Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:45, контрольная работа
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.
Во-первых, психика – это свойство только живой материи.
1.Понятие о психике………………………………………………………..2
2.Психика и организм……………………………………………………...4
3.Психика, поведение и деятельность……………………………………..6
4.Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза……………….10
5.Структура психики……………………………………………………….13
6.Список использованной литературы…………………………………....16
Содержание
1. Понятие о психике.
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.
Во-первых, психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.
В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.
Один
из самых сложных вопросов, изучаемых
современной психологией –
Видимо,
для того, чтобы определить все
функции психики, необходимо перечислить
все формы и характер ее проявления.
Сделать это в настоящее время
вряд ли удастся. Более точно мы можем
определить функции психики, пожалуй,
только в одной сфере. Это сфера взаимодействия
живых организмов и окружающей среды.
С этой точки зрения мы можем выделить
три основные функции психики: отражение
окружающей действительности, сохранение
целостности организма, регуляция
поведения. Данные функции взаимосвязаны
между собой и по сути являются элементами
интегративной функции психики, которая
заключается в обеспечении адаптации
живого организма к условиям окружающей
среды.
отражение окружающей действительности | ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ | |
обеспечение целостности организма | ||
регуляция поведения |
2. Психика и организм.
В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство – высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.
В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конструкции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.
Мозг
человека как главный отражатель
объективного мира, как живое зеркало
является сложнейшим органом, прошедшим
длительный путь эволюции. Начиная
от простейшей физиологической
Ученые давно стремятся к разгадке мозга – этого удивительного феномена природы. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.
3. Психика, поведение и деятельность.
Главная
отличительная особенность
Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:
Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.
Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).
Деятельность
всегда носит опосредованный характер.
В роли средств выступают орудия,
материальные предметы, знаки, символы
и общение с другими людьми.
Осуществляя любой акт
Человеческая
деятельность всегда целенаправленна,
подчинена цели как сознательно
представляемому
Деятельность – не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.
Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.
Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:
Действие – основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия:
Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные).
Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами действия. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.