Дистанционное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является оценка эффективности дистанционного педагогического образования.
Поставленная цель определила следующие основные задачи:
• Изучить структуру систем высшего заочного образования
• Проанализировать проблемы заочного образования и пути их решения

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность заочного образования
1.1 Структура систем высшего образования
1.2 Проблемы заочного образования и пути их решения
1.3 Дистанционное обучение как форма заочного образования
Глава 2. Технология реализации темы в образовательном учреждении
2.1 Технологии образования заочного обучения: принципы, пути, формы
2.2 Учебная программа как средство дистанционного обучения
2.3 Эффективность технологии дистанционного обучения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

188868.rtf

— 1.18 Мб (Скачать)

Выводы исследования не претендуют на исчерпывающее решение всех проблем, связанных с организацией дистанционного образования, в силу того, что эти проблемы сложны и многоаспектны. Дальнейшее исследование в этой области может быть посвящено более детальному изучению возможности перехода на сетевую технологию дистанционного обучения на основе использования Интернет как новой коммуникационной среды.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные документы

 

1.1. Закон РФ «Об образовании». Ст.8, Екатеринбург - 2009.

1.2. ФЗ от 10.01.2003 №11-ФЗ. О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском

профессиональном образовании» [Текст]: СЗ РФ. - 2003. - №2. - ст.163

 

Учебные пособия и монографии

 

2.1. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация [Текст] - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 350 с.

2.2. Бернадский, А.М. Дистанционное образование на базе новых ИТ [Текст] / А.М.Бернадский, И.Г. Краевский. - Пенза, 1997. - 55 с.

2.3. Вержбицкий, К.Г. Дистанционное образование в России и за рубежом: информационно-аналитический аспект. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. - 78 с.

2.4. Волов, В.Т., Четыркова, Л.Б., Волова, Н.Ю. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы [Текст] - Самара, 2000. - 343 с.

2.5. Полат, Е.С. Дистанционное обучение [Текст] / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2005. - 192 с.

2.6. Полат, Е.С Определение эффективности дистанционной формы

обучения //Качество дистанционного образования.

Концепции. Проблемы. Решения: Материалы международной

научно-практической конференции [Текст]: Е.С.Полат/ - М.: Изд-

во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-412 с.

2.7. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного

обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений/[Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров идр.]; под ред.

Е.С.Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 400 с.

2.8. Романов, А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного образования [Текст] - М.: Юнити, 2000. - 303 с.

2.9. Теория и методика обучения экономике [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н.Е.Попова, А.А.Лобут; ГОУ ВПО «Урал.гос.пед.ун-т». - Екатеринбург, 2008. - 297 с.

2.10. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным

методикам обучения [Текст]/А.В. Хуторской. - СПб.:Питер, 2004.-

541 с.

2.11. Щенников, С.А. Открытое дистанционное образование [Текст]:

С.А.Щенников/ - М.: Мирос, 2002. - 268 с.

 

Статьи из журналов и газет

 

3.1. Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Текст] / А.А. Андреев // Дистанционное образование. - 1997.- № 4. - с. 16-19.

3.2. Богданова, Д.А. Проблемы дистанционного образования в России [Текст] / Д.А.Богданова // Информатика и образование. - 1996. - №3. с. 94-99.

3.3. Быстрицкий, В.А. Обратная связь в процессе дистанционного обучения [Текст] // Система обеспечения качества в ДО. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. - Вып.4. - с. 144-148.

3.4. Господарик, Ю.П. Дистанционное обучение и средняя школа [Текст] / Ю.П. Господарик // Дистанционное образование. - №5. с.10-17.

3.5. Домрачеев, В.Г. Дистанционное обучение на базе электронной почты [Текст] / В.Г. Домрачеев, А.В. Багдасарян // Высшее образование в России. - 1995. - №2. - с. 79-87.

3.6. Могилев, А.В. Концепции развития сферы дистанционного обучения в региональном вузе [Текст] / А.В. Могилев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 32с.

3.7. Моисеева, М.В. Координатор как ключевое фигура процесса ДО [Текст] // Дистанционное образование. - 2000. - №1. - с. 25-29.

3.8. Овсянников, В.И. Заочное и дистанционное образование: близнецы или антиподы? [Текст] // Открытое образование. - 2002. - № 2. - с. 64-73.

3.9. Околелов, О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования [Текст] /Дистанционное образование. - 2000. - № 3. - с. 37-43.

3.10. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения [Текст] / Е.С. Полат // Информатика и образование. - 2001. - №6. - с. 38-42.

3.11 Сергеенко, А.А. Некоторые аспекты развития ДО и управление

его процессом [Текст] // Научные труды ИПО СГА. - Вып. № 7.

- М.: СГУ. - 2003. - с. 93-101.

3.12. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное

образование [Текст] // Педагогика. - 1995. - №5. - с. 14-19

3.13. Сивцова, Л.К. Социализация и адаптация [Текст] // Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. - Барнаул, 1994. - с. 56-69.

3.14. Скибицкий, Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения [Текст] / Э.Г. Скибицкий // Дистанционное образование. - 2000. - №1. - с. 21-25.

3.15. Смирнов, С.А. Электронный учитель и живой учитель: Конкуренты, друзья или сотрудники? [Текст] // Компьютер в школе. - 1999. - №2. - с. 22-24.

