Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа
Основными целями курсового проекта является закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, определение места инновационного менеджмента на предприятии и оценка его эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
Теоретической и методологической базой выступают работы отечественных и зарубежных ученых в области товарной политики; методические указания к написанию курсовой работы для студентов специальности 0605, 0608; ресурсы Интернет.
Введение
I. Управление инновациями
1. Сущность инновационного менеджмента
1.1. Основные понятия
1.2. Инновационный процесс
1.3. Классификация инноваций
2. Инновационная стратегия
3. Разработка и внедрение новой продукции
3.1. Понятие «нового продукта»
3.2. Этапы выведения нового продукта на рынок
3.2.1. Этап генерации идей
3.2.2. Отбор идей
3.2.3. Разработка замысла и его проверка
3.2.4. Этап экономического анализа
3.2.5. Разработка товара
3.2.6. Пробный маркетинг
3.2.7. Коммерческая реализация товара
4. Экспертиза инновационных проектов
5. Характеристика результатов инновационной деятельности
6. Выход на рынок технологий как результат инновационной
деятельности
II. Практическое задание
1.1 Характеристика предприятия
1.2 Характеристика выпускаемой продукции
1.3 производство продукции, режим работы
2. Миссия и цели предприятия
2.1 Анализ структуры организации
2.2 Организация управления
2.3 Технология производства
3. Технология производства
3.1 Численность, состав
3.2 Политика комплектования кадров, их обучение и повышение квалификации
4. Служба маркетинга
4.1 Конкуренты
4.2 Потребители
4.3 Поставщики всех видов ресурсов
5 Анализ среды
6 Анализ сил воздействия
Заключение
Литература
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ БЕЛГОРОДСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРИ БГТУ ИМЕНИ В.Г. ШУХОВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
Тема: «Управление инновациями»
Выполнил:
Студент Дружков М.В.
Группа 4ЭУз-31
Принял: КЭН, доц.
Шаповалов А.А.
Содержание
Введение
I. Управление инновациями
1. Сущность инновационного менеджмента
1.1. Основные понятия
1.2. Инновационный процесс
1.3. Классификация инноваций
2. Инновационная стратегия
3. Разработка и внедрение новой продукции
3.1. Понятие «нового продукта»
3.2. Этапы выведения нового продукта на рынок
3.2.1. Этап генерации идей
3.2.2. Отбор идей
3.2.3. Разработка замысла и его проверка
3.2.4. Этап экономического анализа
3.2.5. Разработка товара
3.2.7. Коммерческая реализация товара
II. Практическое задание
1.1 Характеристика предприятия
1.2 Характеристика выпускаемой продукции
1.3 производство продукции, режим работы
2. Миссия и цели предприятия
2.1 Анализ структуры организации
2.2 Организация управления
2.3 Технология производства
3. Технология производства
3.1 Численность, состав
3.2 Политика комплектования кадров, их обучение и повышение квалификации
4. Служба маркетинга
4.1 Конкуренты
4.2 Потребители
4.3 Поставщики всех видов ресурсов
5 Анализ среды
6 Анализ сил воздействия
Заключение
Литература
Введение
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Актуальностью темы курсовой работы определяется существованием достаточно большого пробела в вопросе управления инновациями.
Основными целями курсового проекта является закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, определение места инновационного менеджмента на предприятии и оценка его эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
Теоретической и методологической базой выступают работы отечественных и зарубежных ученых в области товарной политики; методические указания к написанию курсовой работы для студентов специальности 0605, 0608; ресурсы Интернет.
1. Сущность инновационного менеджмента
1.1. Основные понятия
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
1.2. Инновационный процесс
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат.
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой меж организационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом меж организационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.