Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:47, контрольная работа
Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.
Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
1.Понятие психики 3
1.1 Мозг и психика 3
1.2 Взаимосвязь, влияние психики на
функционирование организма 5
2.Структура психики 8
3.Функции психики 11
4.Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза 13
5.Поведение человека. Уровни регуляции поведения 14
Список литературы 21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского государственного университета
Кафедра психологии
Контрольная работа
ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
НА ТЕМУ:
«Понятие психики в психологии»
Выполнил:
студент группы ЮЗ 10-2
Еремеева Ольга Александровна
Проверил:
Лучшева Л.М. , ст. преподаватель
Новокузнецк 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие психики 3
1.1 Мозг и психика 3
1.2 Взаимосвязь, влияние психики на
функционирование организма
2.Структура психики 8
3.Функции психики 11
4.Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза 13
5.Поведение человека. Уровни регуляции поведения 14
Список литературы 21
Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.
Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.
Психическое отражение мира
человеком связано с его
Сознание не фотографически
отражает явления действительности.
Оно вскрывает объективные
Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.
Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.
Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх‑Я”).
Психика людей – это все то, благодаря чему он чувствует, думает, ощущает, воспринимает, вспоминает, действует и помнит. Именно поэтому, между психикой, психическими процессами и организмом людей существует неразрывная связь.
Психические процессы и, соответственно, организм, с возрастом, меняются. Об этом говорил еще Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая одну периодизацию, связанную с возрастом и типом деятельности, являющуюся ведущей:
Младенчество – эмоциональное общение.
Раннее детство – предметная деятельность.
Школьный возраст – учение.
Возраст подростка – общение со сверстниками и участие в деятельности, носящей общественно – полезный характер.
Юношеский возраст – учебно-
Теперь поговорим о характеристиках, которые связаны с психикой и с организмом, конечно же:
Психические свойства. К ним относятся черты характера, темперамент, способности, личностные качества. Теперь, чтобы вам было понятно, о чем, все-таки, идет речь, все рассмотрим на примерах и списочках.
Примеры характерных черт: альтруистичность, вежливость, заботливость, женственность, загадочность, коллективизм, самостоятельность, чувствительность, целеустремленность, чистоплотность, юмористичность, уравновешенность, эрудированность, усидчивость, эгоистичность, добросердечность, хладнокровие, слабохарактерность, сообразительность, организованность.
Качества личности, присущие лидерам: уважение себя и других, отличная память, здравомыслие, порядочность, требовательность, грамотность, креативность, трудолюбие, нацеленность на результат, ответственность за собственные слова, прямолинейность, открытость, откровенность.
Темперамент – это сочетание определенных свойств и качеств личности. Есть четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.
Холерик быстро раздражается, легко обижается. В нем море активности и страсти, эмоциональности, мыслей и идей. Он очень общительный и жизнерадостный.
Сангвиник – более спокойный человек, уравновешенный, неконфликтный. У него не такая быстрая реакция на окружающий мир, как у холерика, но общительность в нем присутствует практически в такой же степени. В нем много организованности и выдержки, терпения и рассудительности.
Флегматик – малоподвижный, медлительный, осторожный. В нем часто живут фобии (страхи), даже если они ничем особенным «не обозначены.
Меланхолический тип темперамента характеризуется постоянный пессимизмом, недовольством всем на свете, плаксивостью и ранимостью. Но это не означает, что они – неинтересные и совсем скучные люди: темпераменты так же отличаются разнообразностью, как и человек.
Психологи уверены, что «чистейших» типов темперамента не бывает. Просто есть какая-то «доминированность» одного из них. Тогда появляются сочетания «флегматик – сангвиник», «холерик – меланхолик». Они, сочетаясь, будто «дополняют» друг друга друг другом. Не взирая на такую «словесную игру», все получается достаточно серьезно.
Стоит заметить и отметить: не нужно, всецело, верить темпераментным характеристикам. Типы темперамента – как гороскопы и приметы: где-то совпадают и «совершаются» (сбываются), а где-то – только частично.
Если «жить» только примеркой черт и качеств, жизнь станет скучной и очень нудной. Разнообразие должно присутствовать во всем (хотя бы по возможному минимуму). Никто никогда не накладывал человеку запрет на веру во что-либо: если люди верят, никому не навредив при этом, то ничего плохого, в вере, нет. А темперамент и гороскопы не предусматривают какое-либо «вредительство», угрожающее социуму.
Активность – еще одна характеристика психики и ее процессов. Она характеризует труд, деятельность, действия человека.
Психика и человек. - Состояние психики: аффект, вдохновение, сон, транс, голод, страх, усталость, реакции, настроение, напряженность.
Психика – связующее звено организма человека с окружающей средой. Следовательно, под влиянием среды индивид (человек) и формируется.
«Переплетение» организма, психики и внешнего мира дает нам уникальную возможность увидеть, как «создает» себя человек, как он развивается, на что он способен, чем дышит и живет что умеет.
Благодаря миру, человек общается с себе подобными, обменивается опытом, учит и учится. Человек работает, развлекается, грустит, радуется, плачет и смеется…. И он знает, почему входит в то или в иное состояние. Всему есть свои объяснения и причины.
Если человек неадекватно как-то себя ведет, это является поводом для тревог. Неадекватное поведение это:
Беспричинное избиение людей.
Убийства.
Раскачивания на стуле, странные покачивания головой.
Произнесение непонятных звуков.
В случаях девиантности (отклонения от норм), можно уже говорить не о состояниях психики, а об ее серьезных отклонениях. Они (отклонения) могут появиться не с самого рождения, а могут стать следствием какой-либо травмы или болезни. Бывает, что психика нарушается из-за какого-либо потрясения (смерть матери, пропажа близкого человека, разорение или банкротство).
Пример. Один мальчик, из общеобразовательной школы, был обыкновенным ребенком, неплохо учился. Через восемь лет обучения он стал как-то странно себя вести: раскачивался на стуле, сидя за партой, как-то дико хохотать…. Все произошло само по – себе. Никто до сих пор не знает истинных причин того, что с ним произошло.
Мама мальчика, который купался в речке и утонул (его схватила судорога) сошла с ума. Ей постоянно мерещился голос сына, который звал ее и просил о помощи. Спать она вообще не могла: ее мучили кошмары, которые тоже были связанны с сыночком.
У одной женщины умер муж. Она так переживала его кончину, что, на почве волнений, ее определили в психиатрическую лечебницу, хоть и признали абсолютно вменяемой: она утверждала, что каждую ночь, после полуночи, ее муж навещает ее, и рассказывает, что есть в потустороннем мире и чем он отличается от земного. Кто знает, может и есть, в этом во всем какая-то частичка правды. Но люди (очень многие) верят только в то, что они успели или смогли увидеть своими собственными глазами.
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:
1) психические процессы
2) психические состояния
3) психические свойства.
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что ко? нец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.),
Наиболее изученными являются:
1) общее психическое состояние,
например внимание, проявляющееся
на уровне активной
2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное«печальное, гневное, раздражительное и т. д.).