Дистанционное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является оценка эффективности дистанционного педагогического образования.
Поставленная цель определила следующие основные задачи:
• Изучить структуру систем высшего заочного образования
• Проанализировать проблемы заочного образования и пути их решения

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность заочного образования
1.1 Структура систем высшего образования
1.2 Проблемы заочного образования и пути их решения
1.3 Дистанционное обучение как форма заочного образования
Глава 2. Технология реализации темы в образовательном учреждении
2.1 Технологии образования заочного обучения: принципы, пути, формы
2.2 Учебная программа как средство дистанционного обучения
2.3 Эффективность технологии дистанционного обучения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

188868.rtf

— 1.18 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Сущность заочного образования

1.1 Структура систем высшего образования

1.2 Проблемы заочного образования и пути их решения

1.3 Дистанционное обучение как форма заочного образования

Глава 2. Технология реализации темы в образовательном учреждении

2.1 Технологии образования заочного обучения: принципы, пути, формы

2.2 Учебная программа как средство дистанционного обучения

2.3 Эффективность технологии дистанционного обучения

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В системе высшего образования Российской Федерации на протяжении более 70 лет действует система заочного образования. В настоящее время, несмотря на глубокие перемены, происходящие в России, система заочного образования продолжает оставаться важным источником получения высшего образования. Однако она постепенно устаревает и недостаточно хороша для современных условий. Более того, она уже не отвечает потребностям завтрашнего дня. Очевидно, что заочное образование нуждается в более совершенном содержании, методике и учебных материалах.

Традиционное заочное образование в России постоянно предполагает прямой контакт студентов и преподавателей. Сессии проводятся, как правило, в самом учебном заведении. Во время сессии, продолжительность которых составляет 50-60 дней в году, студенты осуществляют контакты с преподавателями. Меньшее значение играет переписка, роль которой в настоящее время еще более сокращается. Основные усилия заочных институтов и факультетов направлены на увеличение количества дней, которые студенты должны провести непосредственно в учебном заведении, и на совершенствование методов преподавания, используемых на занятии.

Необходимость совершенствования традиционного заочного обучения в России определяется также и общеэкономическими факторами.

Вряд ли можно ожидать, что работодатель в течение 5-6 лет будет легко отпускать своего сотрудника на сессии.

Одной из главных задач заочного обучения в России должно быть адекватное, гибкое и эффективное предоставление обучения в соответствии с конкретными потребностями различных категорий обучаемых. Программы обучения должны определяться, в основном, спросом. С изменением спроса адекватно меняются и программы. Учебные материалы также должны соответствовать современным принципам обучения и запросом различных аудиторий.

Необходимо, чтобы удовлетворялись различные запросы студентов в отношении времени, места, частоты контактов с преподавателями, а также использовались наиболее современные и эффективные технологии.

Для решения вышеизложенных задач требуется изменение форм заочного обучения, пересмотр старых представлений в отношении методики преподавания, практики проведения учебных сессий, внедрения в практику заочного обучения новых технических средств.

Представленные факты актуализируют тему данного исследования.

Объектом исследования является система заочного образования в России.

Предметом исследования является процесс внедрения технологии дистанционного обучения.

Целью выпускной квалификационной работы является оценка эффективности дистанционного педагогического образования.

Поставленная цель определила следующие основные задачи:

Изучить структуру систем высшего заочного образования

Проанализировать проблемы заочного образования и пути их решения

Изучить технологию дистанционного обучения

Раскрыть эффективность дистанционного обучения

Цель и задачи работы определили ее логику и структуру. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованных источников и литературы, содержащий более 30 источников и приложений. Общий объем работы составляет 66 страниц.

В процессе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ философской, психологической, методической литературы и работ по проблеме дистанционного обучения.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных выводов во всех образовательных учреждениях. В помощь учителям, преподавателям разных учебных заведений осознать не только значимость дистанционной формы обучения в системе образования, но и грамотно организовать учебный процесс, чтобы добиться качества образования не ниже, а подчас и выше, чем в очной форме.

