Механизм управления инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:54, доклад

Краткое описание

Процесс инновационной деятельности может быть разделен на этапы: проведение научных исследований, разработка новшества, включая его опытную проверку; внедрение и освоение нововведения в производстве — период от завершения его разработки до момента достижения проектных технико-экономических показателей;

распространение нововведения - период от его внедрения и освоения на первом предприятии до удовлетворения потребности в нем рынка (вплоть до момента утилизации изделий). Организация разработки новшества в общем, виде включает в себя проведение фундаментальных исследований, прикладных разработок, организацию

Файлы: 1 файл

Механизм управления инновациями.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

Механизм  управления инновациями 

Процесс  инновационной  деятельности  может  быть  разделен  на этапы:  проведение  научных  исследований,  разработка  новшества, включая его опытную проверку; внедрение и освоение нововведения в производстве —  период  от  завершения  его разработки  до  момента достижения  проектных технико-экономических показателей;

распространение  нововведения -  период  от  его  внедрения  и  освоения на  первом  предприятии  до  удовлетворения  потребности  в  нем  рынка (вплоть до  момента утилизации  изделий).  Организация разработки новшества в общем,  виде  включает  в себя  проведение фундаментальных исследований, прикладных разработок, организацию

опытного производства.  

Фундаментальные  исследования  направлены  на открытие принципиально нового,  неизвестного  прежде  явления,  неизвестных свойств,  новой информации  о мире.  Их  организация включает  пять основных этапов (стадий):

−  выдвижение  предварительной  гипотезы,  постановка  проблемы на основе изучения имеющегося научного потенциала. На этой стадии  осуществляется  определение  конечных  целей исследования,  возможных  способов  их  достижения, установление  требований  и  ограничений,  предъявляемых  к проверке гипотезы; 

−  создание  методики  установления  истинности  гипотезы:

определение  конечного  результата,  выявление  факторов: противоречащих  достижению  данного  результата,  и  причин этих противоречий, установление условий, при которых может быть  получен  идеальный  результат,  разработка  программы эксперимента,  призванной  определить  способ  устранения противоречий путем изменения в объекте исследования. С этой целью создается математическая модель изучаемого явления; 

−  организация  эксперимента.  Задача  этой  стадии -  установление соответствия  первоначальной  гипотезы  объективному  ходу процесса.  Работы  по  организации  эксперимента  требуют  в отдельных  случаях  создания  уникального  научного оборудования, измерительных комплексов и т.п.; −  собственно  теоретические  исследования:  уточнение предварительных  гипотез  с  учетом  результатов  эксперимента

или  анализа  модели,  формулирование  новых  научных положений - научной теории;

−   заключительная стадия - отбор информации для последующего использования,  для  проведения  прикладных  научно-исследовательских работ (НИР).   

Конкретным  результатом  фундаментальных  исследований являются открытия, теории, концепции, принципы.

Важнейший  элемент  организации  научных  исследований -  их оценка:  не  столько  определение  экономической  эффективности, сколько  оценка  информационного  эффекта. В  качестве  его  признаков используются:  научно-технический  уровень (новизна), перспективность (широта  использования),  возможность  реализации  и др.  

Оценка  информационного  эффекта  может  быть  выражена  через класс  информации.  Так,  новизна (оригинальность)  может  быть определена через ранг научного результата:

−  доктрина, учение, для которых характерно использование  новой методологии, принципиальная новизна результата,

−  теория (закономерности,  категории,  понятия)  крупной  проблемы (например,  теория  эффективности)  или  отдельного вопроса;

−  методика, т.е. разработка новых, методов, моделей  на базе уже известных теоретических положений;

−   исследование -  проведение  экспериментов,  инженерных расчетов, моделирование на основе уже известной методики;

−  научные  обзоры,  т.е.  аналитические  материалы  научной литературы по отдельной  теме или вопросу.  

Прикладные  исследования  носят  поисковый  характер  и направлены  на  определение  путей  использования  достижений фундаментальной  науки.  К  ним  непосредственно  примыкают разработки, т.е. конструирование новых моделей машин, оборудования

и приборов, создание новых технологических процессов  и комплексов, новых  материалов,  систем  организации  и  управления (нормативов  и стандартов). 
 

Организация  НИОКР.  В  отличие  от  фундаментальной  науки основана на регламентированных процедурах и включает четыре этапа:

 −  разработка  и утверждение технического задания (ТЗ); 

−  теоретические  исследования:  выдвижение  гипотез,

классификация фактов и явлений, их анализ, составление;

принципиальных  схем  и  вариантов  решений,  их

обоснование, моделирование  процесса; 

−  изготовление  и  испытание  материальных  моделей  и

образцов;

−  обобщение  и оценка результатов НИР. 

