Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:40, реферат
Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
I.Введение
II.Понятие о лексике
III.Исследование состояния лексики
1.Исследование пассивного словаря
2. Исследование активного словаря
3. Исследование объема и качества номинативного словаря в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по темам
4. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету
5. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет
6. Называние слов-синонимов
7. Называние слов-антонимов
8. Исследование умения объяснять значения слова
9. Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях, и предложениях
IV.Заключение
Содержание
1.Исследование пассивного словаря
2. Исследование активного словаря
3. Исследование объема и качества номинативного словаря в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по темам
4. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету
5. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет
6. Называние слов-синонимов
7. Называние слов-антонимов
8. Исследование умения объяснять значения слова
9. Исследование умения
объяснять переносное значение слов в
словосочетаниях, и предложениях
Введение
В своем реферате я расскажу об исследовании состояния лексики.
Как известно, формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности.
При обследовании лексики необходимо учитывать значительные трудности, которые представляет для детей, само называние предметов. Поэтому, если ребенок отказывается назвать какой-либо предмет, необходимо проверить, есть ли это слово в его пассивном словаре.
Актуальность
данной темы заключается в том, что
усвоение огромного лексического запаса
не может проходить стихийно. Одной
из важнейших задач развития речи в начальной
школе является упорядочение словарной
работы, выделение основных ее направлений
и их обоснование, управление процессами
обогащения словаря школьников.
Понятие о лексике
Вся совокупность слов, входящих в состав языка, называется лексикой.
Изучением лексики занимается раздел языкознания —лексикология .
В лексикологии слова изучаются с точки зрения их значения, стилистической окраски, употребления в речи и происхождения.
Лексикология имеет свой объект изучения — слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий
Слова являются
предметом изучения не только
лексикологии, но и других разделов
науки о языке —морфологии,
словообразования, синтаксиса. Но изучаются
они в разных разделах
Изучая
лексику родного языка, мы
Развитие
лексики в онтогенезе
Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.
Исследование
пассивного словаря
Цель: определить объем пассивного словаря.
Материал: предметные, сюжетные картинки.
Критерии оценки:
4- все задания выполнены верно
3- в пределах 75%
2- в пределах 50%
3- в пределах 25%
Существительные:
Покажи, что нарисовано…?
Глаголы:
Прилагательные:
Исследование
активного словаря
Цель: определить объем активного словаря.
Материал: предметные
картинки.
Существительные:
Глаголы:
Прилагательные:
Исследование
объема и качества
номинативного словаря
в процессе беседы
по предметам окружающей
обстановки и по темам
"Дни недели", "Времена года", "Месяцы", "Части тела", "Фрукты", "Овощи", "Ягоды", "Звери", "Домашние животные", "Птицы", "Школьные принадлежности", "Одежда", "Обувь", "Мебель", "Посуда", "Транспорт", "Профессия", "Армия", "Грибы", "Инструменты".
Оценка
результатов: высокий уровень - объем
экспрессивного и импрессивного
словаря соответствуют
Исследование
умения называть действия
по предъявленному предмету
Материал - картинки с изображением: а) рыбы, кузнечика, птицы, змеи, велосипедиста, скалолаза, бегуна; б) мальчика, читающего книгу, маляра, повара, каменщика, швеи, певца, столяра, пианиста, врача, учителя, художника, скульптора.
Процедура
и инструкция. Экспериментатор поочередно
предъявляет испытуемому
Оценка
результатов: высокий уровень -. правильный
и быстрый подбор слов во всех заданиях;
уровень выше среднего - допущены отдельные
ошибки в виде не совсем точно подобранных
слов, которые заменяются на более подходящие
после указания экспериментатора; средний
уровень - подобранные слова не очень точно
характеризуют лексическую окраску данных
слов, задание выполняется самостоятельно;
уровень ниже среднего - имеются лишь отдельные
слова, точно отражающие лексическое значение
заданных словоформ, задание выполняется
лишь с помощью логопеда; низкий уровень
- подбор слов ученик проводит путем словоизменения
данных словоформ или характеризует предметы
только по одному признаку.
Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет
Материал - картинки с изображением моря, цветка, дома, пирожного, лимона и т.д.
Процедура
и инструкция. Испытуемому предлагается
внимательно рассмотреть
Оценка
результатов: высокий уровень -. правильный
и быстрый подбор слов во всех заданиях;
уровень выше среднего - допущены отдельные
ошибки в виде не совсем точно подобранных
слов, которые заменяются на более подходящие
после указания экспериментатора; средний
уровень - подобранные слова не очень точно
характеризуют лексическую окраску данных
слов, задание выполняется самостоятельно;
уровень ниже среднего - имеются лишь отдельные
слова, точно отражающие лексическое значение
заданных словоформ, задание выполняется
лишь с помощью логопеда; низкий уровень
- подбор слов ученик проводит путем словоизменения
данных словоформ или характеризует предметы
только по одному признаку.
Называние
слов-синонимов
Речевой материал - напечатанные на карточках слова:
сердечный - | примчался - |
грубый - | навредить - |
капризный - | хвалить - |
Колючий - | рыбачить - |
Процедура и инструкция. Учащийся получает инструкцию внимательно прочесть напечатанные на карточке слова, подобрать, а затем написать к каждому из них близкое по смыслу слово.
Оценка
результатов: высокий уровень - задание
не вызывает затруднений; уровень выше
среднего - отдельные недочеты выражаются
в недостаточно точно подобранных словах,
отражающих лишь второстепенные признаки
словоформ, уточнение экспериментатора
позволяют их исправить; средний уровень
- систематически допускаются ошибки но
содержанию задания, лишь интенсивная
помощь логопеда позволяет выполнить
его до конца; уровень ниже среднего - неправильное
выполнение задания в большинстве случаев,
медленный темп работы, работа ведется
с помощью экспериментатора; низкий уровень
- ошибки во всех заданиях, помощь неэффективна.
Называние слов-антонимов
Речевой материал - напечатанные на карточках слова:
длинный - | добрый - |
высокий - | выбегать - |
далеко - | щедрый - |
впереди - | давать - |
Процедура
и инструкция. Экспериментатор дает
испытуемому карточку с напечатанными
на ней словами и просит его подобрать,
а затем записать к каждому из них противоположное
по смыслу слово. Оценка результатов.
Исследование умения объяснять значения слова