В работе была использована литература как нормативного, так и научного характера. Большое внимание уделено работам таких авторов, как Андреев А.А., Бернадский А.М., Полат Е.С., Попова Н.Е. и других.

Большой интерес представляют журналы «Высшее образование в России», «Дистанционное образование», «Информатика и образование» и другие.

 

 

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1.1 Структура систем высшего образования

 

Развитие общества на современном этапе потребовало коренного изменения системы образования и, в частности, педагогического образования. Обновление системы педагогического образования предполагает приведение ее целей, содержания, технологий и структуры вуза в соответствие с потребностями общества в школе развивающей и развивающейся. В настоящее время разработана новая парадигма высшего педагогического образования и в шестнадцати педагогических вузах проводится эксперимент по введению многоуровневой системы высшего педагогического образования. Поясним смысл терминов: образование, высшее образование, система образования.

Под образованием понимается получение систематизированных знаний и навыков, в том числе полученных и в результате обучения. Образование включает освоение опыта (обучение) и на его базе социализацию (воспитание) и развитие личности.

Высшее образование (ВО) - любое систематическое образование общей продолжительностью не менее двух лет, осуществляемое на базе среднего (полного) общего образования.

Система образования - совокупность преемственных образовательных (общеобразовательных и профессиональных) программ и государственных стандартов, а также сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления [см.: 1.1.].

Международный и отечественный опыт свидетельствуют о существовании различных систем высшего образования, которые в обобщенном виде могут быть сведены к трем типам: одноуровневая, ступенчатая и многоуровневая. 

Одноуровневая система высшего образования (ОСВО) ориентирована на подготовку специалиста с высшим профессиональным образованием, функционал которого задан на входе системы и не может быть изменен в процессе обучения. Образовательная функция системы играет вспомогательную роль по отношению к профессиональной подготовке. Выход из системы на промежуточных этапах (до ее полного завершения) даже с дипломом специалиста более низкой квалификации невозможен. Срок обучения, в зависимости от специальности, от 4 до 6 лет.

Ступенчатая система высшего образования (ССВО) ориентирована на подготовку специалистов, квалификационный функционал которых задается на входе каждой ступени системы в зависимости от выбранного типа учебного заведения. Например, комплекс: ПТУ - техникум - вуз. Образовательная функция здесь также носит подчиненный характер по отношению к профессиональной подготовке и на некоторых ступенях может практически отсутствовать. Возможен выход из системы после каждой ступени с дипломом специалиста все более высокой квалификации (например, квалифицированный рабочий, техник, инженер). Срок обучения при последовательном прохождении всех ступеней от 7 до 11 лет.

Многоуровневая система высшего образования (МСВО) ориентирована на предоставление личности образовательных услуг, позволяющих ей уже в процессе обучения самостоятельно выбирать индивидуальную траекторию получения необходимого образования и на его базе - соответствующий уровень профессиональной подготовки. В отличие от первых двух систем образовательная функция, особенно на первых двух уровнях, играет главенствующую роль по отношению к профессиональной подготовке. Возможен выход из системы на различных этапах с образовательными дипломами различных уровней (общее (неполное) ВО, базовое ВО, полное ВО) и полученными на их основе различными квалификационными сертификатами.

Многоуровневая система принципиально отличается от остальных. Эти отличия заключаются в следующем:

- для личности она дает свободу выбора образовательной траектории обучения и возможность ее изменения в самом процессе обучения;

- для государства - возможность получения специалиста за короткие сроки (1-2 года) по вновь возникшим направлениям;

- для вуза - смену парадигмы организации учебного процесса. В условиях "многоуровневки" вуз самостоятельно конструирует содержание и технологии обучения, руководствуясь государственными стандартами.

Еще одним существенным отличием "многоуровневки" является тот факт, что в первых двух системах образовательная функция носит подчиненный характер по отношению к профессиональной, а в многоуровневой она является главенствующей и базовой по отношению к профессиональной подготовке.

