Дистанционная форма обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:12, реферат

Краткое описание

Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:
1. до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;
2. существует тенденция "подстраивания" термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);
3. педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 129.01 Кб (Скачать)

    Прежде  всего, это относится к вновь  создаваемым электронным учебникам, а также к информационным базам  и банкам знаний, справочным и экспертным системам, используемым для целей  образования. Представляемая в них  информация, в отличие от полиграфической, должна иметь совершенно иную организацию  и структуру. Это обусловлено  как психофизиологическими особенностями  восприятия информации на экране компьютера, так и технологией доступа  к ней.

    Образовательная информация не должна накапливаться  только в одном или немногих местах. Ее распределение должно иметь островной  характер, так, чтобы обеспечить максимально  возможный доступ студентов к  ней из любых удаленных мест, без  существенного увеличения загрузки телекоммуникационных каналов. Такого рода островами (центрами) информации могут стать крупные библиотеки и научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов.

    Образовательные технологии - это комплекс дидактических  методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю  и зависящих от формы ее представления.

    Особенностью  образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде «ученик - компьютер – преподаватель» большое  внимание должно уделяться активизации  образного мышления за счет использования  технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это  значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль  преподавателя в виде образов. Иначе  говоря, главным моментом в образовательных  технологиях ДО становится визуализация мысли, информации, знаний.

    К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования  в дистанционном обучении, относятся:

  • видео-лекции;
  • мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
  • электронные мультимедийные учебники;
  • компьютерные обучающие и тестирующие системы;
  • имитационные модели и компьютерные тренажеры;
  • консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
  • видеоконференции.

    Информационные  технологии - это аппаратно-программные  средства, базирующиеся на использовании  вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента.

    В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько  ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием, а не технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени  необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых  результатов обучения и т.п. Результат  обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.

    При выборе технологий необходимо учитывать  наибольшее соответствие некоторых  технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим  типам учебных заданий и упражнений (рисунок 3). 

    

    Рисунок 3 - Технологии дистанционного обучения 

    Основная  роль, выполняемая телекоммуникационными  технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного  диалога между преподавателем и  обучаемым невозможно. Обучение (в  отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность  диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в  одном месте в одно время. В  ДО учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.

    Коммуникационные  технологии можно разделить на два  типа - on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального  времени, то есть сообщение, посланное  отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются  на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью  специальных программ в удобное  для него время. В отличие от очного обучения, где диалог ведется только в режиме реального времени (on-line), в ДО он может идти и в отложенном режиме (off-line).

    Основное  преимущество off-line технологий состоит  в том, что они менее требовательны  к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они  могут использоваться даже при подключении  к Internet по коммутируемым линиям (при  отсутствии постоянного подключения  к Internet).

    К технологиям этого рода относятся  электронная почта, списки рассылки и телеконференция. С помощью list-сервера  может быть организована рассылка учебной  информации, с помощью электронной  почты устанавливается личное общение  между преподавателем и студентом, а телеконференция позволяет  организовать коллективное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднения вопросов курса. Все эти технологии позволяют обмениваться сообщениями между различными компьютерами, подключенными к Internet.

    Важным  преимуществом off-line технологий является большой выбор программного обеспечения  для работы с электронной почтой и телеконференциями. Современные  почтовые программы позволяют отправлять сообщения в гипертекстовом формате (т.е., с гиперссылками, шрифтовыми и  цветовыми выделениями фрагментов текста, вставкой графических изображений  и др.). Кроме того, к письму может  быть прикреплен файл произвольного  формата, что дает возможность пересылать, например, документы в формате MS Word. Эффективность технологий off-line проявляется при организации  текущих консультаций, текущего контроля на основе контрольных и самостоятельных  работ, проверяемых «вручную» преподавателем.

    Из on-line технологий прежде всего нужно  отметить chat, позволяющий осуществлять обмен текстовыми сообщениями через Internet в реальном времени. В простейшем случае «разговор» происходит между  двумя пользователями. Для коллективной беседы необходимо подключаться к специальному серверу - IRC-серверу. Тогда при работе пользователь видит перед собой  экран, на котором отображаются сообщения, с указанием того, кто отправил данное сообщение. Большинство программ позволяет также вызвать кого-нибудь из присутствующих пользователей на «частный» диалог, закрытый от других пользователей. Для работы с chat существует большое количество программ, например, MIRC. Эффективность технологий on-line особенно высока при организации сетевых  семинарских занятий и групповых  консультаций.

    При организации совместных образовательных  программ особое значение приобретают  сетевые технологии дистанционного обучения, поскольку именно они позволяют наиболее полно реализовать принцип распределенности образовательных ресурсов и кадрового потенциала. 

          Заключение: 

    Говоря  о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого  информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном  обучении следует понимать наличие  в системе учителя, учебника и  ученика. Это взаимодействие учителя  и учащихся. Отсюда следует, что  главным при организации дистанционной  формы обучения является создание электронных  курсов, разработка дидактических основ  дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов.  Не следует  отождествлять дистанционную форму  с  заочной формой обучения, ибо  здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими  учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются  теоретические проработки, экспериментальные  проверки, серьезные научно-исследовательские  работы. К сожалению, то, что мы сегодня  видим в Интернете и в большинстве  своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

  Фактоы и  примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  1. Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курсадля дистанционного обучения // Педагогика. -1999. -№ 6. -С. 50-56.
  2. Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 1999. -№7. -С. 29-34.
  3. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии  в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2000. -№5. -С. 7-12.

Информация о работе Дистанционная форма обучения