Дистанционная форма обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:12, реферат

Краткое описание

Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:
1. до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;
2. существует тенденция "подстраивания" термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);
3. педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 129.01 Кб (Скачать)

    Введение:

 

    Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что  результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения  (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.  Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

    Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:

  1. до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;
  2. существует тенденция "подстраивания"  термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);
  3. педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

    Именно  поэтому необходимо дать чёткое определение  дистанционного обучения, рассмотреть  его теоретические основы для  различных уровней.

    В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход  (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.

    История дистанционного обучения

    История дистанционного обучения начинается с  начала 80-х годов прошлого века, когда  начали появляться разнообразные автоматизированные обучающие системы (АОС). Возможности АОС были крайне ограничены. Однако, некоторые АОС приносили весьма ощутимую пользу, не смотря на свои ограниченные возможности.

    Новый этап в истории дистанционного обучения наступил, когда широкое распространение  получили персональные компьютеры, снабженные графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающим воспроизведение мультимедийных данных в различных форматах. Использование  мультимедийных возможностей персональных компьютеров позволило значительно  расширить применение компьютерных обучающих систем. Технологии обучения второго поколения получили название – Computer Based Training (CBT) – компьютерное обучение.

    Современный этап истории дистанционного обучения наступил с появлением глобальной сети Интернет. Прикладные сервисы сети Интернет и возможность предоставления доступа к учебному контенту практически  из любой точки мира позволили  сделать серьезный рывок в  развитии использования информационных технологий в образовательной сфере. С этого момента начинается использование  термина “Дистанционное обучение”.

    В английском языке большее распространение  получил термин e-Learning – “электронное обучение” (по аналогии с e-Commerce – “электронная коммерция” и e-Business – “электронный бизнес”.

    Благодаря широкому использованию мультимедийных и интернет-технологий эффективность  обучения, проводимого в дистанционной  форме, не только сравнялась с эффективностью обучения, проводимого в традиционной очной форме, но и во многих случаях  превысила ее, что привело к  быстрому расширению применения технологий дистанционного обучения. Широкое использование  технологий дистанционного обучения в  свою очередь привело к появлению и широкому распространению термина: Дистанционное образование.

    Наступление следующего этапа в истории дистанционного обучения можно ожидать, как и  в предыдущих случаях, в случае появление  принципиально новых технологий и сервисов в сфере информационных технологий. Судя по всему, наиболее вероятным  кандидатом на роль локомотива в сфере  технологий дистанционного обучения является искусственный интеллект. Применение искусственного интеллекта позволит значительно  изменить технологии дистанционного обучения и вывести историю дистанционного обучения на новый этап, возможности  которого будут безграничны. 

    Формы дистанционного обучения. 

    На  основе выполненного анализа можно  заключить, что наиболее распространёнными являются виды дистанционного обучения, основанные на: 1. интерактивном телевидении;

    2. компьютерных телекоммуникационных  сетях (региональных, глобальных), с  различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций); 3. сочетание технологий компакт-дисков и сети Интернет.

      Преимущество обучения, базирующегося на интерактивном телевидении,  заключается в его возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя.  Его отрицательная сторона   состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методикик,  лабораторных опытов, когда преподаватели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования новых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, принять участие в дискуссии.  Данная форма дистанционного обучения интерактивна и может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подготовки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии. Следующий способ организации дистанционного обучения предполагает  использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и  сети Интернет. Это самый распространен и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение  новейших средств телекоммуникационных технологий. 

    Третий способ, предполагает использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника. Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диска в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.

    Процесс обучения

    Технология  дистанционного обучения – это интерактивная  технология обучения: инструктор и  студент. Инструктор учитывает индивидуальные способности студента. Студент получает информацию о курсе. Знакомиться  с ней. Это дает возможность студенту глубже и быстрее освоить материал. Повышает у студента стремление к  знаниям, к совершенству. Повышаются педагогические навыки преподавателя, так как интерактивное обучение требует постоянного совершенствования  знаний предмета преподавателем. Естественно  это отражается на качестве обучения.

    Структура дистанционного обучения (рисунок 1):

  • Преподаватель;
  • Тьютор – инструктор;
  • Студент;
  • Коммуникация.

    

    Рисунок 1 - Структура дистанционного образования 

    Дистанционное обучение состоит из следующих элементов:

  • Инструктор;
  • Студент;
  • Коммуникация;
  • Учебные материалы;
  • Оборудование.

    Инструктор  – это преподаватель, который  ведет курс и владеет курсом в  совершенстве. Потому что аудитория  обычно имеет некоторый опыт, а  также надо учесть специализацию  каждого студента. Инструктор должен учесть индивидуальные особенности  как студента так и его сферы  деятельности. То есть, практичность знаний. Инструктор готовит курс, ведет переписку, дает консультации, отвечает на вопросы, дает задания, проверяет выполнение заданий, в случае необходимости  дает дополнительные материалы для  освоения материала. То есть, преподаватель  создает активную среду обучения. Эта среда требует от тренера  также постоянного совершенствования  знаний и навыков.

    Студент – это человек который нуждается  в повышении своих знаний или  получении определенных знаний. Интерактивность  и индивидуальность позволяют ему  изучать предмет глубоко учитывая свои потребности. Дистанционность  обучения делает обучение более доступным  и удобным. Студент имеет возможность  работать самостоятельно с учебным  материалами, выполнять задания, консультироваться  как с преподавателем так и  со студентами, участвовать в электронном  форуме. Обычно в группе учатся 12-15 студентов.

    Учебные материалы – это материал необходимый  для освоения материала: курс, учебники, электронные библиотеки.

    Коммуникация  – это связь, диалог между инструктором и студентом, а также студента со студентом. Эта связь создает  процесс обучения. Формы коммуникации: лекция, консультация, электронные  форумы, видеоконференции (рисунок 2).  

    

    Рисунок 2 - Формы коммуникации преподавателя  и студента 

    Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в  себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студентов. Участие преподавателя  в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности студентов путем организации  текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и  консультаций.

    Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три  группы:

  1. технологии представления образовательной информации;
  2. технологии передачи образовательной информации;
  3. технологии хранения и обработки образовательной информации.

    В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных  программ особое значение приобретают  технологии передачи образовательной  информации, которые, по существу, и  обеспечивают процесс обучения и  его поддержку.

    В основе процесса обучения всегда лежит  передача информации от преподавателя  к студенту. В этом смысле любую  технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной. С  другой стороны, нередко термин «информационные технологии» применяют по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники и средств телекоммуникации. Во избежание неправильной интерпретации, определим три понятия, имеющие первостепенное значение для дистанционного образования. Это:

  1. образовательная информация;
  2. образовательные технологии;
  3. информационные технологии.

    Рассмотрим  каждое из этих понятий.

    Образовательная информация - это знания, которые  необходимо передать обучаемому для  того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность.

    В дисциплинарной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором  знаний выступает преподаватель. При  дистанционном обучении интерпретатором  в большей мере является сам студент  и поэтому к качеству образовательной  информации и способам ее представления  должны предъявляться повышенные требования.

Информация о работе Дистанционная форма обучения