Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:54, доклад
Процесс инновационной деятельности может быть разделен на этапы: проведение научных исследований, разработка новшества, включая его опытную проверку; внедрение и освоение нововведения в производстве — период от завершения его разработки до момента достижения проектных технико-экономических показателей;
распространение нововведения - период от его внедрения и освоения на первом предприятии до удовлетворения потребности в нем рынка (вплоть до момента утилизации изделий). Организация разработки новшества в общем, виде включает в себя проведение фундаментальных исследований, прикладных разработок, организацию
Механизм
управления инновациями
Процесс инновационной деятельности может быть разделен на этапы: проведение научных исследований, разработка новшества, включая его опытную проверку; внедрение и освоение нововведения в производстве — период от завершения его разработки до момента достижения проектных технико-экономических показателей;
распространение нововведения - период от его внедрения и освоения на первом предприятии до удовлетворения потребности в нем рынка (вплоть до момента утилизации изделий). Организация разработки новшества в общем, виде включает в себя проведение фундаментальных исследований, прикладных разработок, организацию
опытного производства.
Фундаментальные исследования направлены на открытие принципиально нового, неизвестного прежде явления, неизвестных свойств, новой информации о мире. Их организация включает пять основных этапов (стадий):
− выдвижение предварительной гипотезы, постановка проблемы на основе изучения имеющегося научного потенциала. На этой стадии осуществляется определение конечных целей исследования, возможных способов их достижения, установление требований и ограничений, предъявляемых к проверке гипотезы;
− создание методики установления истинности гипотезы:
определение конечного результата, выявление факторов: противоречащих достижению данного результата, и причин этих противоречий, установление условий, при которых может быть получен идеальный результат, разработка программы эксперимента, призванной определить способ устранения противоречий путем изменения в объекте исследования. С этой целью создается математическая модель изучаемого явления;
− организация эксперимента. Задача этой стадии - установление соответствия первоначальной гипотезы объективному ходу процесса. Работы по организации эксперимента требуют в отдельных случаях создания уникального научного оборудования, измерительных комплексов и т.п.; − собственно теоретические исследования: уточнение предварительных гипотез с учетом результатов эксперимента
или анализа модели, формулирование новых научных положений - научной теории;
− заключительная
стадия - отбор информации для последующего
использования, для проведения
прикладных научно-исследовательских
работ (НИР).
Конкретным результатом фундаментальных исследований являются открытия, теории, концепции, принципы.
Важнейший элемент
организации научных исследований
- их оценка: не столько определение
экономической эффективности, сколько
оценка информационного эффекта.
В качестве его признаков используются:
научно-технический уровень (новизна),
перспективность (широта использования),
возможность реализации и др.
Оценка информационного эффекта может быть выражена через класс информации. Так, новизна (оригинальность) может быть определена через ранг научного результата:
− доктрина, учение, для которых характерно использование новой методологии, принципиальная новизна результата,
− теория (закономерности, категории, понятия) крупной проблемы (например, теория эффективности) или отдельного вопроса;
− методика, т.е. разработка новых, методов, моделей на базе уже известных теоретических положений;
− исследование - проведение экспериментов, инженерных расчетов, моделирование на основе уже известной методики;
− научные
обзоры, т.е. аналитические материалы
научной литературы по отдельной
теме или вопросу.
Прикладные исследования носят поисковый характер и направлены на определение путей использования достижений фундаментальной науки. К ним непосредственно примыкают разработки, т.е. конструирование новых моделей машин, оборудования
и приборов, создание
новых технологических
Организация НИОКР. В отличие от фундаментальной науки основана на регламентированных процедурах и включает четыре этапа:
− разработка и утверждение технического задания (ТЗ);
− теоретические исследования: выдвижение гипотез,
классификация фактов и явлений, их анализ, составление;
принципиальных схем и вариантов решений, их
обоснование, моделирование процесса;
− изготовление и испытание материальных моделей и
образцов;
− обобщение
и оценка результатов НИР.
Обоснование нововведения. На всех стадиях НИОКР проводится ТЭО нововведения, т.е. анализ его научно-технического и технико-экономического уровня, новизны и патентоспособности разработки, определение эффективности и областей эффективного применения нововведения, масштабов его использования.
Оценка научно-технического уровня (МТУ) разработки осуществляется путем сравнения ее показателей и характеристик с аналогичными достижениями в мировой и отечественной практике.
Для этой цели весьма
важен выбор образцов-аналогов данного
изделия, в сравнении с которыми
осуществляется оценка НТУ.
Они должны отражать новейшие
достижения в конкретной области
техники, прогрессивные тенденции ее развития.
Организация внедрения, освоения и распространения нововведений.
Для успешного внедрения и освоения нововведений необходимы:
− согласование экономических интересов разработчиков, производителей и потребителей новшеств;
− завершенность разработки, в том числе проведение опытно-промышленной проверки и создание необходимой оснастки, оргпроектов, нормативов;
− подготовка специалистов для внедрения новшества и переподготовка работников для его использования;
− наличие
у предприятия резервных
− организация
авторского надзора, участие
в наладке, консультациях, послепродажном
обслуживании.
1.3.
Управление инновационной
деятельностью
Инновационная стратегия.
Под формированием научно-технической политики понимается стратегия нововведения данного объекта хозяйствования по отношению к процессу инноваций, которое включает в себя определение направленности усилий, масштабов этих усилий, темпов развития, сроков смены продукции и обновления технической базы
производства, характера
научных и проектных изысканий.
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
2.1. Управление
стратегией нововведений
Стратегическое
управление. Эффективным организационным
механизмом стратегического управления
считается создание целевых
групп межфункционального характера,
охватывающих различные уровни управления,
особенно в тех случаях, когда требуется
отказаться от традиционных способов
мышления, распределения функций
и ответственности. Проблемно ориентированные
целевые группы с четко обозначенными
функциями и ответственностью повышают
действенность стратегического
управления, служат эффективным
средством реализации стратегических
изменений
Система инновационной
стратегии.
Инновационная стратегия классифицирует стратегии по их характеру: горизонтальное расширение, связанная диверсификация; несвязанная (конгломератная) диверсификация: вертикальная интеграция.
Важными факторами успешной инновационной стратегии предприятий являются: весь накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных нововведений; гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения ововведений, и централизацию, необходимую для применения ключевых технологий и постоянного
пересмотра организации и функций соответствующих подразделений; процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализ внешних факторов и явлений, ассимиляции новых технологий, методов производства и управления; методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капиталовложений в данный момент и создания возможностей для
таковых в будущем.
2.2. Управление конкурентоспособностью
инноваций
Организация
управления инновационной деятельностью.
Факторы успеха инновационной деятельности предприятия:
− стратегический подход на основе инновационной политики предприятия;
− человеческий фактор на основе максимальной отдачи каждого специалиста и эффективной организационной структуры и культуры;
− использование профессиональных приемов управления на основе методов оценки проектов, методов управления, на основе анализа риска, финансовых оценок и управления бюджетом;
− ориентация на будущее на основе своевременности инноваций и прогнозной оценки технологии;
− эффективное освоение практического опыта на основе исследования специфических особенностей инновационного процесса на примерах успешных и неудачных нововведений.