Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:12, реферат
Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:
1.	до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;
2.	существует тенденция "подстраивания"  термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной); 
3.	педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.
Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:
Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические основы для различных уровней.
В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.
История дистанционного обучения
    История 
дистанционного обучения начинается с 
начала 80-х годов прошлого века, когда 
начали появляться разнообразные 
    Новый 
этап в истории дистанционного обучения 
наступил, когда широкое распространение 
получили персональные компьютеры, снабженные 
графическим пользовательским интерфейсом, 
обеспечивающим воспроизведение мультимедийных 
данных в различных форматах. Использование 
мультимедийных возможностей персональных 
компьютеров позволило 
Современный этап истории дистанционного обучения наступил с появлением глобальной сети Интернет. Прикладные сервисы сети Интернет и возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира позволили сделать серьезный рывок в развитии использования информационных технологий в образовательной сфере. С этого момента начинается использование термина “Дистанционное обучение”.
В английском языке большее распространение получил термин e-Learning – “электронное обучение” (по аналогии с e-Commerce – “электронная коммерция” и e-Business – “электронный бизнес”.
Благодаря широкому использованию мультимедийных и интернет-технологий эффективность обучения, проводимого в дистанционной форме, не только сравнялась с эффективностью обучения, проводимого в традиционной очной форме, но и во многих случаях превысила ее, что привело к быстрому расширению применения технологий дистанционного обучения. Широкое использование технологий дистанционного обучения в свою очередь привело к появлению и широкому распространению термина: Дистанционное образование.
    Наступление 
следующего этапа в истории дистанционного 
обучения можно ожидать, как и 
в предыдущих случаях, в случае появление 
принципиально новых технологий 
и сервисов в сфере информационных 
технологий. Судя по всему, наиболее вероятным 
кандидатом на роль локомотива в сфере 
технологий дистанционного обучения является 
искусственный интеллект. Применение 
искусственного интеллекта позволит значительно 
изменить технологии дистанционного обучения 
и вывести историю 
    Формы 
дистанционного обучения. 
На основе выполненного анализа можно заключить, что наиболее распространёнными являются виды дистанционного обучения, основанные на: 1. интерактивном телевидении;
    2. 
компьютерных 
Преимущество обучения, базирующегося на интерактивном телевидении, заключается в его возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методикик, лабораторных опытов, когда преподаватели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования новых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, принять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интерактивна и может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подготовки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии. Следующий способ организации дистанционного обучения предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Это самый распространен и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий.
Третий способ, предполагает использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника. Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диска в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.
Процесс обучения
    Технология 
дистанционного обучения – это интерактивная 
технология обучения: инструктор и 
студент. Инструктор учитывает индивидуальные 
способности студента. Студент получает 
информацию о курсе. Знакомиться 
с ней. Это дает возможность студенту 
глубже и быстрее освоить материал. 
Повышает у студента стремление к 
знаниям, к совершенству. Повышаются 
педагогические навыки преподавателя, 
так как интерактивное обучение 
требует постоянного 
Структура дистанционного обучения (рисунок 1):
    Рисунок 
1 - Структура дистанционного образования 
Дистанционное обучение состоит из следующих элементов:
    Инструктор 
– это преподаватель, который 
ведет курс и владеет курсом в 
совершенстве. Потому что аудитория 
обычно имеет некоторый опыт, а 
также надо учесть специализацию 
каждого студента. Инструктор должен 
учесть индивидуальные особенности 
как студента так и его сферы 
деятельности. То есть, практичность знаний. 
Инструктор готовит курс, ведет переписку, 
дает консультации, отвечает на вопросы, 
дает задания, проверяет выполнение 
заданий, в случае необходимости 
дает дополнительные материалы для 
освоения материала. То есть, преподаватель 
создает активную среду обучения. 
Эта среда требует от тренера 
также постоянного 
    Студент 
– это человек который 
Учебные материалы – это материал необходимый для освоения материала: курс, учебники, электронные библиотеки.
    Коммуникация 
– это связь, диалог между инструктором 
и студентом, а также студента 
со студентом. Эта связь создает 
процесс обучения. Формы коммуникации: 
лекция, консультация, электронные 
форумы, видеоконференции (рисунок 2).  
    Рисунок 
2 - Формы коммуникации преподавателя 
и студента 
    Учебный 
процесс, осуществляемый на основе технологий 
дистанционного обучения, включает в 
себя как обязательные аудиторные занятия, 
так и самостоятельную работу 
студентов. Участие преподавателя 
в учебном процессе определяется 
не только проведением аудиторных занятий, 
но и необходимостью осуществлять постоянную 
поддержку учебно-
Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три группы:
В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.
В основе процесса обучения всегда лежит передача информации от преподавателя к студенту. В этом смысле любую технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной. С другой стороны, нередко термин «информационные технологии» применяют по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники и средств телекоммуникации. Во избежание неправильной интерпретации, определим три понятия, имеющие первостепенное значение для дистанционного образования. Это:
Рассмотрим каждое из этих понятий.
Образовательная информация - это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность.
В дисциплинарной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором знаний выступает преподаватель. При дистанционном обучении интерпретатором в большей мере является сам студент и поэтому к качеству образовательной информации и способам ее представления должны предъявляться повышенные требования.