Индивидуальная образовательная траектория в многоуровневой системе педагогического образования представляет собой образовательно-профессиональную программу (ОПП), конструируемую студентом в соответствии с его возможностями и потребностями, включающую в себя обязательные курсы и практикумы, курсы по выбору студента из предложенных ему вузом, и факультативные курсы, затребованные студентом. Студент вправе завершить образовательно-профессиональную программу на любом уровне. И после завершения любого образовательного уровня студент может получить соответствующую профессиональную подготовку.

Структура основной профессиональной образовательной программы второго уровня (бакалавриата) состоит из четырех блоков: общекультурного, психолого-педагогического, предметного общего для направления образования и предметного специального. Указанные блоки содержат обязательный перечень модулей, имеющийся перечень дисциплин носит рекомендательный характер. Общекультурный блок обеспечивает решение следующих задач: формирование научно-обоснованной картины мира, этической, эстетической, правовой, экономической, художественной, коммуникативной, соматической культуры, культуры труда, в том числе интеллектуального. Этот блок предусматривает многообразие форм и методов осуществления общекультурной подготовки личности с учетом региональных особенностей; рассчитан на широкую вариативность общекультурной подготовки, исходя из индивидуальных потребностей, запросов, интересов обучаемого.

Психолого-педагогический блок предназначен для формирования знаний объективных закономерностей процесса обучения, воспитания и проблем педагогической науки, мировой и отечественной практики в учреждениях образования, семье и других сферах жизнедеятельности. Он содержит знания основных положений общей, возрастной и педагогической психологии; умения анализировать и интерпретировать педагогический опыт; умения оперировать данными педагогической науки в основных деятельностных ситуациях; методы научно - педагогических исследований.

Общепредметный блок является основой предметного образования по выбранному направлению, осуществляет интеграцию различных предметно-проблемных полей, входящих в данное направление.

Специальный предметный блок позволяет студенту выбрать индивидуальную образовательную траекторию в рамках данного направления. Этот блок способствует овладению основными понятиями, законами и закономерностями, теориями, их связями в структуре предметного знания; закладывает и развивает логико-познавательные и творческие качества личности, определяя и совершенствуя необходимое качество современного специалиста в области образования - стремление к самообразованию, подготавливает к усвоению профессиональных программ в выбранном направлении. Основные достоинства многоуровневой системы по сравнению с другими с позиций основных субъектов высшего образования заключаются для:

- личности - в возможности осуществлять индивидуальный выбор содержания, уровня и пути получения высшего образования, профессиональной подготовки, удовлетворяющей ее (личность) интеллектуальные, социальные и экономические потребности. Возможность результативного завершения образования на каждом уровне многоуровневой системы высшего образования снимает противоречие между уровнями способностей и возможностей студента и требованиями образовательного стандарта. Тем самым, защищаются права тех, кто не готов пока получить образование более высокого уровня;

- общества - в возможности получить специалиста с затребованными квалификационными параметрами в достаточно короткие сроки (1-2 года).

В рыночных условиях это защищает права потребителей, которые будут оплачивать (напрямую, или через систему налогообложения) стоимость подготовки тех работников, которые им нужны, а не тех, которых навязывает традиционная система высшего образования;

- преподавателей вуза - в возможности наиболее полной реализации своего научно-педагогического потенциала, т.к. эта система дает большую самостоятельность в определении содержания, технологий обучения и защищает их право работать со студентом, подготовленным к обучению на данном уровне и заинтересованном в получении выбранных им образовательных услуг.

Недостатки многоуровневой системы высшего образования являются продолжением ее достоинств. Данная система, легко подстраивающаяся под требования рынка, может привести к резкому снижению качества подготовки специалистов для тех областей, в которых результат деятельности специалистов проявляется не сразу, а через достаточно длительное время. К таким областям, в первую очередь, относится просвещение, где "время проявления", пожалуй, наибольшее и равно периоду смены поколений. В условиях перманентного дефицита государственного бюджета у общества появляется соблазн сэкономить на подготовке специалистов, "ничего не дающих" данному поколению.

Информация о работе Дистанционное обучение