Дистанционное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 23:05, реферат

Краткое описание

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Оглавление

Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3
1. История _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4
2. О дистанционном обучении _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
3. Формы дистанционного обучения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9
4. Методы дистанционного обучения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _10
5. Требования к компьютеру слушателя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _11
. Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
. Литература _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Файлы: 1 файл

дистанционное обучение.doc

— 94.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Дистанционное  обучение» 
 
 
 

Оглавление.

Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3

1. История _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4

2. О дистанционном обучении  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5

3. Формы дистанционного обучения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9

4. Методы дистанционного  обучения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _10 

5. Требования  к компьютеру слушателя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _11

. Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

. Литература _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

В связи с  интенсивным развитием информационных технологий, и особенно интернет - технологий, проблема развития дистанционного обучения приобретает особую значимость.

   Дистанционное  (дистантное) обучение - это способ  обучения на расстоянии, при котором  преподаватель и обучаемые физически  находятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас - это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику, интернет и спутниковые каналы связи.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. История.

Одним из старейших  университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969. Немногим позже (1974) в Германии был основан FernUniversität in Hagen. В настоящий момент все они являются мировыми мегауниверситетами[Неизвестный термин].

1984 г. США —  Национальный технологический университет  (программы ДО по инженерным  специальностям)

Другие зарубежные организации с программами дистанционного обучения: Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

Программы ДО: GLADNET — обучение детей с ограниченными возможностями (Канада); программа модернизации среднего образования в Чили; программы ДО в Казахстане, Беларуси, Чехии, Словакии, Украине.

В России дистанционное  обучение через Интернет начало развиваться  с 1988 (Советско-американский проект «Школьная электронная почта»).

Пионерами спутниковых  технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация "Знание" и ее коллективный член Современная гуманитарная академия. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. О дистанционном обучении.

Удобства дистанционной формы обучения:

- обучение в  психологически комфортной, привычной  для вас обстановке за вашим компьютером.

- индивидуальные  сроки и темп обучения.

- высокая доля  самостоятельности наряду с возможностью  в любое время получить помощь от преподавателя.

- преодоление  территориальных и временных  ограничений.

Дистанционное образование тесно связанно с  дистанционным обучением.

Принято считать, что дистанционное образование - это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и  школа), а дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен ученик).

По способу  получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные  системы (системы off-line).

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: web-чат, ICQ, IRC (Internet Relay Chat), интерактивное TV, web-телефония, телеконференции NetMeeting, Telnet.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах, Телеконференции Usenet (подписка на группы новостей).

Смешанные системы, которые используют элементы как  синхронных, так и асинхронных  систем.

По технической  основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

    - рассылка  печатных материалов по почте  (характерное для традиционного  заочного обучения);

    - рассылка  аудио- и видео- кассет, дискет, CD-ROM;

    - средствами  аудио графики (интерактивные  доски, а также учебное кино, радио, телевидение);

    - через интерактивное  Web TV и видео конференции;

    - через телеконференции  Usenet, IRC.

    - через электронную  почту и листы (списки) рассылки;

    - через web-страницы;

    - через чат, web-форум и гостевую книгу.

В последнее время интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя обстоятельствами:

    1) Техническое  развитие интернет - технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;

    2) Простота подключения к сети интернет,

    3) Относительно низкая стоимость подключения.

Наиболее эффективно с помощью дистанционного обучения можно решать следующие задачи: приобщение учителей из регионов к опыту и  разработкам ведущих специалистов страны в области новых технологий в образовании. А затем уже эти учителя смогут передать полученные знания, разработки и опыт своим непосредственным ученикам. Причем не надо будет выезжать за пределы своего города и даже школы - лучшие учителя сами придут к ним посредством связи через интернет. Это резко ускорит передачу передового опыта и значительно расширит степень его распространения и внедрения в образовательный процесс.

Для получения  оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы  и условия:

  • наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных учеников,
  • наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования,
  • хорошей подготовки дистанционных уроков,
  • наличие подготовленных локальных координаторов,
  • систематическое проведение дистанционных занятий,
  • моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

Оптимальные результаты дистанционного урока могут быть получены, когда:

  • Тщательно разработан высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия.
  • Инструкция локальным координаторам и учащимся составлена грамотно и с учетом особенностей урока.
  • Локальный координатор добросовестно выполняет свои функции, делает всё возможное для помощи учителю, чей урок он проводит.
  • Учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом.
  • Связь учителя с локальным координатором через интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами.
  • Проведению урока не мешают внешние отвлекающие факторы.

Очень часто  дистанционные уроки применяются  по отношению к тем детям, которые  пропускают занятия по болезни, или  в отношении детей-инвалидов.

Вместе с тем, дистанционные занятия не имеет  смысла применять для обучения некоторым особым видам творческой деятельности, например, игре на музыкальных инструментах, танцам, пению, живописи, и вообще там, где обязательно требуется непосредственный контакт ученика и учителя, а без этого качество дистанционного обучения будет невелико.

Для проведения дистанционных уроков в реальном времени (синхронно) наиболее удобно и  просто использовать чат, особенно для  групповых занятий. Для индивидуальных занятий можно использовать ICQ. При  асинхронной форме проведения дистанционных  уроков наиболее эффективно использование E-mail. При этом по E-mail можно пересылать документы как от учителя к ученику, так и обратно.

Очень важно  в процессе проведения дистанционного урока получить некоторую образовательную  продукцию, например, в виде приращения знаний и умений ученика, или (лучше) в виде созданного учебного документа. Например, ученик под руководством дистанционного учителя создал и разместил в интернете собственную web-страничку.

Хорошей школой подготовки дистанционных педагогов  были проводимые Центром дистанционного образования "Эйдос" под руководством доктора педагогических наук А.В. Хуторского Всероссийские конкурсы "Дистанционный учитель года' 1999-2001", дистанционные олимпиады и дистанционные мастер-классы. Победители, призеры, лауреаты и финалисты этих конкурсов впоследствии стали ведущими дистанционных мастер-классов по многим актуальным направлениям образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Формы дистанционного обучения.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью  компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат - занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат - технологий. Чат - занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат - кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб - занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб - занятий используются специализированные образовательные веб - форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат - занятий веб - форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных  телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой  системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное  обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании[источник не указан 145 дней] и сейчас активно используется жителями Европы, для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях(при наличии).

  1. Методы дистанционного обучения.
  2. "Оптимальный" метод обучения

Идеально подходит слушателям не имеющим предварительной  подготовки. Из всех методов дистанционного обучения наиболее близок по функциональности к очному обучению. Рекомендуется при отсутствии у слушателя опыта работы с документацией на английском языке, а также всем, кто заинтересован в наиболее полном и качественном обучении.

Информация о работе Дистанционное обучение