Общие понятия о психике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:03, реферат

Краткое описание

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Файлы: 1 файл

Общее понятие о психике.doc

— 52.00 Кб (Скачать)
 

Общее понятие о психике 

Психика - функция мозга, заключающаяся в  отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых  регулируется жизнедеятельность организма.

Психология  изучает то свойство мозга, которое  заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным  понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ - целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности. Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией - регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано  с его общественной природой, оно  опосредуется общественно выработанными  знаниями. Высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.  Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно .Итак, психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание  психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Классификация психических явлений 

Все психические  явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические  состояния; 

3) психические  свойства личности. 

Психический процесс - это акт психической  деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную  функцию.

Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.

Вся психическая  деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных  процессов.

Психическое состояние - это временное своеобразие  психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические  состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные  (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные  (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный  отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные  состояния - стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые  состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния  разных уровней организованности  сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности). 

Регуляция деятельности

Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики.

К психическим  свойствам личности относятся:

1) темперамент; 2) направленность; 3) способности и  4) характер.

Личность - индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человекаКаждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей - психический склад; это и составляет ее индивидуальность.

И исходным психическим образованием, проявляющимся  и в свойствах личности, и в  различных психических состояниях, являются психические процессы.

Первоначальной  формой психического отражения и  регуляции поведения являются инстинкты. Инстинкты - комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды

Сознание как высшая форма психики

Основной  признак психики человека состоит  в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения  человек владеет принципиально  новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.

"Сознание" буквально и означает "совокупность  знаний".

Психика человека формируется и постоянно  обогащается в условиях социального  окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта- человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств. Существенной особенностью сознания человека является самосознание.  Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира.

Содержанием самосознания является осознание человеком  своих физических и психических  свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания. Самосознание - целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я.  Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я-концепции, которая обусловлена социальными условиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе). Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи.  

Понятие деятельности и поведения

 Деятельность - целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

Деятельность  определяется внутренними (психическими) и внешними условиями, осуществляется в виде различных способов (систем приемов и операций), при помощи определенных средств.

В развитии человека обычно выделяются три ведущих  вида деятельности: игра, учение, труд. Но это лишь самая общая классификация  видов деятельности. Из нее выпадает такая важнейшая форма жизнедеятельности человечества, как деятельность по включению человека в систему социальных связей, формирование социально адаптированного поведения.

Поведением  называется социально значимая система  действий человека.  Отдельные поведенческие  действия называются поступком, если они соответствуют общепринятым нормам поведения, и проступком, если не соответствуют этим нормам. Общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное поведение, совершаемое под контролем воли и сознания человека, называется преступлением.

Одной из основных предпосылок преступного  поведения являются негативные качества человека: эгоизм, индивидуализм, принебрежение  правами и интересами других граждан, стяжательство, карьеризм, мстительность, жестокость, стремление выделиться в референтной, привлекающей данного человека, группе. Эти качества не являются врожденными, а формируются в зависимости от условий психического развития человека. Формирование человека - это формирование его потребностей и способов их удовлетворения. 

8. Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности 

Предпосылкой  поведения человека, источником его  деятельности является потребность.

Нуждаясь  в определенных условиях, человек  стремится к устранению возникшего дефицита.

Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на следующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические потребности); б) условия, необходимые для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания и труда); в) условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей.

Потребность - необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического существа, индивида и личности.

Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные потребности подразделяются на материальные, материально-духовные (книги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека социально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом общественных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни.

Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности - ее направленность. Но, не смотря на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потребностей.

Иерархия  личных потребностей видоизменяется с  развитием личности, высшие ее уровни "вызревают" лишь к моменту  достижения индивидом психологической  зрелости. Но будучи сформированными, высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автономизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а в ряде случаев к асоциальным способам их реализации.

У социализированной  личности существует потребность в  самооценке, в понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет  большое значение для его адаптации к окружающей среде

Для нормального  социального функционирования необходимо включение человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего существования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой фундаментальной человеческой потребности - основной показатель социальной деформации личности.

Органические  потребности человека возникают  без специального их формирования, тогда как все социальные потребности  возникают лишь в процессе специального их формирования, воспитания.

Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.

Возникающие в результате деятельности все новые  и новые потребности являются основным стимулом, как развития отдельной личности, так и исторического прогресса общества в целом.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для  ее удовлетворения имеются или могут  быть созданы необходимые средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, потребность оказания помощи другим людям, у третьего - проявить удаль в схватке, отличиться и т.д.

Информация о работе Общие понятия о психике