Обоснование нововведения. На всех стадиях НИОКР проводится ТЭО нововведения,  т.е.  анализ  его научно-технического  и технико-экономического  уровня,  новизны  и  патентоспособности  разработки, определение  эффективности  и  областей  эффективного  применения нововведения, масштабов его использования.

Оценка  научно-технического  уровня (МТУ)  разработки осуществляется  путем  сравнения  ее  показателей  и  характеристик  с аналогичными  достижениями  в  мировой  и  отечественной  практике.

Для этой цели весьма важен выбор образцов-аналогов данного  изделия, в  сравнении  с  которыми  осуществляется  оценка  НТУ.  Они  должны отражать  новейшие  достижения  в  конкретной  области  техники, прогрессивные тенденции ее развития. 

Организация  внедрения,  освоения  и  распространения  нововведений.

 Для  успешного   внедрения  и  освоения  нововведений  необходимы:

−  согласование  экономических  интересов  разработчиков, производителей и потребителей новшеств; 

−  завершенность  разработки,  в  том  числе  проведение  опытно-промышленной  проверки  и  создание  необходимой  оснастки, оргпроектов, нормативов; 

−  подготовка  специалистов  для  внедрения  новшества  и переподготовка работников для его использования; 

−  наличие  у предприятия резервных мощностей  для организации технической  подготовки производства и освоения новшеств;

−  организация  авторского  надзора,  участие  в  наладке, консультациях, послепродажном обслуживании.   

1.3. Управление инновационной  деятельностью  

Инновационная  стратегия.

Под  формированием  научно-технической  политики  понимается стратегия  нововведения  данного  объекта  хозяйствования  по отношению  к  процессу  инноваций,  которое  включает  в  себя определение  направленности  усилий, масштабов  этих  усилий,  темпов развития,  сроков  смены  продукции  и  обновления  технической  базы

производства, характера  научных и проектных изысканий. 

2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

 

2.1. Управление  стратегией нововведений  

Стратегическое  управление.  Эффективным  организационным  механизмом  стратегического  управления  считается  создание  целевых  групп  межфункционального  характера,  охватывающих различные уровни управления, особенно в тех случаях, когда требуется отказаться от  традиционных  способов  мышления,  распределения функций и ответственности. Проблемно ориентированные целевые группы с четко обозначенными функциями и ответственностью  повышают действенность  стратегического  управления,  служат  эффективным средством реализации стратегических изменений  

Система  инновационной  стратегии. 

Инновационная  стратегия  классифицирует  стратегии  по  их характеру:  горизонтальное  расширение,  связанная  диверсификация; несвязанная (конгломератная)  диверсификация:  вертикальная интеграция.

Важными  факторами  успешной  инновационной  стратегии  предприятий  являются:  весь  накопленный  опыт  и  потенциал, дифференцированные  и  специфические  компетенции,  которые определяют  направления  и  масштабы  возможных  и  потенциально эффективных  нововведений;  гибкие  организационные  формы, позволяющие  сочетать  децентрализацию  управления,  необходимую для  эффективного  освоения  ововведений,  и  централизацию, необходимую  для  применения  ключевых  технологий  и  постоянного

пересмотра  организации и функций  соответствующих  подразделений; процессы  обучения,  обеспечивающие  накопление  специфических  компетенций в результате опыта, анализ внешних факторов и явлений, ассимиляции  новых  технологий, методов  производства  и  управления; методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капиталовложений  в  данный  момент  и  создания  возможностей  для

таковых в будущем. 

2.2. Управление конкурентоспособностью инноваций  

Организация  управления  инновационной  деятельностью. 

Факторы успеха инновационной деятельности предприятия:

−  стратегический  подход  на  основе  инновационной  политики предприятия;

−  человеческий фактор  на  основе максимальной  отдачи  каждого специалиста  и  эффективной   организационной  структуры  и культуры;

−  использование  профессиональных приемов управления на основе методов  оценки  проектов,  методов  управления,  на  основе анализа риска, финансовых оценок и управления бюджетом;

−  ориентация  на  будущее на  основе  своевременности  инноваций и прогнозной оценки технологии;

−  эффективное  освоение  практического  опыта  на  основе исследования  специфических  особенностей  инновационного процесса на примерах успешных и неудачных нововведений.

Информация о работе Механизм управления инновациями