Понятие о психике и ее биологической основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:46, реферат

Краткое описание

Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых, интенционально.

Оглавление

Введение
1. Понятие о психике и ее биологической основы.
2. Развитие психики животных.
3. Происхождение и развитие сознания.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

эволюция сознания человека.docx

— 38.91 Кб (Скачать)

Содержание  

Введение

1.   Понятие о психике и ее биологической основы.

2.   Развитие психики животных.

3.   Происхождение и развитие сознания.

Заключение

Список литературы   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых, интенционально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности). 
Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие о психике  и ее биологической  основы

     Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в  активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой  от него картины этого мира и регуляции  на этой основе поведения и деятельности.

     Из  данного определения следует  ряд основополагающих суждений о  природе и механизмах проявления психики.

     Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой  материи, а высокоорганизованной живой  материи. Следовательно, не всякая живая  материя обладает этим свойством, а  лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность  существования психики.

     Во-вторых, главная особенность психики  заключается в способности отражать объективный мир.

     Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая  материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время  получение информации связано с  созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе  и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с  определенной мерой точности является копией материальных объектов реального  мира.

     В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой  для регуляции внутренней среды  живого организма и формирования его поведения, что в целом  определяет возможность относительно длительного существования этого  организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способная реагировать на изменение  внешней среды или на воздействия  объектов окружающей среды.

     Существует  еще один вопрос в исследовании психических  явлений, который мы должны осветить в данном вопросе лекции. В чем  состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень  прост, однако ни в одном учебнике психологии, вы не найдете на него прямого  ответа, потому что на самом деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы?

     Другой  пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с  выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить  только приспособительными реакциями  человека. И таких примеров, когда  проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

     С точки зрения взаимодействия живых  организмов и окружающей среды выделяют три основные функции психики:

     - отражение окружающей действительности,

     - сохранение целостности организма, 

     - регуляция поведения. 

     Данные  функции взаимосвязаны между  собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

     Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его  адаптации. Самые сложные механизмы  адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в  определенной степени похож на процесс  адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация  человека имеет внутреннюю и внешнюю  направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что  благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма  и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее  проявление адаптации заключается  в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ  или поведенческих реакций у  менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны  адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе.

     Кроме этого, мы вправе предположить, что  и регуляция внутреннего состояния  у человека происходит на более сложном  уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды  порождает определенные изменения  в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и психическая  адаптация.

     Биологические основы психики.

     Проблема  возникновения сознания рассматривается  с различных позиций. С одной  точки зрения сознание человека имеет  божественное происхождение. С другой точки зрения возникновение сознания у человека рассматривается как  закономерный этап эволюции животного  мира.

     Ознакомившись с материалом предыдущих разделов, вопросов лекции можно утверждать следующее:

     • все живые существа могут быть классифицированы по уровню развития психики;

     • уровень психического развития животного  тесно связан с уровнем развития его нервной системы;

     • человек, обладая сознанием, обладает наивысшим уровнем психического развития.

     Сделав  подобные выводы, мы не ошибемся, если будем утверждать, что человек  обладает не только высшим уровнем  психического развития, но и более  развитой нервной системой.

     В этом вопросе лекции мы познакомимся со строением и особенностями  функционирования нервной системы  человека являющейся биологической  основой психики.

     Наше  знакомство не будет носить характер глубокого изучения, поскольку более  подробно функциональное строение нервной  системы изучается в рамках других дисциплин, в частности анатомии нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии, некоторые из которых вы уже начали изучать.

     Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит, в свою очередь, из переднего, среднего и заднего  мозга. В этих основных отделах центральной  нервной системы также выделяются важнейшие структуры, имеющие непосредственное отношение к функционированию психики  человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг.

     Практически все отделы и структуры центральной  и периферической нервной системы  задействованы в получении и  переработке информации, однако особое значение для психики человека имеет  кора головного мозга, которая совместно  с подкорковыми структурами, входящими  в передний мозг, определяет особенности  функционирования сознания и мышления человека.

     Центральная нервная система связана со всеми  органами и тканями человеческого  организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые выходят из головного  и спинного мозга. У человека все  нервы подразделяются на две функциональные группы. К первой группе относятся  нервы, которые проводят сигналы  из внешнего мира и структур организма. Нервы, входящие в эту группу, называются афферентными. Нервы, которые проводят сигналы из ЦНС к периферии (органы, мышечные ткани и т. д.), входят в  другую группу и называются эфферентными.

     Сама  центральная нервная система  представляет собой скопление нервных  клеток — нейронов. Эти нервные  клетки состоят из нейрона и древовидных  отростков, называемых дендритами. Один из таких отростков удлинен и  соединяет нейрон с телами или  отростками других нейронов. Такой  отросток получил название аксон.

     Часть аксонов покрыта специальной  оболочкой — миелиновой оболочкой, которая обеспечивает более быстрое  проведение импульса по нерву. Места  соединений одного нейрона с другим называют синапсами.

     Большинство нейронов являются специфическими, т. е. выполняют определенные функции. Например, нейроны, обеспечивающие проведение импульсов от периферии к ЦНС, называются «сенсорными нейронами». В свою очередь, нейроны, отвечающие за передачу импульсов от ЦНС к  мышцам, называются «двигательными нейронами». Нейроны, отвечающие за обеспечение  связи одних участков ЦНС с  другими, называются «нейронами локальной  сети».

     На  периферии аксоны соединяются с  миниатюрными органическими устройствами, предназначенными для восприятия различных  видов энергии (механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса. Эти органические устройства называются рецепторами. Они расположены по всему организму человека. Особенно много рецепторов в органах чувств, специально предназначенных для  восприятия информации об окружающем мире.

     Исследуя  проблему восприятия, хранения и переработки  информации, И.П. Павлов ввел понятие  анализатора. Данное понятие обозначает относительно автономную органическую структуру, обеспечивающую переработку  специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Следовательно, каждый анализатор состоит из трех структурных  элементов: рецепторов, нервных волокон  и соответствующих отделов ЦНС.

     Как мы уже говорили, существуют несколько  групп рецепторов. Это подразделение на группы вызвано способностью рецепторов воспринимать и перерабатывать только один вид воздействий, поэтому рецепторы делятся на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные и др. Информация, полученная с помощью рецепторов, передается далее в соответствующий отдел ЦНС, включая кору головного мозга. При этом следует отметить, что информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга. Зрительный анализатор замыкается на один участок коры, слуховой — на другой и т. д.

     Следует подчеркнуть, что вся кора головного  мозга может быть разделена на отдельные функциональные зоны. При  этом можно выделить не только зоны анализаторов, но и двигательные, речевые  и др. Так, в соответствии с классификацией К. Бродмана кору головного мозга можно разделить на 11 областей и 52 поля.

     По  времени возникновения отделов  коры головного мозга в процессе филогенеза человека кору головного  мозга подразделяют на древнюю, старую и новую. Древняя кора имеет только один слой клеток, которые не полностью отделены от подкорковых структур. Площадь древней коры равна примерно 0,6 % площади всей коры головного мозга.

Информация о работе Понятие о психике и ее биологической основы