Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:40, реферат
Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
I.Введение
II.Понятие о лексике
III.Исследование состояния лексики
1.Исследование пассивного словаря
2. Исследование активного словаря
3. Исследование объема и качества номинативного словаря в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по темам
4. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету
5. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет
6. Называние слов-синонимов
7. Называние слов-антонимов
8. Исследование умения объяснять значения слова
9. Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях, и предложениях
IV.Заключение
А. Имена существительные (по вопросу "Что такое...?").
Речевой материал - слова: пила, коробка, игла, книга, труба, корзина.
Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается внимательно прочесть напечатанные на карточке слова и объяснить их значения, ответив на вопрос "Что такое...?".
Оценка результатов: высокий уровень — высокий уровень обобщения, абстракции, характеристика слов, словосочетаний и предложений точно передает их лексическое значение; уровень выше среднего - правильное и полное описание лексического значения слов, отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий; средний уровень -характеристика лексического значения слов не в полной мере отражает его свойство и качество, трудности выделения основных и второстепенных признаков словоформ, помощь экспериментатора выражена в значительной степени; уровень ниже среднего - выделение лишь отдельных черт лексического значения слов, причем нахождение среди них основных возможно лишь при интенсивной помощи экспериментатора, смешение лексического и грамматического значения слов, значительные затруднения при их абстрагировании в словосочетаниях и предложениях; низкий уровень - низкий уровень обобщений, описание лексического значения сводится к описанию предмета, его признака или действия с точки зрения их полезности, понимание переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях недоступно.
Б. Имена прилагательные (по вопросу "Это какой?").
Речевой материал - напечатанные на карточках слова: нарисованный, чайный, быстрый, рогатый, старый, полезный.
Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается внимательно прочесть слова и объяснить их значение с помощью вопроса "Это какой?".
Оценка результатов: высокий уровень — высокий уровень обобщения, абстракции, характеристика слов, словосочетаний и предложений точно передает их лексическое значение; уровень выше среднего - правильное и полное описание лексического значения слов, отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий; средний уровень -характеристика лексического значения слов не в полной мере отражает его свойство и качество, трудности выделения основных и второстепенных признаков словоформ, помощь экспериментатора выражена в значительной степени; уровень ниже среднего - выделение лишь отдельных черт лексического значения слов, причем нахождение среди них основных возможно лишь при интенсивной помощи экспериментатора, смешение лексического и грамматического значения слов, значительные затруднения при их абстрагировании в словосочетаниях и предложениях; низкий уровень - низкий уровень обобщений, описание лексического значения сводится к описанию предмета, его признака или действия с точки зрения их полезности, понимание переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях недоступно.
В. Глаголы (по вопросу "Что значит...?").
Материал - напечатанные на карточках слова: читать, вскопать, шутить, определить, распугать, оглядеться.
Процедура и инструкция. Учащийся получает карточки со словами, внимательно их прочитывает и объясняет значение, ответив на вопрос "Что значит...?".
Оценка
результатов: высокий уровень —
высокий уровень обобщения, абстракции,
характеристика слов, словосочетаний
и предложений точно передает
их лексическое значение; уровень
выше среднего - правильное и полное
описание лексического значения слов,
отдельные трудности выделения основных
и второстепенных качеств предметов, а
также их признаков и действий; средний
уровень -характеристика лексического
значения слов не в полной мере отражает
его свойство и качество, трудности выделения
основных и второстепенных признаков
словоформ, помощь экспериментатора выражена
в значительной степени; уровень ниже
среднего - выделение лишь отдельных черт
лексического значения слов, причем нахождение
среди них основных возможно лишь при
интенсивной помощи экспериментатора,
смешение лексического и грамматического
значения слов, значительные затруднения
при их абстрагировании в словосочетаниях
и предложениях; низкий уровень - низкий
уровень обобщений, описание лексического
значения сводится к описанию предмета,
его признака или действия с точки зрения
их полезности, понимание переносного
значения слов в словосочетаниях и предложениях
недоступно.
Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях, и предложениях
Речевой материал - словосочетания: золотое сердце, колючий взгляд, тяжелый характер, добрые дела; предложения: На его лице была написана радость. Девочка не бежала, а летела к дому.
Процедура
и инструкция. Экспериментатор дает
испытуемому следующую
Заключение
Лексика
как раздел науки о языке в
начальной школе изучают и
в образовательно-
Следует иметь в виду, что расширение словарного запаса учащихся происходит гораздо интенсивнее, если эта работа опирается на знания, приобретенные в процессе изучения лексики.
Работа
над усвоением лексики