Понятие о лексике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:40, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Оглавление

I.Введение
II.Понятие о лексике
III.Исследование состояния лексики
1.Исследование пассивного словаря

2. Исследование активного словаря

3. Исследование объема и качества номинативного словаря в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по темам

4. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету

5. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет

6. Называние слов-синонимов

7. Называние слов-антонимов

8. Исследование умения объяснять значения слова

9. Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях, и предложениях


IV.Заключение

Файлы: 1 файл

Понятие о лексике.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Содержание 

  1. Введение
  2. Понятие о лексике
  3. Исследование состояния лексики

    1.Исследование пассивного  словаря

    2. Исследование  активного словаря

    3. Исследование объема и качества номинативного словаря в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по темам

    4. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету

    5. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет

    6. Называние слов-синонимов

    7. Называние слов-антонимов

    8. Исследование умения объяснять значения слова

    9. Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях, и предложениях 

  1. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В своем реферате я  расскажу об исследовании состояния лексики.

Как известно, формирование словаря ребенка тесно связано  с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности.

При обследовании лексики  необходимо учитывать значительные трудности, которые представляет для  детей, само называние предметов. Поэтому, если ребенок отказывается назвать  какой-либо предмет, необходимо проверить, есть ли это слово в его пассивном словаре.

    Актуальность  данной темы заключается в том, что  усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной  школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие о лексике

    Вся совокупность  слов, входящих в состав языка, называется лексикой.

 Изучением лексики  занимается раздел языкознания —лексикология .

В лексикологии слова  изучаются с точки зрения их значения, стилистической окраски, употребления в речи и происхождения.

Лексикология имеет  свой объект изучения — слово, которое  рассматривается с разных сторон, и свою систему   понятий

    Слова являются  предметом изучения не только  лексикологии, но и других разделов  науки о языке —морфологии,  словообразования, синтаксиса. Но изучаются  они в разных разделах лингвистики  по-разному, с иными целями  и задачами. Так, слово спелый с точки зрения морфологии — это прилагательное, качественное, мужского рода, единственного числа, именительного падежа.

    Изучая  лексику родного языка, мы обогащаем  свой словарный запас, повышаем  языковую культуру, углубляем наши теоретические знания о языке.

    Развитие  лексики в онтогенезе осуществляется  в направлении расширения объема  словаря и уточнения значений  слов. В процессе развития ребенка  обогащается его словарь, «значение  слова развивается, меняет свою  структуру».

    Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.

     
 
 
 
 
 

Исследование  пассивного словаря 

    Цель: определить объем  пассивного словаря.

    Материал: предметные, сюжетные картинки.

    Критерии оценки:

    4- все задания  выполнены верно

    3- в пределах 75%

    2- в пределах 50%

    3- в  пределах 25%

    1. задания не выполнены
 

      Существительные:

Покажи, что нарисовано…?

  1. Проверяется высоко - частотная лексика.
  2. Проверяется средне - частотная лексика.
  3. Проверяется знание времен года, суток и явления природы.
  4. Проверяется знание частей предмета.
  5. Проверяется знание названия жилищ.
  6. Проверяется знания частей тела.
 

      Глаголы:

  1. Покажи, кто?
  2. Предметные картинки: природа и животные.
  3. Картинки с изображениями профессий.
  4. Покажи, чем?

              Прилагательные:

  1. Покажи, где? Проверяем понимания названия форм, цвета, величины, веса. Используем картинки и предметы из окружающей среды.
  2. Покажи, что бывает? Проверяем понимание вкусовых, тактильных и температурных ощущений.
  3. Покажи, где? Проверяем знание предметов обозначающих высоту, длину, ширину.

    Исследование  активного словаря 

    Цель: определить объем  активного словаря.

    Материал: предметные картинки. 

      Существительные: 

    1. Скажи, кто? Домашние животные и птицы, дикие животные и птицы.
    2. Назови, кто это? Рыбы, насекомые, морские животные.
    3. Назови, что это? Фрукты, ягоды, овощи, деревья, цветы.
    4. Времена года, время суток, явления природы, транспорт.
    5. Одежда, части тела человека.
 

      Глаголы: 

    1. Скажи, кто, что делает?
    2. Скажи, кто, как подает голос?
    3. Скажи, что делают?