3.16. Старов, М.И., Чванова, М.С., Вислобокова, М.В. Психолого-педагогические проблемы общения при дистанционном обучении [Текст] // Дистанционное образование. - 1999.- № 2. - с. 26-31.

3.17. Тестов, В.А. О проблеме понимания при обучении в системе дистанционного образования [Текст] // Труды СГУ. Вып.65. - М., 2004. - с. 25-33.

3.18. Тестов, В.А., Ардонская, Р.В. Дистанционное обучение в вузе: проблемы и перспективы [Текст] // Труды СГУ. Вып.38. - М., 2001. - с. 7-14.

3.19. Хубаев, Г.П. Дистанционное экономическое образование [Текст] // Высшее образование в России. 1997. - № 3. - с. 112-118.

3.20. Хуррельман, К. Социальная структура и развитие личности: Введение в теорию социализации [Текст] // РЖ Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. «Социология». - 1997. - №1. - с.5-12.

3.21. Хуторской, А.В. Концепция дистанционного обучения [Текст] // Дистанционное и виртуальное обучение: Дайджест российской и зарубежной прессы. - М.: СГУ, 1999. - №4. - с.21-28.

3.22. Царев, В.И. Преимущества дистанционного обучения [Текст] // Высшее образование в России. 2000. - № 4. - с.124-126.

3.23. Якушенок, Т.В. Проблема социализации и ДО [Текст] // Труды СГУ. - Вып.46. - М.: СГУ, 2002. - с. 82-88.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека.

К наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования, сформулированных в Институте информатизации ЮНЕСКО, можно отнести:

повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;

обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;

обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;

повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различный социальных средах (обеспечение развивающего образования).

Сегодня академической общественностью системы образования России признано, что важным перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.

Создание эффективных систем дистанционного обучения создает условия социальной доступности качественному образованию для значительной части населения, содействует решению проблемы образования для людей, которые по различным причинам не могут воспользоваться услугами очного обучения.

Устойчивая тенденция увеличения доли студентов, сочетающих учебу с трудовой деятельностью, сопровождается быстрым развитием и широким применением разнообразных информационных, компьютерных и технических средств. Многие абитуриенты сознательно избирают дистанционное обучение, руководствуясь и чисто финансовыми соображениями - обучение без отрыва от основной деятельности.

Целью изучения курса является вооружение студентов знаниями о традиционном заочном образовании и о структуре дистанционного образования.

Задачи курса:

сообщить студентам ряд общих сведений о разнообразии педагогических технологий;

рассмотреть заочное образование как систему;

раскрыть эффективность использования дистанционного обучения в системе непрерывного образования.

 

 

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

2.1. Учебно-тематический план заочной формы обучения

 

п/п

 

Наименование темы,

раздела

Всего тру-

доем-кость

Аудиторные часы

Са-мос-тоят.

рабо-та

Всего

Лекции

Прак-тичес-кие

Лабо-ратор-ные

1.

Одноуровневая система высшего образования (ОСВО)

8

2

2

   

6

2.

Ступенчатая система высшего образования (ССВО)

8

2

2

   

6

3.

Многоуровневая система высшего образования (МСВО)

8

2

2

   

6

4.

Индивидуальная образовательная траектория в многоуровневой системе высшего образования

10

2

2

   

8

5.

Понятие технологии дистанционного обучения

10

2

2

   

8

6.

Типы дистанционных школ

8

2

2

   

6

7.

Принципы дистанционного обучения

10

2

2

   

8

8.

Методика работы со студентами при дистанционном образовании

10

6

4

2

 

4

 

Всего

72

20

18

2

 

52


 

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Одноуровневая система высшего образования

 

Понятие высшего образования: любое систематическое образование общей продолжительностью не менее двух лет, осуществляемое на базе среднего (полного) общего образования.

Понятие системы образования: совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов.

Сущность одноуровневой системы: подготовка специалиста с высшим профессиональным образованием, функционал которого задан на входе системы и не может быть изменен в процессе обучения. Образовательная функция системы. Сроки обучения.

 

Тема 2. Ступенчатая система высшего образования

 

Понятие системы: подготовка специалистов, квалификационный функционал которых задается на входе каждой ступени системы в зависимости от выбранного заведения (ПТУ - техникум - вуз). Образовательная функция. Срок обучения.

Тема 3. Многоуровневая система высшего образования

 

Понятие системы: система ориентирована на предоставление личности образовательных услуг, позволяющих ей уже в процессе обучения самостоятельно выбирать индивидуальную траекторию получения необходимого образования.

Отличия многоуровневой системы от остальных:

для личности - свобода выбора

для государства - специалист за короткие сроки

для вуза - вуз самостоятельно конструирует технологии обучения

 

Тема 4. Индивидуальная образовательная траектория в многоуровневой системе высшего образования

 

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой образовательно-профессиональную программу (ОПП), конструируемую студентом, включающую в себя курсы и практикумы, затребованные студентом.

Структура основной профессиональной образовательной программы:

общекультурный блок: формирование научно-обоснованной картины мира, этической, эстетической, правовой, экономической, художественной, коммуникативной, соматической культуры, культуры труда.

психолого-педагогический блок: объективные закономерности процесса обучения, воспитание и проблемы педагогической науки, мировая и отечественная практика в учреждениях образования, семье.

общепредметный блок: предметное образование по выбранному направлению

специальный предметный блок: овладение основными понятиями, законами и закономерностями, теориями, их связями в структуре предметного знания

Информация о работе Дистанционное обучение