Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа
Основными целями курсового проекта является закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, определение места инновационного менеджмента на предприятии и оценка его эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
Теоретической и методологической базой выступают работы отечественных и зарубежных ученых в области товарной политики; методические указания к написанию курсовой работы для студентов специальности 0605, 0608; ресурсы Интернет.
Введение
I. Управление инновациями
1. Сущность инновационного менеджмента
1.1. Основные понятия
1.2. Инновационный процесс
1.3. Классификация инноваций
2. Инновационная стратегия
3. Разработка и внедрение новой продукции
3.1. Понятие «нового продукта»
3.2. Этапы выведения нового продукта на рынок
3.2.1. Этап генерации идей
3.2.2. Отбор идей
3.2.3. Разработка замысла и его проверка
3.2.4. Этап экономического анализа
3.2.5. Разработка товара
3.2.6. Пробный маркетинг
3.2.7. Коммерческая реализация товара
4. Экспертиза инновационных проектов
5. Характеристика результатов инновационной деятельности
6. Выход на рынок технологий как результат инновационной
деятельности
II. Практическое задание
1.1 Характеристика предприятия
1.2 Характеристика выпускаемой продукции
1.3 производство продукции, режим работы
2. Миссия и цели предприятия
2.1 Анализ структуры организации
2.2 Организация управления
2.3 Технология производства
3. Технология производства
3.1 Численность, состав
3.2 Политика комплектования кадров, их обучение и повышение квалификации
4. Служба маркетинга
4.1 Конкуренты
4.2 Потребители
4.3 Поставщики всех видов ресурсов
5 Анализ среды
6 Анализ сил воздействия
Заключение
Литература
Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:
описательный;
сравнение положений «до» и «после»;
сопоставительная экспертиза.
Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. Он позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров.
Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.
Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.
Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.
Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой. Этот метод также имеет недостатки, в частности, он неприменим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.
Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.
Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:
1) наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих, и методам контроля;
2) при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;
3) проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;
4) методы контроля должны быть увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.
При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.
Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного содержания проекта учитываются:
1) четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);
2) четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);
3) качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);
4) научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует).
5) новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).
Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).
Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить: его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников, а также обосновать по приведенной выше системе оценку проекта.
В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.
Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например «ноу-хау»).
Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране. В Белоруссии законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией.
Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе установлено такое средство индивидуализации продукции — товарный знак. В Законе Белоруссии «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение:
«Товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак ТЗ) — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.
Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный товар.
Однородная продукция может выпускаться разными производителями, распространяться разными продавцами. Причем и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.
Товарный знак выполняет следующие функции:
служит ориентиром при выборе товара;
указывает на наличие соответствующего качества товара;
выделяет товар из однородных товаров других производителей;
показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;
рекламирует товар, так как обеспечивает производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;
позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.
Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной собственности).
Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.
«Ноу-хау» могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.
Следствием инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия — промышленные образцы. Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.
Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.
Материальные результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.
Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.
Результаты инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий. Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.
Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так и на международном уровне.
Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она охватывает сделки с «ноу-хау», с патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау». Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они менее рискованны по сравнению с прямым инвестированием.
Результаты инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи «ноу-хау», — это специфический товар мирового рынка.
Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:
потребительной стоимости;
труда по созданию;
процесса потребления технологических знаний.
Технологические знания являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.
Каждое новое техническое решение, относящееся к производству, является уникальным и неповторимым. Поэтому каждый отдельный технологический товар нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может относиться к той же отрасли производства. Сравнивать технологии можно только через полезный эффект от их использования.
Затраты труда на производство нематериального продукта отличаются от затрат труда на производство материальных носителей знаний. Прежде всего труд по созданию новой технологии как один из видов научного труда носит творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию и управление и др.
Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии предопределяет особенности потребления этого товара. Технологические знания используются в производственном процессе, однако, характер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.
На использование технологии влияют:
темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;
скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение дополнительного дохода лицензиата.
Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».
На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:
производственный риск;
коммерческий риск;
конкуренция со стороны альтернативных технологий.
Производственный риск связан с тем, что предприятие лицензиата не реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной лицензией или «ноу-хау». Вероятность производственного риска зависит от степени разработанности новой технологии.