              

               Прилагательные:

    1. Скажи, этот предмет какой? Обозначение веса, цвета, формы, величины предмета.
    2. Скажи, … какой? Обозначение вкуса, температуры и тактильных ощущений.
    3. Скажи, какой? Высота, длина, ширина
 
 
 
 
 

 Исследование  объема и качества номинативного словаря  в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по темам 

  "Дни  недели", "Времена года", "Месяцы", "Части тела", "Фрукты", "Овощи", "Ягоды", "Звери", "Домашние животные", "Птицы", "Школьные принадлежности", "Одежда", "Обувь", "Мебель", "Посуда", "Транспорт", "Профессия", "Армия", "Грибы", "Инструменты".

 Оценка  результатов: высокий уровень - объем  экспрессивного и импрессивного  словаря соответствуют возрасту, высокий уровень обобщения, словарный запас богат родовидовыми понятиями, энграммы автоматизированы; уровень выше среднего — словарный запас соответствует возрасту, неточности понимания лексических значений слов, обозначающих различные родовидовые признаки, отмечается диссоциация между объемом активного и пассивного словаря, темп работы медленный; средний уровень - недостаточно развиты процессы классификации, обобщения, трудности актуализации нужных слов, работа выполняется самостоятельно; уровень ниже среднего -- низкий и бедный уровень обобщения, сформированы отдельные родовидовые понятия, медленный темп работы; низкий уровень - объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классификации, обобщения, имеются лишь ,отдельные правильные ответы, задания выполняются при организующей помощи экспериментатора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Исследование  умения называть действия по предъявленному предмету 

 Материал - картинки с изображением: а) рыбы, кузнечика, птицы, змеи, велосипедиста, скалолаза, бегуна; б) мальчика, читающего книгу, маляра, повара, каменщика, швеи, певца, столяра, пианиста, врача, учителя, художника, скульптора.

 Процедура и инструкция. Экспериментатор поочередно предъявляет испытуемому вышеуказанные  картинки, просит внимательно их рассмотреть, сказать, кто как передвигается, а также назвать действия людей.

 Оценка  результатов: высокий уровень -. правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях; уровень выше среднего - допущены отдельные  ошибки в виде не совсем точно подобранных  слов, которые заменяются на более подходящие после указания экспериментатора; средний уровень - подобранные слова не очень точно характеризуют лексическую окраску данных слов, задание выполняется самостоятельно; уровень ниже среднего - имеются лишь отдельные слова, точно отражающие лексическое значение заданных словоформ, задание выполняется лишь с помощью логопеда; низкий уровень - подбор слов ученик проводит путем словоизменения данных словоформ или характеризует предметы только по одному признаку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Исследование  умения подбирать  определения к  слову, обозначающему  предмет

 Материал - картинки с изображением моря, цветка, дома, пирожного, лимона и т.д.

 Процедура и инструкция. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть картинку, назвать ее и подобрать к названию предмета нужное слово, соответствующее вопросу "Какой?" "Какая?" "Какое?".

 Оценка  результатов: высокий уровень -. правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях; уровень выше среднего - допущены отдельные  ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания экспериментатора; средний уровень - подобранные слова не очень точно характеризуют лексическую окраску данных слов, задание выполняется самостоятельно; уровень ниже среднего - имеются лишь отдельные слова, точно отражающие лексическое значение заданных словоформ, задание выполняется лишь с помощью логопеда; низкий уровень - подбор слов ученик проводит путем словоизменения данных словоформ или характеризует предметы только по одному признаку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Называние слов-синонимов 

 Речевой материал - напечатанные на карточках  слова:

сердечный - примчался -
грубый - навредить -
капризный - хвалить -
Колючий - рыбачить -
 

 Процедура и инструкция. Учащийся получает инструкцию внимательно прочесть напечатанные на карточке слова, подобрать, а затем  написать к каждому из них близкое  по смыслу слово.

 Оценка  результатов: высокий уровень - задание  не вызывает затруднений; уровень выше среднего - отдельные недочеты выражаются в недостаточно точно подобранных словах, отражающих лишь второстепенные признаки словоформ, уточнение экспериментатора позволяют их исправить; средний уровень - систематически допускаются ошибки но содержанию задания, лишь интенсивная помощь логопеда позволяет выполнить его до конца; уровень ниже среднего - неправильное выполнение задания в большинстве случаев, медленный темп работы, работа ведется с помощью экспериментатора; низкий уровень - ошибки во всех заданиях, помощь неэффективна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Называние слов-антонимов

 Речевой материал - напечатанные на карточках  слова:

длинный - добрый -
высокий - выбегать -
далеко - щедрый -
впереди - давать -
 

 Процедура и инструкция. Экспериментатор дает испытуемому карточку с напечатанными  на ней словами и просит его подобрать, а затем записать к каждому из них противоположное по смыслу слово. Оценка результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исследование  умения объяснять  значения слова

Информация о работе Понятие о лексике