Дистанционное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является оценка эффективности дистанционного педагогического образования.
Поставленная цель определила следующие основные задачи:
• Изучить структуру систем высшего заочного образования
• Проанализировать проблемы заочного образования и пути их решения

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность заочного образования
1.1 Структура систем высшего образования
1.2 Проблемы заочного образования и пути их решения
1.3 Дистанционное обучение как форма заочного образования
Глава 2. Технология реализации темы в образовательном учреждении
2.1 Технологии образования заочного обучения: принципы, пути, формы
2.2 Учебная программа как средство дистанционного обучения
2.3 Эффективность технологии дистанционного обучения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

188868.rtf

— 1.18 Мб (Скачать)

В связи с этим рынок труда начинает заказывать специалиста "подешевле", с сокращенными сроками подготовки, при меньшей трудоемкости и стоимости образовательно-профессиональной программы. Не допустить этой опасной тенденции может только сама высшая школа, если не будет устраняться от формирования общественного мнения. В частности, в системе высшей школы необходимо налаживать маркетинговую службу для формирования соответствующего спроса на рынке труда специалистов. Кроме того, многоуровневая система высшего образования, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей личности, является наиболее дорогостоящей из трех рассматриваемых систем. Это связано с тем, что вариативность курсов (при сохранении традиционной технологии) требует увеличения штатов преподавателей, а ориентация на самостоятельную работу студентов - резкого улучшения материально-технического оснащения учебного процесса.

 

1.2 Проблемы заочного образования и пути их решения

 

Изучив структуру систем высшего образования, можно сделать вывод, что традиционная система высшего заочного образования все более заметно отстает от быстро изменяющейся жизни. В настоящее время наблюдается рост числа людей, желающих получить высшее образование. Одновременно становится больше и тех, кто не может это сделать в форме очного, дневного обучения. Это связано как с нежеланием тратить на обучение полный день (необходимость интенсивно работать), так и с физической невозможностью регулярного посещения занятий (удаленность университета, инвалидность и т.д.). Как результат, наблюдается рост популярности заочного обучения. Выпускники современной системы высшего заочного образования России, входящие в складывающуюся транснациональную экономику должны обладать унифицированными кодами освоения локальных и глобальных процессов развития цивилизации и культуры. Одной из актуальнейших проблем современной школы является необходимость в учителе с вариативно - творческим профессиональным обликом, тогда как сложившаяся система высшего заочного образования воспроизводит кадры, опираясь на сложившуюся традицию.

Одним из серьезных ее недостатков является невозможность преодоления противоречия между потребностью в разностороннем развитии с одной стороны, и глубокой профессионализации - с другой.

Среди других недостатков заочного обучения в его традиционной форме можно назвать:

прерывистость учебного процесса;

отсутствие постоянной обратной связи;

проблема контроля качества обучения;

затрудненный доступ к библиотечным фондам.

О том, что при положительном отношении к системе заочного образования в целом эти недостатки хорошо осознаются, свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного Московским государственным открытым педагогическим университетом. Для решения выше перечисленных проблем необходимо усовершенствовать содержание учебного процесса на заочных отделениях, необходимость в специальных учебниках для заочников, а также внедрения дистанционного обучения на базе развития компьютерных коммуникаций в региональных центрах заочного образования.

Прежде всего пересмотру подлежит психолого-педагогическая сущность системы высшего заочного образования, когда соотношение между педагогическим методом и системой знаний традиционно решается в пользу системы. В этом случае теория превалирует над практикой, обучение поглощает процесс развития. Необходима и тонко организованная структурная перестройка.

Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования предполагает использование новых средств обучения в области технологии коммуникации и Multimedia, средства телекоммуникации являются центральным звеном в системе дистанционного обучения. Именно они позволяют обеспечить максимальную пространственную и временную независимость обучаемых и привлечение преподавателей независимо от места жительства. Использование компьютерных сетей для указанных целей предполагает наличие следующих необходимых разделов, обеспечивающих учебный процесс:

- раздел «Администрация и службы», необходим для решения административно-технических вопросов;

- раздел «Учебные занятия», где студент получает доступ к лекциям, семинарам. Через данный раздел возможна непосредственная связь с преподавателем, а также сдача экзаменов и зачетов;

- «Научный центр» обеспечивает возможность занятия научно-исследовательской работой, выбор научного руководителя;

- «Библиотека» позволяет получить доступ к каталогу университетской библиотеки и осуществить выбор, заказ и просмотр необходимой литературы. Существование данного раздела даст возможность доступа к другим библиотекам.

Весьма перспективна попытка использования дистанционных методов обучения для обнаружения глубинных интегративных координат высшего заочного образования, что в итоге позволит реализовать выполнение современных требований по подготовке учителя с вариативно-творческим профессиональным обликом.

 

1.3 Дистанционное обучение как форма заочного образования

 

В исследованиях ученых [см.: 3.2; 3.3; 3.6. и др.] дискуссионным является вопрос, можно ли считать дистанционное обучение альтернативой существующей системы заочного образования и каким образом осуществить в современных условиях переход от сложившихся образовательных традиций к новым формам и методам, заложенным в дистанционном обучении.

По мнению экспертов [см.: 3.2; 3.3; 3.6.], современный ученик усваивает 20% из того, что видит, 50% - из того, что видит и слышит, и 70% той информации, что добывает самостоятельно (например, работая с Интернетом). Поэтому дистанционное образование не повредит обычной системе заочного образования. Скорее наоборот, откроет перед обучающимися новые возможности.

В основе заочной и дистанционной формы получения высшего образования заложен один и тот же принцип - самообучение.

Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.

Одним из наиболее привлекательных достоинств дистанционного обучения является возможность совмещения эффективности индивидуального обучения с экономичностью массового. По сути она представляет собой вариант автоматизированного обучения, в котором компьютер выполняет роль как учителя, так и администратора - организатора учебного процесса, с использованием локальных или глобальных коммуникационных сетей. Данная система образования позволяет начать обучение с любого момента в зависимости от подготовки обучаемого. Кроме того, она дает возможность повышения качества и интенсификации обучения. Каждый студент получает возможность самостоятельно определять сроки получения образования.

Образование личности - важнейшая общечеловеческая проблема современности. Все более очевидной эта истина становится в наступившем XXI веке - времени информатизации и компьютеризации всей общественной жизни. Академической общественностью системы образования России сегодня признано, что важнейшим и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.

Значимость дистанционного образования в отечественной педагогике достаточно подробно проанализирована в работах ученых: А.А.Андреева, В.Ф.Горнева, Ю.П.Господарика, В.И. Кинелева, В.П.Колмогорова, В.Н.Лазарева, А.В.Могилева, В.И.Овсянникова, О.П.Околелова, Е.С.Полат, А.Е.Петрова, В.И. Солдаткина, Э.Г.Скибицкого, В.П.Тихомирова, О.Б.Тыщенко, А.В.Хуторского, В.Д.Шадрикова, В.А.Шаповалова. Их взгляды отражают обширный диапазон представлений о сущности и содержании дистанционного образования, особенностях учебного процесса.

В педагогике в термин «дистанционное образование» вкладывается следующий смысл. Дистанционное образование (от лат. distantia - расстояние) - международный термин, трактуемый как «образование на расстоянии, обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и поэтому не вступающих в постоянный контакт с его преподавательским составом.

На основе этого определение дистанционное образование можно трактовать как по преимуществу самостоятельное образование (самообразование), в отличие от самообразования как такового включающее в себя в той или иной форме обратную связь с преподавателем (образовательным учреждением). К достоинствам заочного образования можно отнести:

тщательно отработанные методики обучения, апробированные во времени и применяемые для больших групп обучаемых;

отсутствие количественных ограничений студентов по отдельным курсам;

индивидуализацию обучения, позволяющую студентам выбирать собственный темп и график учебной деятельности;

предоставление возможности выбора преподавателя, который является экспертом по конкретной учебной дисциплине [см.: 2.8.].

