Введение в дистанционное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:03, лекция

Краткое описание

В последнее время всё больше людей выбирают дистанционное обучение.

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников и студентов активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.

В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения.

Файлы: 1 файл

Lecture 1 Introduction to DO.docx

— 36.59 Кб (Скачать)

Лекция 1 -Введение в ДО 

В последнее  время всё больше людей выбирают дистанционное обучение.  

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо  без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников и студентов активно используют компьютер и Интернет в своей  жизни и образовании.

 
В современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. 
 

Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности  для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения  второго образования, делает обучение более доступным.  

В тоже время необходимость получения  основного образования в течение  всей жизни или переквалификации развивают потенциал дистанционного обучения. С развитием и распространением Интернет технологий удистанционного обучения появились новые возможности . В мире появилось огромное количество курсов дистанционного обучения и целые университеты дистанционного обучения.     
 
 

Интересные  цифры:  

Бюджет  Открытого Университета Великобритании – 400 млн.фунтов. В Турецком Дистанционном Университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны. Национальный Открытый Университет Индиры Ганди насчитывает более 1млн. студентов.  
 

81% всех  высших заведений США предлагают  как минимум один курс дистанционного  обучения. 67% учебных заведений США  считают дистанционное обучение  стратегически важным направлением  своего развития. «На сегодня  мы имеем более 100 млн. слушателей e-Learning программ в мире. Общий объем рынка в 2003 году составил 5 млрд. долларов, из них 3,5 млрд. приходится на Европу» сообщила управляющий директор eLearnExpo Салли-Энн Мур в прошлом году на 1-ой международной конференции по е-образованию в Москве.    

Достоинства дистанционного обучения  

Технологичность - обучение с использованием современных  программных и технических средств  делает электронное образование  более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить  сам процесс образования с  учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.  

Развитие  Интернет сетей, скоростного доступа  в Интернет, использование мультимедиа  технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными. 
(Образовательные учреждения США предлагали дистанционные курсы на следующей технической базе (в процентах от общего числа):  
 

• двустороннее интерактивное видео (two way interactive video) -57%;  
• односторонне видео, двустороннее аудио (one way video, two way audio) -24%;  
• обычная видео трансляция (one way live video) -9%;  
• видеокассеты (one way prerecorded video) -52%;  
• аудио графика (audio-graphic) -3%;  
• аудио конференции (two way audio) -11%;  
• аудио кассеты (one way audio) -10%;  
• two way online interactions -14%;  
• Internet -36%.). 
 

Сравнение эффективности дистанционного и  аудиторного обучения на основе опроса преподавателей США в институтах предлагающих курсыдистанционного обучения и там, где такого обучения нет показало: по мнению 57% преподавателей, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3% опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного.       

 
Доступность и открытость обучения - возможность учиться удалено  от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет  современному специалисту учиться  практически всю жизнь, без специальных  командировок, отпусков, совмещая с  основной деятельностью. При этом делая  упор на обучение вечером и в выходные дни. 
 

Можно учиться находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Это делает процесс обучения более доступным и организационно много проще, чем классическое обучение. В вашем городе, где Вы живите, может не быть нужных вам курсов. Чтобы начать дистанционное обучение достаточно найти в Интернете интересующий Вас курс, зарегистрироваться на сайте и оплатить через банк стоимость обучения. На лицо легкость организации процесса обучения, как для обучаемых, так и для организаторов обучения, отсутствие формальные ограничения для начала обучения.   

При этом человек может учиться в другой стране, находясь на другом континенте, в удобное для себя время, при  этом не нужны визы, билеты, гостиницы.

 
Как правило, дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих  курсов(не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.). Так компания IBM разработала вводный e-Learning курс для каждого нового менеджера. Традиционный очный шестинедельный курс теперь преподается в таком соотношении: 75% e-Learning и 25% в классе. На настоящий момент можно отметить следующие преимущества: программа сэкономила $24 миллиона, стоимость одного дня обучения снизилась в 3 раза - с $400 до $135. При этом объем учебного контента увеличился в 5 раз.   
 

Свобода и гибкость, доступ к качественному  образованию - появляются новые возможности  для выбора курса обучения. Очень  легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в  разных местах, сравнивая курсы между  собой. Со временем в сети появятся самые лучшие курсы дистанционного обучения по различным специальностям. Появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей.  

Обучение  в любое время в любом месте  позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения.  

Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин(возраст, положение, должность, стеснительность и т.д.). Люди не всегда могут получить очное образование. Можно зарегистрироваться под другим именем и обучаться инкогнито. В ходе обучения не влияет фактор возраста, не важна разнородность группы. Так, например, собственнику компании трудно, часто невозможно оторваться от бизнеса и для него дистанционное обучение прекрасный выход. Появляются возможности совмещения обучения и основной деятельности.  

Возможность обучения инвалидов и людей с  различными отклонениями.

 
При использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных  студентов, университеты имеют возможность  увеличить количество студентов  за счет привлечения дистанционных  слушателей из других стран и городов.

 
Индивидуальность  систем дистанционного обучения
 

Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.  

Опыт  показывает, что студент, обучающийся  дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без  этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация  к обучению велика, они развиваются  и по окончанию обучения выходят  специалисты, действительно востребованные на рынке.  

Документирование  процесса обучения– у обучающего может остаться сам курс обучения, электронная переписка с тьютором и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.  

Дистанционное обучение предоставление возможности  обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп.  

Дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.  

Внедрение дистанционного обучения уменьшает  нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена. Не секрет, что волнение и боязнь преподавателя не позволяют некоторым студентам показать полностью свои знания. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам.

Хорошие результаты дает применение в оде  дистанционного обучения релаксационных пауз и других специальных приемов  для отдыха обучаемого и снятия напряжений.   

Дистанционное обучение индивидуализировано, возможность  адаптации к стилю работы каждого  ученика и учителя, предоставление инструментов для самостоятельной до настройки.  

Использование современных Интернет технологий и  дистанционного обучения позволяет  легко формировать различные  виртуальные профессиональные сообщества (например сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.  

Развитие  дистанционного обучения требует использования  новых инструментов и методов  обучения, построения новых моделей  обучения.  

Совершенно  новые возможности открывает  использование в обучении поисковых  машин. Современные поисковые машины аккумулирует в себе миллиарды документов, это огромные базы информации и наша задача использовать их в процессе обучения.  

Так, Google, ведущая моровая поисковая система, сообщил о поисковой утилите для поиска учебной литературы. Утилита, получившая название Google Scholar, представляет собой новую поисковую платформу, которая дает возможность пользователям осуществлять поиск по учебным публикациям в разнообразных статьях, тезисах, книгах, технических отчетах и документации.  

Платформа Scholar является ценной утилитой для обучаемых и обучающих, для поиска учебной литературы, для издательств и библиотек.  

Google открыл новый проект по оцифровке бумажных книг Google Print. Костяк библиотечного фонда составляют отсканированное содержимое книгохранилищ университетов Мичигана, Гарварда, Стэнфорда, Оксфорда, публичной Нью-Йоркской библиотеки. С вступлением в строй “гуглотеки” по адресу print.google.com книгочеи обрели собственный уголок, изолированный от огромного количество коммерческих и других сайтов.  

Недостатки  дистанционного обучения:  

Отсутствие  прямого очного общения между  обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся. 
  
Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения. 
  
Высокие  требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей. 
  
Одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей – тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.  
  
Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.  
  
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.  
  
Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения. 
  
Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов. Так мировая поисковая машина Google предлагает сервис поиска видео от Google и закачивания видеофрагментов. 

Информация о работе Введение в дистанционное обучение