формы обучения в системе образования, но и грамотно организовать учебный процесс, чтобы добиться качества образования не ниже, а подчас и выше, чем в очной форме.
В работе была использована литература как нормативного, так и научного характера. Большое внимание уделено работам таких авторов, как Андреев А.А., Бернадский А.М., Полат Е.С., Попова Н.Е. и других.
Большой интерес представляют журналы «Высшее образование в России», «Дистанционное образование», «Информатика и образование» и другие.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Структура систем высшего образования
Развитие общества на современном этапе потребовало коренного изменения системы образования и, в частности, педагогического образования. Обновление системы педагогического образования предполагает приведение ее целей, содержания, технологий и структуры вуза в соответствие с потребностями общества в школе развивающей и развивающейся. В настоящее время разработана новая парадигма высшего педагогического образования и в шестнадцати педагогических вузах проводится эксперимент по введению многоуровневой системы высшего педагогического образования. Поясним смысл терминов: образование, высшее образование, система образования.
Под образованием понимается получение систематизированных знаний и навыков, в том числе полученных и в результате обучения. Образование включает освоение опыта (обучение) и на его базе социализацию (воспитание) и развитие личности.
Высшее образование (ВО) - любое систематическое образование общей продолжительностью не менее двух лет, осуществляемое на базе среднего (полного) общего образования.
Система образования - совокупность преемственных образовательных (общеобразовательных и профессиональных) программ и государственных стандартов, а также сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления [см.: 1.1.].
Международный и отечественный опыт свидетельствуют о существовании различных систем высшего образования, которые в обобщенном виде могут быть сведены к трем типам: одноуровневая, ступенчатая и многоуровневая.
Одноуровневая система высшего образования (ОСВО) ориентирована на подготовку специалиста с высшим профессиональным образованием, функционал которого задан на входе системы и не может быть изменен в процессе обучения. Образовательная функция системы играет вспомогательную роль по отношению к профессиональной подготовке. Выход из системы на промежуточных этапах (до ее полного завершения) даже с дипломом специалиста более низкой квалификации невозможен. Срок обучения, в зависимости от специальности, от 4 до 6 лет.
Ступенчатая система высшего образования (ССВО) ориентирована на подготовку специалистов, квалификационный функционал которых задается на входе каждой ступени системы в зависимости от выбранного типа учебного заведения. Например, комплекс: ПТУ - техникум - вуз. Образовательная функция здесь также носит подчиненный характер по отношению к профессиональной подготовке и на некоторых ступенях может практически отсутствовать. Возможен выход из системы после каждой ступени с дипломом специалиста все более высокой квалификации (например, квалифицированный рабочий, техник, инженер). Срок обучения при последовательном прохождении всех ступеней от 7 до 11 лет.
Многоуровневая система высшего образования (МСВО) ориентирована на предоставление личности образовательных услуг, позволяющих ей уже в процессе обучения самостоятельно выбирать индивидуальную траекторию получения необходимого образования и на его базе - соответствующий уровень профессиональной подготовки. В отличие от первых двух систем образовательная функция, особенно на первых двух уровнях, играет главенствующую роль по отношению к профессиональной подготовке. Возможен выход из системы на различных этапах с образовательными дипломами различных уровней (общее (неполное) ВО, базовое ВО, полное ВО) и полученными на их основе различными квалификационными сертификатами.
Многоуровневая система принципиально отличается от остальных. Эти отличия заключаются в следующем:
- для личности она дает свободу выбора образовательной траектории обучения и возможность ее изменения в самом процессе обучения;
- для государства - возможность получения специалиста за короткие сроки (1-2 года) по вновь возникшим направлениям;
- для вуза - смену парадигмы организации учебного процесса. В условиях "многоуровневки" вуз самостоятельно конструирует содержание и технологии обучения, руководствуясь государственными стандартами.
