Понятие воли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 13:57, реферат

Краткое описание

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ.docx

— 25.39 Кб (Скачать)

ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимательность к воле. Когда-то, ещё в XVIII—XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые нужно было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не примечать было невозможно, так как свобода относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением) , жизненно важную роль которых нет особой необходимости приводить доказательства. 
 
По этой причине в начале XX в. и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь просторно и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов. 
 
Однако вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как от якобы ненаучного, сменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, операционализируемыми и верифицируемыми", т. е. такими, которые можно наблюдать и оценивать. Так, в . американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие "устойчивость поведения" — настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т. п. 
 
Вчитываясь сегодня в работы таких замечательных психологов прошлого, как У. Джемс в Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки и С. Л. Рубинштейн в РФ (в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли они продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем, что свобода — полностью реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками. Каковы же они? 
 
Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп. 
 
Один из существенных признаков волевого акта содержится в том, что он постоянно связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действо постоянно можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения. 
 
Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых довольно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления свобода предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. 
 
Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей,—это наличие продуманного плана их „^иществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по загодя намеченному плану, нельзя считать волевым. "Волевое действо — это... сознательное, целенаправленное действо, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним поставленная проблема, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую реальность в соответствии со своим замыслом"". 
 
Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимательность к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе .и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действо обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось осуществить. У. Джемс по этому поводу писал следующее: "Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: "Пусть так, а я все же буду совершать вот этак"^. 
 
Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда .SM приходится совершать наперекор своим природным или характерологическим сведениям. 
 
Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда ещё не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть ещё и свобода, без которой способности оставались бы пустым звуком.

Волевая регуляция поведения

Функцией  волевой регуляции  является повышение  эффективности соответствующей  деятельности, а волевое  действо предстает  как сознательное, целенаправленное действо  человека по преодолению  внешних и внутренних препятствий с  помощью волевых  усилий. На личностном уровне свобода проявляется  в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно  рассматривать как  первичные, или базовые, волевые кач^т-ва личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Волевого человека отличают решительность, смелость, самооб ладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными. 
 
Наконец, есть ещё третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны совместно с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают свобода человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются толь--ко к подростковому возрасту. 
 
По мнению В. А. Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. -Реальным механизмом^ порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях. 
 
Волевое действо, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно," однако, нужно осознать, осмыслить суть возникшей проблемы." 
 
Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: "Что случилось?" Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что свобода тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действо фактически, содержится в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.  
 
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимательность. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает покупку человеком волевого конт-" роля над ними. " 
 
Волевое действо постоянно связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели" особый смысл, и в этом случае участие воли в/регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае нужно бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения участник ности. В третьем случае поставленной задачей может прийти научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением. 
 
Энергия и источник волевых действий постоянно так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей. 
 
Волевая регуляция может включиться в дело на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, обдуманно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их наперекор сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, обдуманно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек обдуманно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания совершать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая дело, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца. 
 
Типичным случаем включения воли в менеджмент деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им немаловажно большего значения, чем они имели сначала. 
 
При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С. Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: "Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя... как субъекта... который... возвышаясь над ними, в состоянии произвести отбор между ними"".

Развитие  воли у человека

Развитие  волевой регуляции  поведения у человека осуществляется в  нескольких направлениях. С одной стороны  — это преобразование непроизвольных психических  процессов в произвольные, с прочий — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. 
 
Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов свобода сначала выступает в форме внешнеречевой регуляции и только далее — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое менеджмент сначала касается произвольных движений отдельных частей тела, а потом — планирования и менеджмента сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и дальше — к третичным волевым качествам. 
 
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек обдуманно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение довольно длительного времени. Например, школьник ещё в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков" Одновременно он может поставить перед собой поставленная проблема заняться в буду-" щем сложным и престижным видом деятельности, для успешного вы^ полнения которого необходимы такого рода способности. Есть нема-1 ло жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учены-1 ми, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не: обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной^ работоспособности и воли. 
 
Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действо постоянно совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная дело, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям. 
 
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому взращивать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут предстать и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. 
 
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают ещё одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую дело в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Информация о работе Понятие воли