Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:45, курсовая работа
Цель курсовой работы - разработать систему мер по управлению дебиторской задолженностью
Исходя из указанной цели курсовой работы её основной задачей являются:
- выявить причины образования дебиторской задолженности;
ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------- 3
ГЛАВА 1 Сущность, аналитический и синтетический учет дебиторской задолженности покупателей и заказчиков ---------------------------------------- 5
1.1 Экономическая сущность возникновения дебиторской задолженности по видам ------------------------------------------------------------------------------------- 5
1.2 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги ------------------------ 10
ГЛАВА 2 Анализ расчетов с покупателями и заказчиками ---------------- 19
2.1 Краткая характеристика организации ООО «МЦ «ЭЛЛАРА»» ----------- 19
2.2 Отражение в учете дебиторской задолженности покупателей и заказчиков и ее движения ----------------------------------------------------------------------------- 20
2.3 Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции и выполнению работ ----------------------------------------------------------------------- 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------- 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ---------------------------- 37
Выше рассматривался порядок отражения авансов в бухгалтерском учете. Отражение этих же операций для целей налогообложения может отличаться от результатов, полученных в бухгалтерском учете.
Вообще, в гражданском законодательстве предусмотрена возможность погашения обязательств путем зачета, прощения долга и новации. Зачет соответствующего обязательства и встречного требования проводится на основании акта выверки взаимных расчетов, обмена письмами на согласие зачета. Зачтенная сумма обязательств должна быть отражена по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Если производится новация (замена одного обязательства другим), то записи бухгалтерских проводок не требуется. Просто в аналитическом учете необходимо закрыть настоящее обязательство, а вместо него признать новое, возникшее в результате соглашения о новации. Прощение долга по обязательствам подразумевает их погашение без какого бы то ни было встречного возмещения. Сумма прощенного обязательства закрывается и списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Упоминание о регулировании Гражданским кодексом РФ способов погашения обязательств неслучайно, т.к. возникновение обязательств может быть также связано с получением или выдачей аванса или предварительной оплаты.
ГЛАВА 2. Анализ расчетов с покупателями и заказчиками.
2.1 Краткая характеристика организации ООО «МЦ «ЭЛЛАРА»»
Наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «Медицинский Центр «ЭЛЛАРА»»
Официальное сокращенное наименование организации: ООО «МЦ «ЭЛЛАРА»».
Юридический адрес: 105037, г. Москва, Измайловский проезд, д.11, стр.2
Местонахождение организации: 105037, г. Москва, Измайловский проезд, д.11, стр.2
Почтовый адрес: 105037, г. Москва, Измайловский проезд, д.11, стр.2
Государственная регистрация: свидетельство о государственной регистрации: № 031.219, выдано Московской регистрационной палатой 15 апреля 1994 года.
В единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании организации за основным регистрационным номером 1057747171019 (свидетельство о внесении записи о государственной регистрации юридического лица выдано межрайонной МИФНС России №46 по г. Москве 06.06.05 г., № серия 77 № 006342659).
Руководителем является генеральный директор Лангнер Алексей Александрович.
Лицом, ответственным за подготовку бухгалтерской отчетности, являлся главный бухгалтер Лангнер Алексей Александрович.
Организация является коммерческой, созданной в форме Общества с ограниченной ответственностью.
ООО «МЦ «ЭЛЛАРА»» признает в качестве обычных видов деятельности, осуществляемых с целью получения дохода:
1. Основной вид деятельности: производство и продажа медикаментов
2.2 Отражение в учете дебиторской задолженности покупателей и заказчиков и ее движения.
В соответствии с Планом счетов, учет расчетов с покупателями и заказчиками на изучаемом предприятии ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В Плане счетов отсутствуют рекомендации по перечню субсчетов, открываемых к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», однако закреплено требование об организации аналитического учета по каждому предъявленному покупателям счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику.
В изучаемой организации к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» открыты субсчета:
1) 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками в рублях»
2) 62.2 «Расчеты по авансам»
3) 62.3 «Расчеты с покупателями и заказчиками векселями»
4) 62.4 «Расчеты с покупателями и заказчиками по договорам комиссии»
В фирме расчеты с покупателями и заказчиками расчеты иногда производятся с использованием денежных авансов. Главное отличие авансов от доходов будущих периодов заключается в том, что они не приносят организации никакой экономической выгоды. Предприятию, получившему аванс, еще предстоит исполнить свои обязательства - отгрузить товар, выполнить работу или оказать услугу. И лишь после этого можно сказать, что доход получен. Если же организация откажется от взятых на себя обязательств, то аванс придется вернуть. Таким образом, аванс - это предоплата в счет будущей поставки товаров: как правило, у фирмы-продавца есть возможность передумать и, оставив товар себе, вернуть деньги несостоявшемуся покупателю. Также к авансам следует относить суммы, поступившие за работу, которую фирма еще не сделала или услугу, которую еще не оказала.
Довольно часто в отношениях с покупателями и заказчиками имеют место расчеты по претензиям. Взаимные претензии возникают в основном из–за несоблюдения условий договоров и обязательств по расчетам. Претензии составляются в письменной форме, подписываются руководителем организации и передаются другому предприятию под расписку. В претензии указываются требования заявителя, сумма предполагаемого возмещения и ее расчет, а так же содержатся ссылки на соответствующие доказательства, перечень прилагаемых документов или заверенные их копии. Обязательным условием для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете, является их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом.