Еще одним существенным отличием "многоуровневки" является тот факт, что в первых двух системах образовательная функция носит подчиненный характер по отношению к профессиональной, а в многоуровневой она является главенствующей и базовой по отношению к профессиональной подготовке.
Индивидуальная
образовательная траектория в многоуровневой
системе педагогического образования
представляет собой образовательно-
Структура основной профессиональной образовательной программы второго уровня (бакалавриата) состоит из четырех блоков: общекультурного, психолого-педагогического, предметного общего для направления образования и предметного специального. Указанные блоки содержат обязательный перечень модулей, имеющийся перечень дисциплин носит рекомендательный характер. Общекультурный блок обеспечивает решение следующих задач: формирование научно-обоснованной картины мира, этической, эстетической, правовой, экономической, художественной, коммуникативной, соматической культуры, культуры труда, в том числе интеллектуального. Этот блок предусматривает многообразие форм и методов осуществления общекультурной подготовки личности с учетом региональных особенностей; рассчитан на широкую вариативность общекультурной подготовки, исходя из индивидуальных потребностей, запросов, интересов обучаемого.
Психолого-педагогический блок предназначен для формирования знаний объективных закономерностей процесса обучения, воспитания и проблем педагогической науки, мировой и отечественной практики в учреждениях образования, семье и других сферах жизнедеятельности. Он содержит знания основных положений общей, возрастной и педагогической психологии; умения анализировать и интерпретировать педагогический опыт; умения оперировать данными педагогической науки в основных деятельностных ситуациях; методы научно - педагогических исследований.
Общепредметный блок является основой предметного образования по выбранному направлению, осуществляет интеграцию различных предметно-проблемных полей, входящих в данное направление.
Специальный предметный блок позволяет студенту выбрать индивидуальную образовательную траекторию в рамках данного направления. Этот блок способствует овладению основными понятиями, законами и закономерностями, теориями, их связями в структуре предметного знания; закладывает и развивает логико-познавательные и творческие качества личности, определяя и совершенствуя необходимое качество современного специалиста в области образования - стремление к самообразованию, подготавливает к усвоению профессиональных программ в выбранном направлении. Основные достоинства многоуровневой системы по сравнению с другими с позиций основных субъектов высшего образования заключаются для:
- личности - в возможности осуществлять индивидуальный выбор содержания, уровня и пути получения высшего образования, профессиональной подготовки, удовлетворяющей ее (личность) интеллектуальные, социальные и экономические потребности. Возможность результативного завершения образования на каждом уровне многоуровневой системы высшего образования снимает противоречие между уровнями способностей и возможностей студента и требованиями образовательного стандарта. Тем самым, защищаются права тех, кто не готов пока получить образование более высокого уровня;
- общества - в возможности получить специалиста с затребованными квалификационными параметрами в достаточно короткие сроки (1-2 года).
В рыночных условиях это защищает права потребителей, которые будут оплачивать (напрямую, или через систему налогообложения) стоимость подготовки тех работников, которые им нужны, а не тех, которых навязывает традиционная система высшего образования;
- преподавателей вуза - в возможности наиболее полной реализации своего научно-педагогического потенциала, т.к. эта система дает большую самостоятельность в определении содержания, технологий обучения и защищает их право работать со студентом, подготовленным к обучению на данном уровне и заинтересованном в получении выбранных им образовательных услуг.
Недостатки многоуровневой системы высшего образования являются продолжением ее достоинств. Данная система, легко подстраивающаяся под требования рынка, может привести к резкому снижению качества подготовки специалистов для тех областей, в которых результат деятельности специалистов проявляется не сразу, а через достаточно длительное время. К таким областям, в первую очередь, относится просвещение, где "время проявления", пожалуй, наибольшее и равно периоду смены поколений. В условиях перманентного дефицита государственного бюджета у общества появляется соблазн сэкономить на подготовке специалистов, "ничего не дающих" данному поколению.