Кроме того, в системе заочного обучения накоплен немалый опыт разработки методических и учебных материалов, заданий для самостоятельной работы, описаний лабораторных работ, тестирующих заданий. В настоящее время заочное образование теряет свою значимость, уступая место дистанционному образованию, основанному на новых информационных технологиях. В своем историческом развитии дистанционное образование реализовало три стадии обмена информации с обучаемыми: с помощью обычной почты (обмен бандеролями), кейс-технологий, сетевых технологий (телекоммуникации, e-mail, Internet, real chat и др.).

Однако, чтобы перейти от заочного к отвечающему современным стандартам дистанционному образованию, необходимо и новое планирование учебного процесса, и новое поколение специально предназначенных для самостоятельного изучения учебно-методических пособий и материалов, и новые подходы к проведению учебных занятий, аттестации, и применение новых информационных и телекоммуникационных технологий для обеспечения дистанционной поддержки обучения, и переподготовка педагогов для работы в новой образовательной сфере.

Следует отметить, что если заочное обучение является типично национальным феноменом - в каждой стране своя система, то дистанционное обучение на базе информационных технологий имеет интернациональный и глобальный характер. Кроме традиционных учебников студенты получают возможность доступа к большому объему текстовой, аудио- и видеоинформации, прохождения тестирования и предоставления выполненных работ, общение друг с другом на значительных расстояниях. Таким образом, обеспечивается гибкость, вариативность, доступность, удобство и скорость коммуникации для обучающихся. Суть же дистанционного образования сводится к максимизации преимуществ от самообучения, в создании условий, когда не преподаватель, а обучающийся является ключевой фигурой в процессе обучения.

Господарик Ю.П. [см.: 3.4.] также считает, что формирующаяся сегодня модель дистанционного обучения, в создании которой активное участие принимают колледжи и вузы, является, скорее, разновидностью заочного обучения, только с использованием компьютерных телекоммуникаций. В этой модели курсы дистанционного обучения представляют собой набор лекций, отправляемых пользователю порциями или целиком для самостоятельного изучения. Получив учебные материалы, пользователь (студент, абитуриент) работает с ними дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе. При этом учитываются индивидуальный стиль деятельности, способности и потребности пользователя, который может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее.

Современные программы дистанционного обучения, как правило, снабжены терминологическими и им подобными словарями, в некоторых случаях содержат ссылки, открывающие доступ к отечественным и международным базам данных. Предусмотрена периодическая отсылка по электронной почте выполненных пользователем заданий, которые рецензируются преподавателем-куратором и возвращаются к пользователю с замечаниями и рекомендациями.

Полат Е.С. [см.: 3.10.] считает, что заочное обучение нельзя смешивать с дистанционным хотя бы и потому, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность, причем не только между преподавателем и обучающимися, но и между обучающимися, независимо от того, на каком носителе расположено основное содержание обучения (в сетях или на CD). Взаимодействие осуществляется на основе компьютерных телекоммуникаций. Здесь все признаки учебно-вспомогательного процесса (учитель, учебник средства обучения, соответствующие методы обучения и организационные формы), чего нельзя сказать о заочной форме обучения.

Отсюда следует, что новая форма обучения не может быть полностью автономной, изолированной от других форм обучения. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим образовательным программам), с тем же содержанием. Но формы изучения материала, формы взаимодействия педагога и обучающихся, а также обучающихся между собой будут иными.

Различие этнических, культурных и социальных контекстов традиций, к которым принадлежат пишущие о дистанционном образовании авторы, обуславливают отсутствие общепринятого определения дистанционного образования. Такое положение можно считать естественным для нового направления, а многочисленность определений подтверждает в целом актуальность и новизну векторов исследований дистанционного образования. Андреев А.А. [см.: 2.1.] обращает внимание, что, довольно часто о дистанционном образовании даже специалисты говорят без необходимого понимания того, что стоит за этим понятием.

Информация о работе Дистанционное обучение