Нарушение сроков расчетов, согласно условиям договоров, приводит к образованию у изучаемого предприятия просроченной дебиторской задолженности, что в перспективе грозит убытками. Просроченная задолженность покупателей и заказчиков подлежит списанию на убытки. До окончания срока исковой давности можно списать задолженность, которую нельзя взыскать (например, неоплаченные долги ликвидированных предприятий или суммы, во взыскании которых имеется отказ суда).
В организации в расчетах с покупателями применяется как наличная, так и безналичная форма расчетов. Расчеты наличными производятся в пределах определенной суммы в рублевом эквиваленте по одной сделке. В безналичном порядке расчеты проводятся только через банки и другие кредитные организации.
Расчеты с покупателями и поставщиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций.
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги предприятие предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производится следующие бухгалтерские записи:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит 90 «Продажи».
Поскольку отгруженная продукция считается реализованной, то с ее стоимости начисляется НДС (Дебет 90 Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам») при погашении покупателями и заказчиками своей задолженности она списывается с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.
В соответствии с заключенными договорами предприятие может получать авансов на поставку материальных ценностей под выполнение работ или при оплате продукции и работ по частичной их готовности. Для учета полученных от покупателя (заказчика) авансов используется субсчет 62 «Расчеты по авансам полученным». Суммы, полученные предприятием, авансом отражаются на счете 62 обособленно в виде кредиторской задолженности в корреспонденции со счетами учета денежных средств Дебет 51 Кредит 62. Одновременно производится начисление налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет с суммы полученного аванса по установленной ставке. На сумму начисленного налога уменьшается сумма аванса на счете 62.2 и увеличивается задолженность бюджету:
Дебет 62.2 Кредит 68 НДС
При последующей отгрузке продукции, выполнении работ сумма начисленного налога на добавленную стоимость по авансу сторнируется (Дебет 62 Кредит 68 - сторно), а затем отражаются все операции, связанные с реализацией продукции в общеустановленном порядке с использованием счета 90 «Продажи».
Зачет полученных авансов производится внутренней записью по субсчетам счета 62 записью: Дебет 62.2 Кредит 62.1.
Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателем и заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю и заказчику. В таблице 3.2 представлены бухгалтерские проводки с покупателями и заказчиками.
Таблица Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками
Содержание операции | Кор.счета | |
Дебит | Кредит | |
1. Получен аванс от покупателя под отгрузку продукции | 51 | 62-2 |
2. Начислен НДС | 62-2 | 68 |
3. Отражена задолженность покупателя за проданные тов. | 62 | 90-1 |
4. Восстановлен НДС по сумме аванса | 62-2 | 68 |
5. Произведен зачет аванса | 62-1 | 62-2 |
6. Отражено получение векселя от покупателя | 62 | 62-3 |
7. Отражена задолженность покупателя на сумму стоимости реализуемого прочего имущества | 62 | 91-1 |
8. Списание неоплаченной задолженности покупатели при отсутствии резерва по сомнительным долгам | 91 | 62 |
9. Списание неоплаченной задолженности за счет резерва по сомнительным долгам | 63 | 62 |
10. Поступление денежных средств от покупателя в окончательный расчет | 51 | 62 |
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 июня 1995г. № 49, организация ежегодно должна проводить инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности, которая заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. При этом в ходе инвентаризации расчетов выявляются суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34Н, указанно, что сумма дебиторской задолженности проистечении срока исковой давности списываются на финансовый результат организации. Согласно статье 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года. Таким образом, своевременное списание сумм дебиторской задолженности влияет на правильность определения финансового результата деятельности организации.
По причине дефицита свободных денежных средств многие предприятия независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности вынуждены применять в своей деятельности не денежные формы расчетов, к которым относится исполнение долговых обязательств путем зачета взаимных требований.
Взаимозачетные операции проводятся в соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса РФ. При проведении операций, связанных с прекращением обязательств путем зачета требований, должны быть соблюдены три условия:
- наличие встречных задолженностей, признанных и неоспариваемых сторонами;
- однородность взаимных требований сторон;
- взаимозачетная операция проводиться только по обязательствам, срок исполнения которых наступил.
В соответствии Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34Н, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В таблице 3.3 представлена корреспонденция счетов по учету взаимозачетных операций.
Таблица – Схема корреспонденции счетов по учету взаимозачетных операций
Содержание операции
| Кор. Счета | |
Дебет | Кредит | |
1. Начислена задолженность за отгруженные товары | 62-1 | 90-1 |
2. Отражен НДС по реализованным товарам | 90-3 | 68 |
3. Списаны реализованные товары по учетной стоимости | 90-2 | 41 |
4. Отражены автоуслуги в составе издержек обращения | 44 | 60-1 |
5. На сумму НДС | 19 | 60-1 |
6. На сумму оплаченных товаров платежными поручениями | 51 | 62-1 |
7. Зачет взаимных требований согласно акту | 60-1 | 62-1 |
8. Предъявлен к вычету из бюджеты НДС по автоуслугам, согласно акту | 68 | 19 |
Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками